Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поэзия послевоенного времени






После войны для русской поэзии наступили тяжелые времена. Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах " Звезда" и " Ленинград"» (1946) буквально парализовало ее. Грубая, глубоко несправедли­вая оценка деятельности А.Ахматовой была оскорбительной не только для нее самой — для всей русской поэзии. На долгие годы оказались перекрытыми все пути общения истинной поэзии с чи­тателями. О публикации стихов Ахматовой нельзя было и заикнуть­ся, не говоря уже о поэтах и писателях, заточенных в ГУЛАГе, — Н.Заболоцком, Д.Андрееве, В.Шаламове и др.

Конечно, совсем «заморозить» поэзию не пол силу никакому тоталитаризму. Ее течение в ожидании благоприятных дней ушло под лед, чтобы потом обнаружиться в годы «оттепели».

Впрочем, оставалась тема, рядом с которой слабели драконов­ские законы Главлита, этого «недреманного ока» партии.

Жестокие раны нанесла война. Долго не заживали они и в обли­ке городов, обезображенных шрамами от пуль, снарядов и бомб, и в душе человеческой, уязвленной горечью потерь и страданий. Поэты, ставшие известными еще до 1941 г., и новое поколение (С.Наровчатов, М.Луконин, Ю.Друнина, С.Гудзенко и др.), зая­вившее о себе уже на войне, долго еще возвращались к ее незабы­ваемым дням, долго еще, по образному выражению Ю. Друни­ной, наша поэзия носила фронтовую шинель. Для некоторых же из поэтов военная тема так и осталась главной. «Более тридцати лет прошло с тех пор, — писал Е. Исаев об одном из поэтов воен­ного поколения, — когда война отошла от Орлова, а вот он, Орлов, все эти тридцать с чем-то мирных лет никак не мог отойти от войны».

На военные темы были созданы поэтические произведения, сохранившие и доныне художественную ценность.

С.П.Гудзенко (1922—1953). Семен Петрович Гудзенко — из поколения поэтов, опаленного войной. Нет ничего удивительного в том, что поэтический горизонт Гудзенко замыкается главным образом военными рамками:

У каждого поэта есть провинция.

Она ему ошибки и грехи,

Все мелкие обиды и провинности

Прощает за правдивые стихи.

И у меня есть тоже неизменная.

На карту не внесенная, одна.

Суровая моя и откровенная,

Далекая провинция —

Война...

Его сверстники — П. Коган, М. Кульчицкий, Н. Майоров и др. — не вернулись с поля боя. Самого Гудзенко война настигла позднее: Мы не от старости умрем, —

От старых ран умрем.

Гудзенко начал свое образование в МИФЛИ, где учился в 1939 — 1941 гг., завершила его война. В первом сборнике стихов «Одно молчание» (1944) ее суровая правда еще овеяна книжной роман­тикой институтских увлечений. Но вскоре от них осталась только приверженность к жанру баллады, излюбленному жанру поэта, искусству которого он учился у Н.Тихонова.

Военные стихи Гудзенко звучат жестко, уверенно: «Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели...»

И в послевоенное время поэт не теряет связи с прошлым:

Но если снова воевать...

Таков уже закон:

пускай меня пошлют опять

в стрелковый батальон.

Быть под началом у старшин

хотя бы треть пути,

потом могу я с тех вершин

в поэзию сойти.

Мирным будням Советской армии посвящена его поэма «Даль­ний гарнизон» (1950).

Поездки Гудзенко по стране дали ему материал для поэти­ческих книг «Закарпатские стихи» (1948) и «Поездка в Туву» (1949).

 

 

ПОЭЗИЯ «ОТТЕПЕЛИ»

Годы «оттепели» стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. С появлением блестящих поэтических дарований интерес к стихам многократно возрос. Гро­мадные залы Лужников, концертного зала им. П.И.Чайковского, Политехнического музея в Москве, театральные и концертные залы Ленинграда и других городов страны заполнялись до отказа, когда объявлялся вечер поэзии. Долгие часы благодарные слушатели вни­мали голосам любимых поэтов. С книжных прилавков буквально сметались поэтические сборники. Заметно увеличилась площадь, какую отдавали стихам «толстые» журналы и альманахи. Был осно­ван и в течение ряда лет выходил пользовавшийся колоссальной популярностью альманах «День поэзии».

Пафосом поэзии тех лет было утверждение ценности неповто­римой человеческой личности, человеческого достоинства:

Уходят люди... Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить.

И каждый раз мне хочется опять

От этой невозвратности кричать.

(Евг. Евтушенко)

Один поэт негодовал по поводу общества, где человеком рас­поряжаются как винтиком, другой был убежден: «Людей неинте­ресных в мире нет», третий провозглашал: «Вес прогрессы реакционны, если рушится человек».

Поэзия 1960-х годов решительно уходила от идеологических штампов, обретала полемичность, совершала художественные от­крытия.

Выдающиеся успехи науки и техники: запуск первых спутни­ков, выход человека в космическое пространство и т. п. — оказали влияние на общественное сознание:

Что-то физики

В почете,

Что-то лирики

В загоне, — писал Б.Слуцкий.

Некоторые поэты попытались осмыслить эту ситуацию по-дру­гому:

И пусть электронному зренью

Доверено многое, но

Вес грани любого явленья

Искусству лишь видеть дано.

И где-то в работе бессрочной.

Что к легким успехам глуха,

С наукой смыкается точной

Точеная точность стиха.

(В. Шефнер)

Благоприятная обстановка сотворила истинное чудо. Известные поэты 1920—1930-х годов, давно уже либо замолчавшие, либо забывшие вкус настоящих творческих побед, вновь обрели голос: М.Светлов — сборник «Охотничий домик» (1961), Н.Асеев — сборник «Лад» (1961), Л.Мартынов — сборник «Первородство» (1965) и др.

Но главная роль в поэтическом буме 1960-х годов, конечно же, принадлежала молодым. Вот когда сбылась мечта В. Маяковского: «Чтоб больше поэтов, хороших и разных».

Современники выделяли в поэзии 1960-х две ветви. Одни по­эты, продолжая традиции В.Маяковского, нашли себя на эстра­де, служа так называемой громкой поэзии (Р. Рождественский, Б.Ахмадулина, Евг. Евтушенко, А.Вознесенский и др.). Наследуя русской философской и пейзажной лирике, их оппоненты испо­ведовали «тихую» поэзию (А.Жигулин, Н.Рубцов, Вл.Соколов, Я. Смеляков и др.). Время заставило отказаться от этой искусствен­ной классификации, основанной на упрощенном понимании твор­ческой манеры многих поэтов.

В 1950-е годы возник и в дальнейшем приобрел широкую попу­лярность жанр авторской песни — Б.Окуджава, А.Галич, Ю. Виз­бор, В.Высоцкий и др.

Если говорить о поэтической технике мастеров того времени, то в основном они оставались и русле традиций классической русской поэзии. С этой точки зрения интересна «Молитва перед поэмой», вступление к «Братской ГЭС» Евг. Евтушенко, где он обращается за вдохновением к великим русским поэтам от Пушки­на до Пастернака. Но в 1960-е годы возрождается и авангардист­ская поэзия (И.Бродский, А.Вознесенский, Г. Сапгир и др.), хотя в печать прорваться, за немногими исключениями, ей не уда­валось.

Ведущим жанром в поэзии 1960-х была лирика — гражданская, философская, любовная, пейзажная и тд. Актуальность содержания, многообразие творческих индивиду­альностей, высокий уровень стихотворного мастерства — отличительные черты русской поэзии периода «оттепели».

М. А. Светлов (1903—1964). Михаил Аркадьевич Светлов — один из представителей советской героико-романтической поэзии, за­родившейся в 1920-е годы. Как и Э.Багрицкий, Н.Тихонов и дру­гие поэты. Светлов был участником гражданской войны. Мечты о всемирном счастье, которое будто бы несет с собой русская революция, способствовали рождению знаменитой светловской «Гре­нады» (1926). В 1930-е годы был создан другой шедевр поэта — «Каховка». Оба произведения стали песнями и приобрели попу­лярность.

Светлову принадлежат сборники «Книги стихов» (1929), «Из­бранные стихи» (1935). Обращался он также и к драматургии — «Сказка» (1939), «Двадцать лет спустя» (1940).

В годы Великой Отечественной войны Светлов был корреспон­дентом на Ленинградском фронте, писан стихи о героях-панфи­ловцах, о партизанке Лизе Чайкиной. Самое значительное его про­изведение этих лет — стихотворение «Итальянец» (1943).

После многолетнего молчания в 1959 году с выходом книги стихов «Горизонт», состоялось как бы второе рождение поэта: вышел еще один сборник — «Охотничий домик» (1964), а за книгу «Стихи пос­ледних лет» (1966) Светлову была присуждена Ленинская премия.

«Новый» Светлов тоже был романтиком. Но если в молодости он любил монолог-песню, то теперь ему стало важно еще и услышать отклик на свои слова, отреагировать на этот отклик. Поэт предпо­читал внутренний диалог-размышление: «Я за то, чтоб искусство стало беседой». Таковы его «Советские старики», «Разговор», «Пав­лу Антокольскому» и др.

Пафос и простота, благородство и естественность, ироничность и скромность органично сливаются в поэзии Светлова.

Я.В.Смеляков (1913—1972). Ярослав Васильевич Смеляков окончил в 1931 г. школу фабрично-заводского обучения, работал шахтером, землекопом, лесорубом. Поэтический талант Смелякова был замечен Багрицким и Светловым, когда молодой поэт за­нимался в литературных кружках при «Комсомольской правде» и «Огоньке». Первая книга его стихов «Работа и любовь» (1932) пе­чаталась в типографии, где работал Смеляков, и он набирал ее сам. Поэт говорил впоследствии, что свою Музу он встретил «с лопатой», взятой на плечо, и «Политграмотой» под мышкой».

Я.Смеляков — участник Великой Отечественной войны.

Первый большой успех поэта — автобиографическая повесть в стихах «Строгая любовь» (1956) о жизни молодежи 1920— 1930-х годов. Рабочей теме Смеляков остался верен до конца жизни. Другая тема Смелякова — Россия, История. В первой строфе стихотворения «Пряха» дается бытовая картинка:

Раскрашена розовым малка,

Дощечка сухая темпа.

Стучит деревянная прялка.

Старуха сидит у окна.

Старуха за деревянной прялкой становится олицетворением Судь­бы, самой Истории: «Суровы глаза голубые, | сияние молний в избе. И ветры огромной России | скорбят и ликуют в трубе».

Мир поэта одновременно предельно конкретен, реален, осязаем и символичен, сказочен, мифологичен. Многие стихотворения Смелякова — итог его размышлений о прошлом, о величавых и трагических страницах отечественной истории, о вечных духовных ценностях. Дважды, в 1930-е и в 1950-е годы, ему довелось узнать, что такое ГУЛАГ.

Простота и естественность интонации, лиризм и едва ощутимая ирония поэзии Смелякова заслужили всеобщее признание. Лучшие стихотворения поэта собраны в книгах «Молодые люди» (1968) и «Декабрь» (1970).

Е.М. Винокуров (1925—1993). Евгений Михайлович Винокуров, окончив девятый класс, добровольцем ушел на войну, участвовал в военных действиях.

После окончания войны, в 1946 г., Винокуров, поступил в Литературный институт, а в 1951-м, когда окончил его, опубликовал первую книгу «Стихи о долге». Впоследствии таких поэтиче­ских сборников набралось более пятнадцати.

Если подойти ко всему, что написал Винокуров с привычными мерками, может сложиться впечатление, что, несмотря на частое возвращение к военным воспоминаниям — «В полях за Вислой сонной | Лежат в земле сырой | Сережка с Малой Бронной | И Витька с Моховой», — у поэта нет своей темы: о чем он только ни пи­сал — от купания детей до тайн мироздания. Но это впечатление обманчиво. Начало, объединяющее стихи Винокурова, безуслов­но, есть, и. лучше всего о нем сказал сам поэт: «Для меня по­эзия — это прежде всего мысль. Велико значение музыкального начала, но как велик, как бесконечен смысл — это слово, этот " логос", который был в начале всех начал. Мысль не стареет. Мо­лод по-прежнему Данте. Поэзия — верховный акт мысли».

Его сборник статей о А. Пушкине, Ф. Тютчеве, А. Фете и других поэтах так и называется — «Поэзия и мысль» (1966).

Винокуров — поэт 1960-х, поэт ярко выраженного гуманистиче­ского звучания. Соединение тонкой художнической наблюдательно­сти с острым интеллектом рождает оригинальный винокуровский образ. Даже в старых как мир традиционных темах поэт открывает неожиданные грани. Вот любовное стихотворение Винокурова «Она».

Присядет есть, кусочек половиня.

Прикрикнет: «Ешь!» Я сдался. Произвол!

Она гремит кастрюлями, богиня.

Читает книжку. Подметает пол.

Бредет босая, в мой пиджак одета,

Она поет на кухне поутру.

Любовь? Да нет! Откуда?! Вряд ли это!

А просто так:

уйдет — и я умру.

Испокон веку поэты окружали любимую ореолом неземного. Не жалели эпитетов и метафор для своего «гения чистой красоты». И читатель соглашался с ними, разделяя их восторг и обожание. Но разве любимая Винокурова, гремящая на кухне кастрюлями, менее дорога? Разве не нашел он тех единственных слов, что про­никают в сердце?

Винокурова интересуют каждодневный быт и взлет фантазии, «древний грек и современный немец», Урал и Африка. Но везде и всегда его волнует поединок добра и зла, прекрасного и безобраз­ного. Художественный мир Винокурова сотворен человеком талант­ливым, глубоко серьезным, мыслящим и совестливым. «Поэзия не может быть без личности, без углубления в себя», — говорил он. Поэт не любил публичности, не касался злободневных политиче­ских тем, редко выступал с чтением своих стихов. Характерно на­звание одной из последних его книг — «Благоговение» (1981).

В.Н.Соколов (1928—1997). Владимир Николаевич Соколов ро­дился в городе Лихославле Тверской области. В 1952 г. он окончил Литературный институт, а в 1953-м — опубликовал первую книгу «Утро в пути». Она прошла незамеченной. Лишь через десять лет поэт добился широкого общественного признания. Но эти годы не пропали зря. Соколов создал в это время многие из лучших своих стихотворений, вошедшие позднее в пять его книг.

Характерной чертой творческой индивидуальности поэта являет­ся принципиально провозглашенная им связь с предшественника­ми — А.Пушкиным, М.Лермонтовым, Н.Некрасовым, А.Фетом и другими русскими поэтами XIX в. В их традициях создает Соколов свои лучшие пейзажные стихи, их трепетное отношение к слову, тонкий лиризм являются для него высоким образном:

Но ради двух-трех слов восторга и суда

Как мается душа, как мается душа.

Поэзия Соколова, в который уже раз, подтверждает ту истину, что повинный талант от общения с великими не только не утрачи­вает своей оригинальности, а напротив, обогащается и расцветает.

Ориентируясь в первую очередь на традиции А.Фета, Соколов редко отзывается на злобу дня прямо. Современность присутствует в его стихах подспудно. Поэт обращается к темам, которые приня­то считать вечными, — любовь, верность, природа. Он избегает громогласной декларативности и лобовых решений. Богатство ду­шевного мира, тонкость чувств, сдерживаемый и внутренне на­пряженный лиризм, требовательный самоанализ и живой интерес к окружающему — таковы черты поэзии Соколова.

Наиболее полное представление о его творчестве может дать книга «Четверть века» (1976).

А. А. Вознесенский (р. 1933). Один из ранних поэтических сбор­ников Андрея Андреевича Вознесенского назывался «Ахиллесово сердце» (1966). На его внутренней обложке была изображена кардиограмма. Трудно представить себе лучший образ, чтобы понять поэта. Ахиллесово, т.е. незащищенное, уязвимое, легко ранимое, сердце остро реагирует на жестокость и несправедливость, обиды и оскорбления, откликается на все горести и боли.

Вознесенский — поэт второй половины XX в. Это ясно из его стихов. Москва и Калифорния, аэропорт в Нью-Йорке и звезды над Михайловским, «Я в Шушенском» и «Когда написал он Вязем­скому» — такая свобода перемещения во времени и пространстве характерна именно для нашего современника.

Время «стрессов и страстей» — и в его языке, и в его стихе. Прежде всего, Вознесенский — поэт острой и напряженной мысли. Вместе с тем профессиональное знание архитектуры и живописи способ­ствовало его интересу к поэтической форме. Отсюда — стройная архитектоника его стихотворений, точность эпитетов, музыкаль­ность звукописи:

Прославленная тень!

О чем кричит надсадно

пластинка — как мишень,

пробитая в «десятку»?

Читать Вознесенского — искусство. Простое разгадывание мета­фор поэта не даст желаемого результата. Надо принять как свою его боль за человека, его ненависть к подлости, мещанству, пошлости, его гневное предостережение о возможности духовной Хиросимы. Но Вознесенский не только негодует и ненавидит — он провозглашает и утверждает: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек».

Что еще для него необыкновенно важно?

Россия, любимая,

с этим не шутят.

Все боли твои — меня болью пронзили.

Россия,

я — твой капиллярный

сосудик,

Мне больно, когда —

тебе больно, Россия.

Чувство глубокого сострадания, желание помочь вдохновило поэта на создание стихотворения «Из ташкентского репортажа», написанного как отклик на известное землетрясение 1966 г. Нео­бычные образы, с помощью которых он воссоздает эту трагедию, уже не кажутся ни странными, ни парадоксальными.

Вознесенский ратует за высокие духовные ценности, за челове­ка благородного, самоотверженного, цельного. Он — автор поэтических сборников «Треугольная груша» (1962). «Антимиры» (1964), «Тень звука» (1970). «Дубовый лист виолон­чельный» (1975), «Витражных дел мастер» (1976), «Ров» (1987). «Аксиома самоиска» (1990) и др.

Вознесенский — создатель жанра видеом, возникшего на стыке поэзии и живописи.

Е. А. Евтушенко (р. 1933). Евгений Александрович Евтушенко — поэт-публицист. Острые политические, социальные, нравственные проблемы сегодняшнего дня — всегда в центре его внимания:

Моя поэзия, как Золушка,

забыв про самое свое.

стирает каждый день,

чуть зорюшка, эпохи грязное белье.

В поле зрения Евтушенко весь мир: Америка и Вьетнам, Италия и Сирия, борьба за мир и путешествие по Лене, — весь пестрый калейдоскоп шумной, суетной и трагической жизни XX в. Но поэт всегда предельно конкретен. Он, как правило, идет от живопис­ной, запоминающейся, броской детали, от яркого слухового, зри­тельного, даже осязаемого образа:

Проклятье века — это спешка,

и человек, стирая пот,

по жизни мечется, как пешка,

попав затравленно в цейтнот.

Рваный ритм в стихах Евтушенко хорошо передает темпы мча­щейся жизни, нервные интонации в речи людей. Оригинальна рифма поэта, которая чаще всего приближается к корневой: «Скря­бина — скрягою».

Публицистика в поэзии Евтушенко уживается с лирикой. Именно мастерское чтение лирических стихов обеспечило ему небывалую популярность в 1960-е годы. Впрочем, отношение к поэту всегда было неровным. Восхищаясь его оригинальными, образными, за­поминающимися строчками, читатель не прощал ему неоправдан­ных длиннот, банальностей, поверхностности. Подчас вызывала недоумение его общественная позиция: от стихов демократиче­ского звучания он, случалось, переходил к выступлениям кон­формистского содержания.

Своеобразной вершиной поэтического творчества Евтушенко явилась поэма «Братская ГЭС» (1965), с се глубоко гуманистиче­ской мыслью: «Еще не все — технический прогресс. | Ты не забудь великого завета: | " Светить всегда! " Не будет в душах света, | нам не помогут никакие ГЭС».

Евтушенко — автор поэтических сборников «Шоссе энтузиас­тов» (1956), «Нежность» (1962), «Катер связи» (1966) и др.

В 1970—1980-е годы в творчестве поэта обнаружилась склон­ность к крупным жанрам: к поэмам «Мама и нейтронная бомба» (1982), «Фуку» (1985), роману «Ягодные места» (1982) и т.п.

Евтушенко характеризуют многосторонность и разнообразие ин­тересов. Он известен как мастер художественной фотографии, как киноактер и кинорежиссер, как критик.В особую заслугу Евтушенко следует поставить создание уни­кальной антологии русской поэзии.

Б.А.Ахмадулина (р. 1937). Поэту И.Сельвинскому принадле­жит мысль: «Читатель стиха — артист». Для чтения стихов вообще, может быть, и не нужно быть артистом, но есть поэты, создающие произведения, читать которые без артистизма, без проникнове­ния в их сложные метафорические образы, действительно, нельзя. Белла Ахатовна Ахмадулина — такой поэт.

Изящество, грация, особая точность и музыкальность слова, изысканность метафор, легкий налет архаичности, тонкая стили­зация — характерные черты поэзии Ахмадулиной:

Влечет меня старинный слог.

Есть обаянье в древней речи.

Она бывает наших слов

И современнее и резче.

При всей своей эстетичности поэзия Ахмадулиной отнюдь не камерная, она соприкасается с окружающим миром, ощущая «люб­ви и печали порыв центробежный».

В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании знаменитого аль­манаха «Метрополь», где попробовала свои силы в прозе. Ее стихи собраны в книгах «Струна» (1962), «Уроки музыки» (1969), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983). «Сад» (1987) и др.

Ахмадулина — талантливая переводчица. Следуя за Б.Пастерна­ком, она с особенным успехом переводила грузинских поэтов. Образцы этих переводов — в сборнике «Сны о Грузии» (1977). Ее литературоведческие интересы традиционны и связаны главным образом с творчеством А.Пушкина и М.Лермонтова.

Литература

Оттепель: Страницы русской советской литературы: Хроника важней­ших событий/Сост.. авт. вступит, статьи С. И.Чупринин. — Книга первая: 1953-1956: Книга вторая: 1957-1959; Книга третья: 1960—1962. - М., 1989- 1990.

История русской советской поэзии. 1941 —1980. — Л., 1984.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал