Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 4.3. Искусство Древнего Китая






Основные понятия и термины по теме: конфуцианство, даосизм, каллиграфия, синтез искусств, свитковая живопись.

План изучения темы:

1. Особенности древнекитайского искусства. Влияние даосизма и конфуцианства на содержание искусства.

2. Основные жанры живописи. Особенности архитектуры.

Краткое изложение теоретических вопросов:

Основной принцип развития Китая - замкнутость культурного мира (географическое положение, централизация власти, длительный отрыв от других цивилизаций).

Великая Китайская Стена – самое яркое и зримое воплощение закрытости древнекитайской культуры.

Особенности древнекитайского искусства. Осмысление мира и человека в искусстве Китая. Ритуал и магия: погребальные обряды, священная бронзовая посуда. Синтез живописи, поэзии и каллиграфии.

Конфуцианство и даосизм. Конфуцианские ценности в китайской культуре.

Философия и религия. Небо как главное божество. Культ Земли (ритуалы вызывания дождя, оплодотворения Земли и т.д.).

Мудрец Лао-Цзы (IV–III века до н.э.) - создатель даосизма. Возврат к естественному (первобытному) состоянию и общинному равенству. Основная категория учения – Дао (путь природы). Резкая критика социального гнета, поборов, жестокости властей. Выступления против обожествления неба, которое, как и земля – лишь часть природы. Трактовка Дао как сущности бытия, абсолютного единого начала, вечного самодвижения материи.

Кунцзы или Учитель Кун (Конфуций). Учение «конфуцианство». Государственный культ Конфуция. Устные изречения.

Главные вопросы в практической философии Конфуция - вопросы нравственности человека, управления обществом. Роль культа предков, учение о Воле Неба и божественном начале власти Сына Неба. Утверждение вечности и неизменности устройства мира и общества, в котором каждый должен занимать предопределенное ему изначально место. Слияние трех религий: буддизма, конфуцианства и даосизма.

Даосизм и живопись. Космологизм - основа китайской культуры. Проявление вечной гармонии инь и ян в пейзажных жанрах. Синтез искусств в китайской живописи.

Отображение этики конфуцианства, даосизма и буддизма в литературных произведениях («Суждения и беседы», «Книга Пути и Благодати», «Цветы сливы в золотой вазе»). Нравственно-воспитательный смысл изречений Конфуция

Единство художественных традиций и языка искусства. Единая для всех племен письменность. Изобретение кисти и туши, шелка для письма, бумаги, позволили передать из поколения в поколение накопленный опыт и знания.

Достижения в законодательстве, судопроизводстве, медицине, астрономии.

Архитектура дворцов и храмов.

Основы китайской архитектуры. Основные принципы строечно-балочной конструкции с системой многоярусных кронштейнов, поддерживающих широкие, далеко выступающие крыши. Многоярусная башня-пагода, храм, дворец с ярусами нарядных крыш - типичный силуэт китайской архитектуры.

Значительное место прикладного искусства. Широкое распространение бронзовых зеркал, сосудов, изделий бытового назначения (посуда, мебель и музыкальные инструменты). Изысканность и высокое мастерство авторов.

Умение в малом (один цветок, одна птица), в одной детали, передать великое и бесконечное, поднять ее до уровня символа - отличительная черта китайского искусства. Неустанное наблюдение природы, стремление к обобщению ее законов, тщательно отобранные практикой выразительные приемы - выражение представлений о мире, показ его разнообразия и бесконечности.

Роль коренных традиций и церемоний.

Лабораторные работы – не предусмотрено.

Практические занятия – не предусмотрено.

Задания для самостоятельного выполнения:

1. Подготовить понравившиеся изречения Конфуция.

2.Проанализировать произведения Го Си, Ли Бо (жанр, сюжет, идея, композиция, художественный стиль, цвета, символика).

Форма контроля самостоятельной работы:

- обсуждение изречений,

- проверка конспекта-анализа.

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. В чём проявляется философичность традиционной китайской чайной церемонии? Каким образом она связана с искусством?

2. Перечислите обязательные элементы-символы в китайской живописи?

3.Поэзия, каллиграфия, живопись – это важные составляющие единого искусства. Назовите, какого?

4. Что вы знаете о фэн-шуе? Каковы главные его принципы?

5. Дайте характеристику религиозно-философским воззрениям Древнего Китая.

6. Приведите примеры понравившихся вам изречений Конфуция. Объясните их смысл.

7. Расскажите об основных достижениях древних китайцев в развитии материальной культуры.

Выполнить тестовые задания:

1. Представители этого этико-политического учения считали, что власть правителя является священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших – всеобщим законом справедливости:

а. конфуцианства;

б. даосизма;

в. маоизма.

2. Основателем даосизма считается:

а. Лао-Цзы;

б. Мо-Цзы;

в. Ван Чун.

3. Это философское направление Древнего Китая проповедовало поиск вечного счастья, достигаемого 10 добродетелями и соблюдение заповедей:

а. конфуцианство;

б. маоизм;

в. даосизм.

4. Эти первоэлементы, по мнению философов Древнего Китая, лежат в основе материального мира:

а. вода, огонь;

б. вода, огонь, металл;

в. вода, огонь, металл, дерево, земля.

5. Кому принадлежат слова: «Учение без размышления бесполезно, а размышление без учения – опасно».

а. Лао-Цзы;

б. Конфуций;

в. Го Си.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал