Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ценностные ориентиры






Как и в начальной школе, ценностные ориентиры на ступени основного общего образования составляют содержание главным образом воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры в её соотнесении с родной культурой обучаемых. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей.

Будучи связанным с культурой, основанный на ней, воспитательный аспект вытекает из сущности коммуникативной технологии, которая основана на системе функционально взаимообусловленных принципов, объединённых единой стратегической идеей: принципов овладения иноязычной культурой через общение, речемыслительной активности, личностной индивидуализации, ситуативности, функциональности и новизны. Все эти принципы несут в атмосфере иноязычного общения воспитательный заряд и поэтому вовлекают учителя и учащихся в глубинное и духовное общение, которое в сущности и является воспитательным процессом.

Воспитательный потенциал реализуется через культуроведческое содержание используемых материалов. Кроме того, учитель несёт в себе содержание образования, и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса. Учитель как интерпретатор чужой культуры и носитель родной должен делать всё от него зависящее, чтобы сформировать у учащихся ту систему ценностей, которая соответствует идеалу образования – человеку духовному (homo moralis).

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной школы

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной школы с указанием задач, учитывающих специфику предмета «Иностранный язык», даны в таблице 2.

 

 


Таблица 2

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной школы на уроках ИЯ с конкретизацией задач по годам обучения

Класс

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся Задачи воспитания и социализации учащихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность · любовь к школе, к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России; · знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним; · осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран; · стремление достойно представлять родную культуру; · первоначальные представления о правах человека; самосознание; · знание правил поведения в классе, школе, дома; отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, к невыполнению человеком своих обязанностей
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших · представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убеждённость в приоритете общечеловеческих ценностей; · знание правил вежливого поведения, культуры речи; · уважительное отношение к собеседнику, к его взглядам; · адекватные способы выражения эмоций и чувств; · различение хороших и плохих поступков, умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, в том числе персонажей литературных произведений; · стремление избегать совершения плохих поступков; · почтительное отношение к родителям и другим членам своей семьи, к семейным ценностям и традициям; · уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим; · этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, готовность прийти на помощь; · представление о дружбе и друзьях; · внимательное отношение к друзьям, их интересам и увлечениям; · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; · стремление иметь собственное мнение, принимать свои собственные решения
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей · уважение к труду и творчеству старших и сверстников; · навыки коллективной учебной деятельности, в том числе при разработке и реализации творческих проектов; готовность к коллективному творчеству; взаимопомощь при работе в паре и группе; · осознание знаний и способностей, требуемых для плодотворного сотрудничества; · положительное отношение к учебному процессу; умение вести себя на уроках; · познавательные потребности; потребность расширять кругозор; проявлять любознательность; · умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; · способность оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности; · бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; · умение различать полезное и бесполезное времяпрепровождение и стремление рационально использовать время; · умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания (совместную работу); · стремление поддерживать порядок в своей комнате, на своём рабочем месте; · отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.  
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни · знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; · интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; · стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности; · потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология · развитие интереса и ценностного отношения к природе  
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество · умение видеть красоту в окружающем мире, в труде, творчестве, поведении и поступках людей; · интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; · интерес к занятиям художественным творчеством; · стремление выразить себя в различных видах творческой деятельности; · стремление к опрятному внешнему виду
7. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; толерантность; интернационализм · интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран; · потребность в приобщении к мировой культуре (через чтение); · элементарные представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры; · стремление понимать образ жизни зарубежных сверстников; · уважительное отношение к особенностям образа жизни зарубежных сверстников; · умения вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками; · уважительное отношение к чужому мнению; · потребность и способность представлять культуру родной страны; · стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки; уважительно относиться к собеседнику, его мнению

Класс

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся Задачи воспитания и социализации учащихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность · любовь к школе, к своей малой родине (своему родному дому, селу, городу), народу, России; · знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним; · осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран; · стремление достойно представлять родную культуру; · первоначальные представления о правах человека; · знание правил поведения в классе, школе, дома; отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, к невыполнению человеком своих обязанностей
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших · представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; · знание правил вежливого поведения, культуры речи; · стремление к адекватным способам выражения эмоций и чувств; · уважительное отношение к собеседнику, его взглядам; · уважительное отношение к людям разных профессий; · различение хороших и плохих поступков, умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, в том числе персонажей литературных произведений; · стремление избегать совершения плохих поступков; · почтительное отношение к родителям и другим членам своей семьи, к семейным ценностям и традициям; · уважительное отношение к старшим; доброжелательное отношение к младшим; · гуманистическое мировоззрение; этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; · способность/стремление к рефлексии; умение признавать свои ошибки; · представление о дружбе и друзьях, · внимательное отношение к друзьям, их интересам и увлечениям; · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; · стремление иметь собственное мнение, принимать собственные решения; · способность оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности; · снижение уровня тревожности и преодоление замкнутости в общении
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей · уважение к чужому труду, труду и творчеству старших и сверстников; · навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать), в том числе при разработке и реализации творческих проектов; готовность и стремление к коллективному творчеству, потребность считаться с мнением членов коллектива; · умение работать в паре; · осознание знаний и способностей, требуемых для плодотворного сотрудничества; · положительное отношение к учебному процессу; · познавательные потребности; потребность расширять кругозор; любознательность; · умение проявлять дисциплинированность, последовательность, целеустремлённость и самостоятельность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; · умение вести обсуждение, давать оценки; · бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; · стремление полезно и рационально использовать время; · умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания, за совместную работу; · стремление поддерживать порядок в своей комнате, на своём рабочем месте; · отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, к небережливому отношению к результатам труда людей
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека; · знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; · интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; · потребность в здоровом образе жизни
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология · развитие интереса и ценностного отношения к природе; · бережное отношение к животным  
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество · умение видеть красоту в окружающем мире, в труде, творчестве, поведении и поступках людей; · интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; · интерес к занятиям художественным творчеством; · стремление выразить себя в различных видах творческой деятельности; · стремление к опрятному внешнему виду
7. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; толерантность; интернационализм · интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран (к традициям и достижениям, выдающимся личностям); · потребность в приобщении к культуре страны изучаемого языка через чтение; · элементарные представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры; · стремление понимать образ жизни зарубежных сверстников; · уважительное отношение к особенностям образа жизни зарубежных сверстников, людей другой культуры; · умение вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками; · стремление вести себя соответственно принятым в стране изучаемого языка нормам; · стремление к вежливости при социальных контактах; · уважительное отношение к чужому мнению; потребность к пониманию чужой точки зрения; · потребность и способность представлять культуру родной страны; · стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению

Класс

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся Задачи воспитания и социализации учащихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность · знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним; · любовь к школе, к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России; · стремление активно участвовать в жизни класса, города, страны; · осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран; · чувство патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры; · стремление достойно представлять родную культуру; · знание правил поведения в школе, дома, в общественных местах, на улице; · отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей; · правовое сознание
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших · представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; · чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей; · различение хороших и плохих поступков, стремление избегать совершения плохих поступков; · почтительное, внимательное отношение к родителям, членам своей семьи, родственникам и друзьям; · уважительное отношение к старшим; доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; · уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями; · этические чувства: доброжелательность, уважение к окружающим, эмоционально-нравственная отзывчивость (готовность помочь), понимание и сопереживание чувствам других людей; · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; · стремление иметь собственное мнение; способность принимать решения; · стремление к критическому мышлению; · потребность в поиске истины (потребность и способность к стремлению понимать истинные причины популярности вещей, способность понимать чужую точку зрения на проблему причин популярности); · уверенность в себе и своих силах; · стремление адекватно оценивать свои знания и умения в различных видах речевой деятельности; · знание правил вежливого поведения, правил речевого этикета; · уважительное отношение к собеседнику, его взглядам; понимание чужой точки зрения (терпимое отношение к разным точкам зрения на проблемы дружеских взаимоотношений подростков в разных культурах)
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей; ответственность; бережливость · ценностное отношение к достижениям людей, к труду и творчеству старших и сверстников; · навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать), в том числе при разработке и реализации творческих проектов; готовность к коллективному творчеству; · доброжелательное отношение к собеседнику; · представления о важности роли знаний в жизни человека и общества; · ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности; · потребность и способность выражать себя в доступных видах творчества (проекты); · познавательные потребности: желание познавать мир, расширять кругозор, проявлять любознательность; · представления о различных профессиях; · умение проявлять дисциплинированность, последовательность, целеустремлённость, настойчивость и самостоятельность при выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; · стремление активно участвовать в мероприятиях класса, школы; · умение различать полезное и бесполезное времяпрепровождение и стремление рационально использовать время; · умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания/совместную работу; · бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; · стремление поддерживать порядок в своей комнате, на своём рабочем месте.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; · знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; · стремление к активному образу жизни; · интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; · потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология · интерес к природе и природным явлениям; · бережное, уважительное отношение к природе и всем формам жизни; · понимание активной роли человека в природе; · способность осознавать экологические проблемы; · готовность к личному участию в экологических проектах; · потребность и стремление заботиться о домашних питомцах · чувство ответственности за жизнь и здоровье домашних питомцев
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество · умение видеть красоту в окружающем мире, в труде, творчестве, поведении и поступках людей; · интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам; · интерес к занятиям художественным творчеством; · стремление выразить себя в различных видах творческой деятельности; · мотивация к самореализации в творчестве; · уважение к памятникам культуры; · понимание значимости достижений ХХ века; · положительное отношение к выдающимся личностям и их достижениям
7. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; толерантность; интернационализм · интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран; · потребность в приобщении к культуре стран изучаемого языка (через чтение художественной и публицистической литературы); · представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры; · стремление понимать образ жизни зарубежных сверстников; · уважительное отношение к особенностям образа жизни зарубежных сверстников; · уважительное/критическое отношение к чужому мнению; · потребность и способность представлять культуру своей страны; · стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению; · способность правильно общаться с представителями англоязычной культуры

 

Класс

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся Задачи воспитания и социализации учащихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность · патриотизм: любовь к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России; · уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи; · уважительное отношение к родному языку; · осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран; · потребность и способность представлять культуру родной страны, участвовать в межкультурной коммуникации; · уважение традиционных ценностей многонационального российского общества
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; долг; порядочность; достоинство; доброта; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших · усвоение традиционных нравственных ценностей: уважительное отношение к старшим; доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; эмоционально-нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей; · уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам; понимание чужой точки зрения; · уважительное, внимательное отношение к членам своей семьи, родственникам и друзьям; · уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями; · вежливое, доброжелательное отношение к другим участникам учебной и коллективной творческой деятельности; · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; · уверенность в себе и своих силах; · чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей; · готовность осознанно принимать гуманистические ценности
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; целеустремленность; настойчивость в достижении целей · ответственное отношение к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества; · расширение познавательных потребностей; желание расширять кругозор; · любознательность; · умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость при выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; · способность к критическому мышлению; · способность к принятию решений; · самостоятельность; · способность адекватно оценивать свои знания и умения в различных видах речевой деятельности; · умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника; нести индивидуальную ответственность за выполнение задания; · готовность к коллективному творчеству; · способность к общению: умение принимать свои собственные решения, уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека; положительное отношение к спорту; · стремление к активному образу жизни; · интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; · потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология · осознание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; · желание участвовать в природоохранной деятельности  
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество · умение видеть красоту природы, труда и творчества; · интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам; · стремление творчески выражать себя в учебной деятельности    
7. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; толерантность; интернационализм · интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран; · потребность и способность понимать образ жизни в Британии и в США; · потребность и способность понимать образ жизни и поведение зарубежных сверстников; · адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения, способность должным образом реагировать на принятые в странах изучаемого языка образ жизни и поведение; · стремление к освобождению от предубеждений и стереотипов; · положительное отношение к фактам иноязычной культуры; · потребность в приобщении к культуре стран изучаемого языка(через чтение художественной и публицистической литературы); · стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями

 

Класс

Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной школы Задачи воспитания и социализации учащихся основной школы
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность · патриотизм: любовь к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России; · уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи; · уважительное отношение к родному языку; · осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран; · способность достойно представлять родную культуру; · уважение традиционных ценностей многонационального российского общества; · уважение к правам и свободам личности
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности: гуманистическое мировоззрение; нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; долг; порядочность; достоинство; доброта; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших · усвоение традиционных нравственных ценностей: - уважительное отношение к старшим: родителям, членам своей семьи, родственникам; - доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; - доверительное, внимательное, уважительное отношение к окружающим людям; - эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; - чувство великодушия, милосердия, стремления приходить на помощь, желания доставлять радость людям; · чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей; · уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам; понимание чужой точки зрения; · уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями; · вежливое, доброжелательное отношение к другим участникам учебной и коллективной творческой деятельности; · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей · ответственное отношение к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества; · положительное отношение к учебной деятельности, школе; · расширение познавательных потребностей, желание расширять кругозор; · любознательность; · умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость при выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; · способность к критическому мышлению; · способность к принятию решений; · самостоятельность; · способность адекватно оценивать свои знания и умения в различных видах речевой деятельности; · уверенность в себе и своих силах; · умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника; нести индивидуальную ответственность за выполнение задания; · готовность к коллективному творчеству; · способность к общению: умение принимать свои собственные решения, уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека; положительное отношение к спорту; · стремление к активному образу жизни; · интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; · потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество · умение видеть красоту природы, труда и творчества; · интерес к чтению, музыке, произведениям искусства, кино, театру, спектаклям, концертам и выставкам; · уважительное отношение к мировой истории, памятникам литературы, искусства и науки; · стремление творчески выражать себя в учебной деятельности
6. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; межкультурное пространство; толерантность; интернационализм · интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран; · потребность и способность понимать образ жизни в Британии и США; · потребность и способность понимать образ жизни и поведение зарубежных сверстников; · адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения, способность должным образом реагировать на принятые в странах изучаемого языка образ жизни и поведение; · стремление к освобождению от предубеждений и стереотипов; · положительное отношение к фактам иноязычной культуры; · потребность в приобщении к культуре стран изучаемого языка(через чтение художественной и публицистической литературы); знакомство с музыкальной культурой Британии и США; · потребность и способность к критическому мышлению, пониманию чужой точки зрения на проблемы, связанные с ролью средств массовой информации в жизни человека; · стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями; · потребность и способность представлять культуру родной страны; · участие в межкультурной коммуникации: принятие решения, оценка; уважительное отношение к собеседнику, его мнению

Содержание воспитательного аспекта имеет и другой – деятельностный – план: его составляют те средства, благодаря которым достигаются планируемые результаты. К используемым средствам относятся:

· тексты различной направленности:

– разнообразные типы аутентичных текстов (письменно зафиксированные монологические высказывания, диалоги, короткие рассказы, отрывки из повестей, стихи, песни, краткие статьи из журналов, письма, рекламные объявления, комиксы и т. д.), дающие представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье и школе, а также между носителями разных культур, формирующие представления о дружбе, доброте, справедливости, милосердии, патриотизме, порядочности, достоинстве и других нравственных категориях;

– тексты (образцы детского фольклора в том числе) и упражнения (задания), способствующие воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному, формирующие представления об эстетических идеалах и художественных ценностях;

– тексты, направленные на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, стремление к активному образу жизни, развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом;

– тексты, воспитывающие любовь к природе, к представителям животного и растительного мира России и других стран, учащие ответственному, бережному отношению к окружающей среде, осознанию экологических проблем, готовящие к личному участию в экологических проектах;

· упражнения (задания), с помощью которых у учащихся формируется представление о моральных нормах, правилах нравственного поведения;

· рубрика “In your culture”, поясняющая особенности межкультурного общения с точки зрения нравственно-этических норм, вызывающая интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран, стремление участвовать в межкультурной коммуникации, вести себя соответственно принятым в стране изучаемого языка нормам, потребность и способность представлять культуру родной страны;

· рубрики “Pair work”, “Group work” и “Role play”, формирующие навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать, работать в паре и группе), готовность и стремление к коллективному творчеству, потребность считаться с мнением членов коллектива, умение нести индивидуальную ответственность за совместную работу;

· проекты, вовлекающие учеников в творческую деятельность на разных этапах изучения учебного материала, воспитывающие отношение к учёбе как творческой деятельности, стремление творчески выражать себя в учебной деятельности, развивающие умение видеть красоту в труде и творчестве;

· литературные персонажи, герои фильмов, телепередач, на примере поступков и характерных черт которых учащиеся учатся различать хорошие и плохие поступки, анализировать нравственную сторону собственных поступков и т. д.;

· иллюстративная наглядность, знакомящая с лучшими образцами культуры англоязычных стран и воспитывающая тем самым уважительное отношение к чужой культуре;

· воспитательные цели, чётко сформулированные к каждому циклу и к каждому уроку, сопровождаемые методическими рекомендациями в книге для учителя;

· поведение учителя на уроке согласно методическим рекомендациям в книге для учителя, раскрывающим нравственно-этический потенциал текстов и упражнений.

Триада «материалы – технология – учитель» является залогом успешной реализации воспитательного аспекта, то есть «овладения» ценностями, составляющими мировосприятие, мироощущение, миропонимание и мировоззрение человека.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО АСПЕКТА

Как и в начальной школе, развивающий аспект иноязычной культуры на основной ступени общего образования направлен главным образом на достижение личностных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык» (см. стр.10 – 18).

Содержание развивающего аспекта иноязычной культуры включает в себя:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал