Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальные изменения и процессы 4 страница






Существуют различные теории модернизации, они отличаются друг от друга тем, что при ее характеристике на первое место выдви­гают какие-то отдельные значимые черты этого процесса. В одной из теорий модернизация рассматривается как создание массового обще­ства (теория массового общества), в другой (феноменологическая со­циология) — как ослабление небольших традиционных общностей, расширение личного выбора, увеличение различий в системах верова­ний, усиливающееся осознание времени, особенно будущего.

Теории модернизации, распространенные в западной социологии, часто подвергаются критике по меньшей мере по двум позициям: 1) в ос­нове их лежит западная модель развития без учета национальных, этни­ческих и иных особенностей тех или иных стран и регионов; 2) как счи­тают критики, модернизация не обязательно ведет к индустриальному росту и равному распределению социальных благ и доходов.


Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм 561

Все это лишний раз свидетельствует о том, что проблема модерниза­ции общества является весьма сложной и имеет много различных ис­толкований. Конечно, в глобальном, мировом контексте модернизация связана прежде всего с переходом общества от бедности к благосостоя­нию и развитию. Она означает путь перехода страны к современному среднему уровню достижений в основных сферах деятельности. Поэто­му не случайно в социологии четко выделяют экономическую, полити­ческую, социальную, культурную модернизацию.

Динамизм современного общества и его социальное развитие по­лучили свое социологическое отражение не только в концепциях мо­дернизации, но и постмодернизма, который стал чрезвычайно популярным в 1990-е гг. Достаточно сказать, что все последние все­мирные социологические конгрессы проходили под знаком наступле­ния концепции постмодернизма.

Теории 1980-х гг. о динамике мирового развития

Однако существует еще целый ряд социологических теорий, которые можно чисто условно поместить между концепциями модернизации и постмодернизма. Они были особенно популярны в 1980-х гг. и предо­пределили появление последних. В теориях тех лет также отражается динамизм мирового развития и ставится диагноз современной эпохи, причем в глобальном плане. Именно такой диагноз предлагает анг­лийский социолог Э. Гиддснс, раскрывая три основные характеристи­ки современного мира^.

Первая характеристика — развитие административной власти, в первую очередь государства, включая в особенности использование ин­формационных ресурсов. Вторая характеристика (часто остающаяся незамеченной в социологии) — развитие военной власти. Формирова­ние современных государств очень тесно связано с военной властью и войнами. Распад традиционного мира под натиском современности не является следствием капитализма или индустриализма или даже кон­центрации административных ресурсов в руках государства. Это — со­вокупный итог всех процессов в сочетании с современными способами использования военной силы и ведения войны. Наконец, третья харак­теристика современного мира — измерение его культурой, которая вы­ступает как отражение капитализма или индустриализма. Таким обра­зом, Э. Гидденс пытается создать своеобразную матрицу современного

1 См.. Guldens A. The Constitution of Society; Idem. The National State and Violence. Cambridge, 1985, 9 тезисов о будущей социологии // «Thcsis», 1993. Выи. 1. Т. 1. Послед­няя работа преде 1авляет собой лекцию, прочитанную Э Гиддснсом на пленарном засе­дании собрания Социологической ассоциации восточных штатов в Нью-Йорке в 1986 г.



Раздел VI Социальные изменения и процессы


мира, анализируя его динамизм сквозь призму названных выше трех основных характеристик, трех измерений.

Очевидно, что динамизм человечества в XX в. определяется в зна­чительной степени сдвигами и переходами от индустриального обще­ства, являющегося целью модернизации, к другим обществам, рассмот­рение которых получило в социологии широкое распространение. Такими «концептуальными» обществами являются прежде всего постиндустриальное и информационное, теоретический анализ которых был популярным в 1980-х гг.

При этом возникает вопрос: является ли современный мир следствием развития капитализма или же результатом распространения индустриа­лизма? Несмотря на разные ответы (для одних социологов главная ли­ния — развитие индустриализма, а капитализм есть всего лишь организа­ция индустриализма, для других современный мир выступает следствием капитализма), по существу в большинстве из них довлеет экономический, производственный редукционизм, т.е. стремление рассматривать совре­менное общество прежде всего с экономических позиций. Здесь, кстати, можно видеть одну из главных причин того, что Гидденс вводит свои три измерения как дополнения к анализу динамики современного общества.

В соответствии с распространенными на Западе теориями постиндус­триальное общество отличается от индустриального иной экономической основой, новыми, более прогрессивными технологиями, повышающими и уровень производительности труда, и степень развития производства. От­сюда — новые жизненные стандарты, связанные с более высоким уровнем потребления, новым стилем и образом жизни, комфортом, досугом.

Качественно иным по своим очертаниям выглядит информацион­ное общество. В соответствии с теорией информационного общества К. Оффе, профессора Бременского университета в Германии, можно выделить две главные характеристики этого общества. Во-первых, оно базируется на создании, потреблении и распространении инфор­мации, что становится основной формой деятельности значительной части членов данного общества. Во-вторых, его основной фигурой становится человек информирующий, информирующийся и образовы­вающийся. Поскольку образовательная и самообразовательная дея­тельность становятся доминантой образа жизни человека, создаются предпосылки к созданию цивилизации образования (взамен сначала цивилизации труда, затем — досуга, потом — потребления).

В концепциях 1980-х гг. особое внимание обращается на гуманиза­цию основных форм социального и индивидуального бытия в связи с реализацией программ улучшения качества жизни. В них подчерки­вается резкое усложнение человеческих взаимодействий, активное


Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм 563

движение к свободе как главному богатству общества и личности, провозглашается примат общечеловеческих ценностей.

Концепция постмодернизма

Перейдем к рассмотрению концепции постмодернизма. Каков ее абрис и в чем суть? Постмодернизм как инновация охватывает будущее обще­ство, либо пришедшее (приходящее) на смену современному, либо гото­вящееся к этой смене. В соответствии с утверждениями сторонников концепции постмодернизма, идет процесс складывания нового мирово­го сообщества и нового сознания. В основе этого сообщества — рыноч­ная экономика, либерально-демократические институты, культура с от­тенком коммерциализации и др. Созданная на этих принципах новая цивилизация стремительно расширяет свои границы. Это — глобаль­ный процесс, особенно успешно развивающийся после крушения обще­ственного строя в СССР и странах социалистической системы.

Благодаря этому и другим процессам (например, создание Европей­ского союза) рушатся всяческие границы (не только территориальные), государственность в классическом определении теряет свой смысл, все национально-специфическое становится иллюзорным. Социальные из­менения такого рода еще только недавно начались, однако у них очень большое будущее, и они являются непосредственной предпосылкой становления постмодернистского общества.

В связи с объединительными тенденциями в мире (к примеру, созда­ние единой Европы) отдельные государства уступают место новым, ста­бильным, структурам. Уровень жизни в новом обществе весьма высок, но и требования к странам, желающим вступить в него, очень строги. Для та­ких стран необходимо «новое сознание», являющееся результатом пол­ного отказа от прошлого, поскольку в новой глобальной системе — пост­модернистском обществе — не действуют старые категории.

В глобальной цивилизации, т.е.постмодернистском обществе, в отли­чие от теперешнего — модернистского — не будет гипертрофирования материального потребления, поскольку в наи-более развитых странах ру­беж насыщения в этом отношении уже достигнут. Более того, как отме­чает известный французский социолог А. Турен, современное европей­ское общество гораздо более материалистично, чем гуманистично. Пока оно в этом смысле остается весьма контрастным. Однако смысл постмо­дернизма как раз и состоит в том, чтобы снять эти контрасты, равно как и контрасты прошлого и будущего, традиций и современности.

Это были, так сказать, общие очертания концепции постмодерниз­ма. Что касается его сути, то она — в признании разнообразия векто­ров развития различных обществ и культур, в отказе от евроцентрист-



Раздел VI Социальные изменения и процессы


ской схемы, «предписывающей» некую общую для всех стран и наро­дов траекторию социально-экономического и культурного развития.

В социологии идут дискуссии о содержании постмодернизма и особен­но о реальных возможностях воплощения в жизнь постмодернистских проектов, что является отражением определенной и теоретической, и прак­тической ситуации. Во-первых, концепция постмодернизма достаточно нова, еще не устоялась. Во-вторых, поскольку она анализирует будущее че­ловеческого общества и охватывает комплекс вопросов, касающихся взаи­моотношений различных стран, неизбежна некоторая размытость границ и очертаний самой теории. В-третьих, на рубеже XX—XXI вв. положение в мире так быстро и динамично видоизменялось, что это не могло не сказать­ся на содержании и направленности самого постмодернизма.

Говоря о дискуссиях по поводу постмодернизма, приведем несколь­ко точек зрения, принадлежащих крупным современным социологам. Так, Ю. Хабермас считает, что хотя реалии человеческого бытия сейчас действительно не такие, как прежде, однако задачи, ими порождаемые, не изменились и нет оснований отказываться от их решения. Toi про­ект, который делал наш мир современным и давал ему право на это на­звание, не доведен до конца. Поэтому задача «сильного» общества со­стоит в том, чтобы осуществить радикальное преобразование мира модерна, не уходя от него самого, его принципов и идеалов.

Э. Гидденс, высказывая сходную точку зрения, находится в мето­дологической оппозиции к постмодернизму, считая, что общество мо­дернистского типа далеко не реализовало свой потенциал. По его мне­нию, главной характерной особенностью этого потенциала является необыкновенный динамизм, который позволяет рассматривать мо­дернистский мир как мир «отказавших тормозов». Современное же общество (рубеж XX—XXI вв.) английский социолог определяет как общество позднего модерна.

Оно характеризуется им с помощью четырех главных признаков: ин­дустриализма (базируется на широком использовании самой современ­ной техники и технологии); капитализма (его база — производство това­ров на основе действия конкурентных рынков продукции и рабочей силы); инстигутов контроля и надзора (они демонстрируют наличие и влияние власти и организации); монопольного господства государства над средствами насилия (в границах своих стран). К названным призна­кам Гидденс добавляет характеристику общества постмодерна как «обще­ства риска» (в сознании людей понятие риска приходит на смену понятию судьбы). Наконец, что особенно важно отметить, в последних работах по­является еще одна, крайне значимая характеристика общества постмодер­на, — глобализация (подробнее о ней будет сказано чуть дальше).


Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



Э. Гидденс называет новое общество портретом «поздней совре­менности». При этом и он, и Хабермас занимают достаточно оптими­стические позиции в отношении постмодернистского общества.

В отличие от них еще один английский социолог 3. Бауман настроен не столь оптимистически в отношении постмодернизма, поскольку, по его мнению, «мы живем во времена не столько прогресса, сколько риска...». Отсюда возникает вопрос: возможны ли в принципе такие инновации, ко­торые могли бы обеспечить создание совершенного общества, «принесет ли наука, измыслившая Циклон-Б и атомную бомбу, неминуемое конеч­ное освобождение»? Эго же касаегся и культуры, но уже в другом ключе. Бауман точно замечает следующее важное обстоятельство: «Современная культура была культурой сомнения, критики и сопротивления. Свой оп­тимизм относительно будущего она подпитывала пессимизмом в отноше­нии настоящего. Если она выражала энтузиазм но поводу намерения, то „ обязательно осуждала и порицала его очередные практические воплоще­ния. Предметом критики оказывались все очередные свершения совре­менной цивилизации — ни одно не выдерживало испытания культурой»1. Это привело к тому, что критика результатов стала переходить в критику намерений. Подобные рассуждения убеждают Баумана в том, что проект постмодернистского общества является очень противоречивым.

Вывод, который можно сделать отсюда, заключается в том, что проти­воречивость постмодернистской концепции определяется не только разны­ми взглядами социологов на природу постмодернизма, их несовпадающими ориентациями, но и противоречивым характером инноваций, которые воз­никают сегодня и приводят к становлению нового общества, их подчас ди­аметрально противоположным эффектом. Поэтому можно уверенно счи­тать, что ключи от замков к будущему обществу — в «руках» инноваций.

Концепция глобализации в социологии

Концепция постмодернизма была центром дискуссий и различного рода социологических рефлексий в 1980-х — первой половине 1990-х гг. На смену ей во второй половине 1990-х гг. пришла логически вытекающая из нее концепция глобализации. Этот термин стал сегодня едва ли не самым популярным и в научной, и в публицистической литературе. Если же учесть, что в мире возникли не только теории глобализации, но и реаль­ные протестные антиглобалистские движения, объединяющие представи-1елей десятков стран, то становится понятной необходимость разобраться в содержании реальных процессов и теориях, их интерпретирующих.

Глобализация выступает как современный этап развития всего чело­веческого общества, поэтому она становится объектом особого, может

^ Бауман 3 Спор о пост модернизме // Социол журн 1994 № 4 С 75



Раздел VI Социальные изменения и процессы


быть, даже самого пристального социологического внимания. Оно обус­ловлено тем, что глобализация — это в первую очередь реальное разви­тие цивилизации в конце XX — начале XXI в., представляющее собой создание единой и взаимосвязанной системы в области экономики, поли­тики, культуры, массовых коммуникаций; это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения на соци­альную действительность во всем мире; это усиливающаяся опасность мирового терроризма, ядерной войны, религиозного фундаментализма, уничтожения природной среды, эпидемиологических заболеваний и т.д. Перечень глобальных вопросов современности может быть значительно увеличен. При этом иод ними мы будем понимать совокупность про­блем, затрагивающих коренные жизненные интересы всего человечест­ва и требующих совместных, коллективных решений со стороны боль­шинства или хотя бы многих, в первую очередь развитых, стран.

Сегодня о глобализации не пишет только ленивый. Нас, однако, будут интересовать не любые, а лишь социологические интерпретации этого фе­номена. Одной из первых попыток его анализа стала характеристика гло­бализации производства, или экономической глобализации, рассматрива­емой как процесс интеграции экономической деятельности во всемирном масштабе, главную роль в котором играют транснациональные корпора­ции. Появилось даже понятие глобального капиталиста как общей сово­купности ролей, учреждений и структур, выполняющих функции капита­ла и внутри данного общества, и во всемирном масштабе.

Вначале глобализацию рассматривали как следствие влияния Запа­да, а посттрадиционное общество характеризовали как первое глобаль­ное общество. Сегодня, однако, ясно, что глобализацию нельзя пони­мать только лишь как вестернизацию. Между тем такой подход можно было обнаружить в концепции мир-системного анализа И. Валлерстай-на, особенно в ее начальном варианте, в котором имело место утвержде­ние о глобальном превосходстве США — единственной сверхдержавы после разрушения Советского Союза. Сейчас понятно, что глобализа­ция — это процесс в полной мере плюралистический.

Данную позицию отстаивает Р. Робертсон1. Он считает, что глобали­зация должна рассматриваться не как исключительный результат разви­тия Запада, его истории, а как следствие взаимодействия западных стран со всем остальным миром, причем взаимодействия многостороннего, происходящего в экономической, военно-политической, торгово-техно-логической, культурной, религиозной, коммуникативной и иных сферах. По мнению Робертсона, глобализация соединяет в себе многие образцы изменения и является итогом плюралистического развития мира.

1 См Robertson R Globalization L, 1992


Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм



Э. Гидденс, уделивший проблеме глобализации большое внимание в связи с анализом общества позднего модерна, пишет, что на первый взгляд для людей это явление имеет место не «здесь и сейчас», в повсе­дневной жизни, а где-то далеко, «там», во всемирных социальных отноше­ниях. Для социолога, однако, считает Гидденс, эта ситуация представляет­ся совсем иной, и он рассматривает глобализацию как явление, которое затрагивает каждодневные интересы человека1. Глобализация трактуется английским социологом как интенсификация социальных отношений всемирного характера, которые связывают находящиеся на удалении друг от друга локальные контексты жизни так, что процессы и события, проис­ходящие в одном месте, обусловливают процессы и события, происходя­щие далеко от них, и, наоборот, сами обусловливаются ими2.

Глобализация характеризуется Гидденсом как естественное продол­жение модерна в новых социально-экономических и политических ус­ловиях 1990-х гг., или условиях позднего модерна. При этом он говорит о пяти основных чертах глобализации. Первая — это возникновение гло­бальной взаимосвязанности экономических процессов, где, как уже от­мечалось выше, существенную роль сыграли транснациональные корпо­рации. Вторая черта — появление новой системы международных отношений между нациями-государствами. Третья черта определяется складыванием нового мирового военного порядка — с учетом того обсто­ятельства, что современное вооружение и военная сила приобретают глобальный характер, превращая локальные вооруженные конфликты во всеобщие. Четвертая черта означает дифференциацию и разделение труда между различными странами и частями планеты. Наконец, пятая черта, которая сегодня становится одной из наиболее значимых и об­суждаемых, — «культурная глобализация». Она означает бурное разви­тие технологий коммуникации, глобальный трансфер культурных цен­ностей, реальных достижений в области культуры, вкусов.

В самые последние годы обращают на себя внимание попытки не­которых (прежде всего зарубежных) социологов, рассматривающих проблемы перехода к постмодернистскому обществу в условиях про­цессов глобализации, считать его наиболее целесообразной моделью современное и будущее американское общество. Это стремление осо­бенно заметно проявилось на XV Всемирном социологическом кон­грессе (г. Брисбен, Австралия, 2002).

Не имеет смысла раскрывать здесь весьма противоречивые его ха­рактеристики (хотя бы для того, чтобы не идеализировать эту мо­дель). Главное — в другом. Сам пафос концепций постмодернизма и

'См. GiddensA In Defence of Sociology P 51 2 Ibid



Раздел VI. Социальные изменения и процессы


глобализации не допускает апологетики какого-то конкретного обще­ства, какой-то одной страны. Глобальная постмодернистская цивили­зация — это некий симбиоз всего лучшего, что накопило человечест­во, это как бы равнодействующая параллелограмма сил, в качестве которых выступает опыт наиболее развитых стран.

Вопросы и задания

1. Почему термин «инновация» стал сголь популярен в настоящее время? Что
включается в его содержание? Как он соотносится с понятом традиции?

2. Какие виды инноваций выделяют в социологичсской науке?

3. В чем смысл социологического подхода к изучению инноваций?

4. Проанализируйте инновацию как социокулыурпый феномен.

5. Каковы теоретические разрабоп< и проблемы инноваций в рамках макросоциоло-
гичсской парадигмы?

6. Охарактеризуйте суть проблемы модернизации и социолоиш. Что такое модер­
низация общества?

7. В чем сложность разработки юорий модернизации общее та?

8. Как вы представляете себе постмодернистское общее! во (цивилизацию)? Поче­
му концепции постмодернизма сюль противоречивы?

9. Почему проблема глобализации с [ала одной из самых актуальных и современном
мире? Как это явление трактуется в социоло! ии?

Литература

Аллард Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации // Социол. исслед. 2002. № 9

Валлерстайп И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяемся? // Социол. исслед. 1997. № 1.

Волков Ю.Г., Добренькое В И., Немипуренко В.Н., Попов А В. Социология. М., 2000. С. 413-445.

ГидденсЭ. Социология. М, 1999. Гл. 16.

Келлер Я. Модернизация — т уманизация общества или коррозия бытия? // Социол. исслед. 2002. № 7.

Култъиин В.П. Облик социального мира в современной социологической мысли // Социол. исслед. 2003. № 2.

Мартинелли А Рынки, правительства и глобальное управление // Социол. исслед. 2002. № 12; 2003. № 1.

Российская социологическая.энциклопедия. М., 1998

Смеллер Н Дж. Социология. М., 1994. С. 620—636.

Фролов С.С. Социология. М„ 1996. С. 267-284.

Штомпка П. Социология социальных изменений М., 1996. С. 170—185.


Словарь основных понятий и терминов


АДАПТАЦИЯ — начальный этап про­цесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, професси­ональную среду, основанный па ее реаль­ном, повседневном, регулярном взаимо­действии с ним.

АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - ип-тегративная характеристика целенаправ­ленной деятельности человека, связанной с преобразованием общее! венной среды и формированием социальных качеств лич­ности.

АНКЕТА — объединенная единым ис­следовательским замыслом система во­просов, направленных на выявление мне­ний и оценок респондентов и получение о г них информации о социальных фаюах, яв­лениях, процессах.

АНОМИЯ — совокупность видов нару­шений в норма швной системе общества, выражающихся в отрицании социальных норм или слабом их регулирующем воз­действии на индивидов и являющихся ос­новой отклоняющегося поведения.

АНОНИМНОСТЬ — один из важнейших принципов проведения эмпирического со­циологического исследования, состоящий в сохранении социологом конфиденциально­сти, безымяшюсти респондентов и повыша­ющий вследствие этого искренность их отве­тов и надежность информации.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД - один из широко распространенных методов со­циологического исследования, направлен­ный на изучение жизненного пути инди­вида.

БРАК — особый институт, регулирую­щий с помощью социально-правовых норм семейно-родственные отношения.


БЫТ — один из основных компонентов образа жизни людей, связанный в основ­ном с домашней, семейной, внепроизвод-ст венной, непрофессиональной деятель­ностью (домашним трудом, досуговым общением, рекреацией, взаимным обслу­живанием).

БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - конкретная форма социального времени, выступаю­щая как совокупное время индивида и со­циальных общностей, охватывающая ос­новные виды их жизнедеятельности; метод измерения распределения и использова­ния фонда времени.

БЮРОКРАТИЯ - форма организации современного общества, его управленчес­ких структур, характеризующаяся жест­кой регламентацией отношений между со­циальными институтами, группами и людьми, строгой иерархией власти, без­личностью административной деятельно­сти, существованием привилегированного слоя служащих, осуществляющих власть и господство в opi анизации.

ВАЛИДНОСТЬ — обоснованность, на­дежность социологической информации, означающая отсутствие в ней теоретичес­ких ошибок, которые могут возникнуть в связи с неверными исходными методологи­ческими и методическими посылками в хо­де подготовки и проведения исследования.

ВЛАСТЬ — социальное отношение гос­подства и подчинения, в структуру кото­рого входят лица, являющиеся носителя­ми властной воли, а также средства, обеспечивающие возможность властвую­щих повелевать.

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ - целостное образование, своего рода общий «знамена-



Словарь основных понятий и терминов


 


тель» всех (временных характеристик со­циальных процессов, выступающее как ка­лендарное и совокупное время индивида и общества, их ценность и условие бытия.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ - понятие, обозначающее предпочтение, отданное ин­дивидом определенному виду трудовой деятельности.

ВЫБОРКА — процесс формирования выборочной совокупности.

ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ -часть всей исследуемой (генеральной) со­вокупности, выступающая в качестве не­посредственного объекта изучения но раз­работанной методике или программе отбора и представляющая объект в целом.

ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ -множество, общее количество социальных объектов, исследуемых в конкретных про­странственно-временных границах и пре­делах, очерченных программой социоло­гического изучения.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ - создание единой и взаимосвязанной мировой системы в об­ласти экономики, политики, культуры, массовых коммуникаций; процесс усили­вающегося воздействия различных факто­ров международного значения па социаль­ную действительность во всем мире.

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - сово­купность проблем, затрагивающих коренные жизненные интересы всего человечества.

ГОРОД — система взаимосвязанных хо­зяйственной, социальной и территориальной сред, обеспечивающая специфический уклад жизни, частоту контактов, опосредованный характер общения в условиях концентриро­ванной предметно-вещной структуры.

ГОСУДАРСТВО - социальный инсти­тут, обладающий властью, силой и автори­тетом, необходимыми для распределения ресурсов и средств, поддерживающих дан­ную социальную систему.

ГРУППА СОЦИАЛЬНАЯ - совокуп­ность индивидов, характеризующаяся об­щими интересами, установками и ориен-тациями, нормативной регламентацией совместной деятельности в рамках опре-


деленного пространственно-временного континуума.

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ - сово­купность социально значимых поступков, при помощи которых индивид или группа намереваются воспроизвести или изме­нить поведение, взгляды и мнения других лиц или групп.

ДЕМОКРАТИЯ — интегративная соци­альная категория, характеризующая пред­ставительные формы власти, социально-политическую активность граждан, меру свободы каждой личности.

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНАЯ - всякое изменение в Обществе, характеризующееся вступлением социальных субъектов в опре­деленные отношения, направленные на преобразование существующих структур.

ДИСПОЗИЦИЯ - предрасположен­ность личности к определенному поведе­нию в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОЦИАЛЬ­НАЯ — процесс роста и усложнения эко­номической, социальной и духовной жиз­ни общества, формирующий новые виды деятельности, специализированные функ­ции, тины социальных организаций и ин­ститутов, новые социальные роли.

ДОСУГ — совокупность занятий в свобод­ное время, с помощью которых индивиды удовлетворяют свои непосредственные фи­зические, психические и духовные потребно­сти в основном рекреационного характера

ЗАЩИЩЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ -

результат деятельности социальных ин­ститутов, направленной на реализацию прав и свобод человека.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬ­НАЯ — самоотождествление индивидом, группой себя с другими людьми, общнос­тями, выражающее процесс овладения и усвоения ими различных видов деятель­ности, социальных ролей и норм.

ИЗУЧЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ В СО­ЦИОЛОГИИ — метод, означающий ис-


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал