Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ценностные ориентиры
Как и в начальной школе, ценностные ориентиры на ступени основного общего образования составляют содержание главным образом воспитательного аспекта. В предлагаемом курсе воспитание связано с культурой и понимается как процесс обогащения и совершенствования духовного мира учащегося через познание и понимание новой культуры в её соотнесении с родной культурой обучаемых. Факты культуры становятся для учащегося ценностью, то есть приобретают социальное, человеческое и культурное значение, становятся ориентирами деятельности и поведения, связываются с познавательными и волевыми аспектами его индивидуальности, определяют его мотивацию, его мировоззрение и нравственные убеждения, становятся основой формирования его личности, развития его творческих сил и способностей.
Будучи связанным с культурой, основанный на ней, воспитательный аспект вытекает из сущности коммуникативной технологии, которая основана на системе функционально взаимообусловленных принципов, объединённых единой стратегической идеей: принципов овладения иноязычной культурой через общение, речемыслительной активности, личностной индивидуализации, ситуативности, функциональности и новизны. Все эти принципы несут в атмосфере иноязычного общения воспитательный заряд и поэтому вовлекают учителя и учащихся в глубинное и духовное общение, которое в сущности и является воспитательным процессом.
Воспитательный потенциал реализуется через культуроведческое содержание используемых материалов. Кроме того, учитель несёт в себе содержание образования, и именно это культурное, духовное содержание становится одним из главных компонентов образовательного процесса. Учитель как интерпретатор чужой культуры и носитель родной должен делать всё от него зависящее, чтобы сформировать у учащихся ту систему ценностей, которая соответствует идеалу образования – человеку духовному (homo moralis).
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной школы
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной школы с указанием задач, учитывающих специфику предмета «Иностранный язык», даны в таблице 2.
Таблица 2
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной школы на уроках ИЯ с конкретизацией задач по годам обучения
Класс
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
| Задачи воспитания и социализации учащихся
| 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность
| · любовь к школе, к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России;
· знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
· осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран;
· стремление достойно представлять родную культуру;
· первоначальные представления о правах человека; самосознание;
· знание правил поведения в классе, школе, дома;
отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, к невыполнению человеком своих обязанностей
| 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших
| · представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убеждённость в приоритете общечеловеческих ценностей;
· знание правил вежливого поведения, культуры речи;
· уважительное отношение к собеседнику, к его взглядам;
· адекватные способы выражения эмоций и чувств;
· различение хороших и плохих поступков, умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, в том числе персонажей литературных произведений;
· стремление избегать совершения плохих поступков;
· почтительное отношение к родителям и другим членам своей семьи, к семейным ценностям и традициям;
· уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим;
· этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, готовность прийти на помощь;
· представление о дружбе и друзьях;
· внимательное отношение к друзьям, их интересам и увлечениям;
· установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
· стремление иметь собственное мнение, принимать свои собственные решения
| 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей
| · уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
· навыки коллективной учебной деятельности, в том числе при разработке и реализации творческих проектов; готовность к коллективному творчеству; взаимопомощь при работе в паре и группе;
· осознание знаний и способностей, требуемых для плодотворного сотрудничества;
· положительное отношение к учебному процессу; умение вести себя на уроках;
· познавательные потребности; потребность расширять кругозор; проявлять любознательность;
· умение проявлять дисциплинированность, последовательность, настойчивость и самостоятельность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
· способность оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности;
· бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
· умение различать полезное и бесполезное времяпрепровождение и стремление рационально использовать время;
· умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания (совместную работу);
· стремление поддерживать порядок в своей комнате, на своём рабочем месте;
· отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
| 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни
| · знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
· интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
· стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности;
· потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении
| 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология
| · развитие интереса и ценностного отношения к природе
| 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество
| · умение видеть красоту в окружающем мире, в труде, творчестве, поведении и поступках людей;
· интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
· интерес к занятиям художественным творчеством;
· стремление выразить себя в различных видах творческой деятельности;
· стремление к опрятному внешнему виду
| 7. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран
Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; толерантность; интернационализм
| · интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран;
· потребность в приобщении к мировой культуре (через чтение);
· элементарные представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры;
· стремление понимать образ жизни зарубежных сверстников;
· уважительное отношение к особенностям образа жизни зарубежных сверстников;
· умения вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками;
· уважительное отношение к чужому мнению;
· потребность и способность представлять культуру родной страны;
· стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки; уважительно относиться к собеседнику, его мнению
|
Класс
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
| Задачи воспитания и социализации учащихся
| 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность
| · любовь к школе, к своей малой родине (своему родному дому, селу, городу), народу, России;
· знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
· осознание своей культуры через контекст культуры англоязычных стран;
· стремление достойно представлять родную культуру;
· первоначальные представления о правах человека;
· знание правил поведения в классе, школе, дома; отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, школе, к невыполнению человеком своих обязанностей
| 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших
| · представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
· знание правил вежливого поведения, культуры речи;
· стремление к адекватным способам выражения эмоций и чувств;
· уважительное отношение к собеседнику, его взглядам;
· уважительное отношение к людям разных профессий;
· различение хороших и плохих поступков, умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей, в том числе персонажей литературных произведений;
· стремление избегать совершения плохих поступков;
· почтительное отношение к родителям и другим членам своей семьи, к семейным ценностям и традициям;
· уважительное отношение к старшим; доброжелательное отношение к младшим;
· гуманистическое мировоззрение; этические чувства: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
· способность/стремление к рефлексии; умение признавать свои ошибки;
· представление о дружбе и друзьях,
· внимательное отношение к друзьям, их интересам и увлечениям;
· установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
· стремление иметь собственное мнение, принимать собственные решения;
· способность оценивать свои умения в различных видах речевой деятельности;
· снижение уровня тревожности и преодоление замкнутости в общении
| 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей
| · уважение к чужому труду, труду и творчеству старших и сверстников;
· навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать), в том числе при разработке и реализации творческих проектов; готовность и стремление к коллективному творчеству, потребность считаться с мнением членов коллектива;
· умение работать в паре;
· осознание знаний и способностей, требуемых для плодотворного сотрудничества;
· положительное отношение к учебному процессу;
· познавательные потребности; потребность расширять кругозор; любознательность;
· умение проявлять дисциплинированность, последовательность, целеустремлённость и самостоятельность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
· умение вести обсуждение, давать оценки;
· бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
· стремление полезно и рационально использовать время;
· умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания, за совместную работу;
· стремление поддерживать порядок в своей комнате, на своём рабочем месте;
· отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, к небережливому отношению к результатам труда людей
| 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни
| · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека;
· знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
· интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
· потребность в здоровом образе жизни
| 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология
| · развитие интереса и ценностного отношения к природе;
· бережное отношение к животным
| 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество
| · умение видеть красоту в окружающем мире, в труде, творчестве, поведении и поступках людей;
· интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
· интерес к занятиям художественным творчеством;
· стремление выразить себя в различных видах творческой деятельности;
· стремление к опрятному внешнему виду
| 7. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран
Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; толерантность; интернационализм
| · интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран (к традициям и достижениям, выдающимся личностям);
· потребность в приобщении к культуре страны изучаемого языка через чтение;
· элементарные представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры;
· стремление понимать образ жизни зарубежных сверстников;
· уважительное отношение к особенностям образа жизни зарубежных сверстников, людей другой культуры;
· умение вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками;
· стремление вести себя соответственно принятым в стране изучаемого языка нормам;
· стремление к вежливости при социальных контактах;
· уважительное отношение к чужому мнению; потребность к пониманию чужой точки зрения;
· потребность и способность представлять культуру родной страны;
· стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению
|
Класс
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
| Задачи воспитания и социализации учащихся
| 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность
| · знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
· любовь к школе, к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России;
· стремление активно участвовать в жизни класса, города, страны;
· осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
· чувство патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры;
· стремление достойно представлять родную культуру;
· знание правил поведения в школе, дома, в общественных местах, на улице;
· отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
· правовое сознание
| 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших
| · представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
· чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей;
· различение хороших и плохих поступков, стремление избегать совершения плохих поступков;
· почтительное, внимательное отношение к родителям, членам своей семьи, родственникам и друзьям;
· уважительное отношение к старшим; доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
· уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями;
· этические чувства: доброжелательность, уважение к окружающим, эмоционально-нравственная отзывчивость (готовность помочь), понимание и сопереживание чувствам других людей;
· установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
· стремление иметь собственное мнение; способность принимать решения;
· стремление к критическому мышлению;
· потребность в поиске истины (потребность и способность к стремлению понимать истинные причины популярности вещей, способность понимать чужую точку зрения на проблему причин популярности);
· уверенность в себе и своих силах;
· стремление адекватно оценивать свои знания и умения в различных видах речевой деятельности;
· знание правил вежливого поведения, правил речевого этикета;
· уважительное отношение к собеседнику, его взглядам; понимание чужой точки зрения (терпимое отношение к разным точкам зрения на проблемы дружеских взаимоотношений подростков в разных культурах)
| 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей; ответственность; бережливость
| · ценностное отношение к достижениям людей, к труду и творчеству старших и сверстников;
· навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать), в том числе при разработке и реализации творческих проектов; готовность к коллективному творчеству;
· доброжелательное отношение к собеседнику;
· представления о важности роли знаний в жизни человека и общества;
· ценностное отношение к учёбе как виду творческой деятельности;
· потребность и способность выражать себя в доступных видах творчества (проекты);
· познавательные потребности: желание познавать мир, расширять кругозор, проявлять любознательность;
· представления о различных профессиях;
· умение проявлять дисциплинированность, последовательность, целеустремлённость, настойчивость и самостоятельность при выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
· стремление активно участвовать в мероприятиях класса, школы;
· умение различать полезное и бесполезное времяпрепровождение и стремление рационально использовать время;
· умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания/совместную работу;
· бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
· стремление поддерживать порядок в своей комнате, на своём рабочем месте.
| 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни
| · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
· знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
· стремление к активному образу жизни;
· интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
· потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении
| 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология
| · интерес к природе и природным явлениям;
· бережное, уважительное отношение к природе и всем формам жизни;
· понимание активной роли человека в природе;
· способность осознавать экологические проблемы;
· готовность к личному участию в экологических проектах;
· потребность и стремление заботиться о домашних питомцах
· чувство ответственности за жизнь и здоровье домашних питомцев
| 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество
| · умение видеть красоту в окружающем мире, в труде, творчестве, поведении и поступках людей;
· интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
· интерес к занятиям художественным творчеством;
· стремление выразить себя в различных видах творческой деятельности;
· мотивация к самореализации в творчестве;
· уважение к памятникам культуры;
· понимание значимости достижений ХХ века;
· положительное отношение к выдающимся личностям и их достижениям
| 7. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран
Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; толерантность; интернационализм
| · интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран;
· потребность в приобщении к культуре стран изучаемого языка (через чтение художественной и публицистической литературы);
· представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры;
· стремление понимать образ жизни зарубежных сверстников;
· уважительное отношение к особенностям образа жизни зарубежных сверстников;
· уважительное/критическое отношение к чужому мнению;
· потребность и способность представлять культуру своей страны;
· стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению;
· способность правильно общаться с представителями англоязычной культуры
|
Класс
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся
| Задачи воспитания и социализации учащихся
| 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность
| · патриотизм: любовь к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России;
· уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи;
· уважительное отношение к родному языку;
· осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
· потребность и способность представлять культуру родной страны, участвовать в межкультурной коммуникации;
· уважение традиционных ценностей многонационального российского общества
| 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; долг; порядочность; достоинство; доброта; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших
| · усвоение традиционных нравственных ценностей: уважительное отношение к старшим; доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; эмоционально-нравственная отзывчивость; понимание и сопереживание чувствам других людей;
· уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам; понимание чужой точки зрения;
· уважительное, внимательное отношение к членам своей семьи, родственникам и друзьям;
· уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями;
· вежливое, доброжелательное отношение к другим участникам учебной и коллективной творческой деятельности;
· установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
· уверенность в себе и своих силах;
· чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей;
· готовность осознанно принимать гуманистические ценности
| 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; целеустремленность; настойчивость в достижении целей
| · ответственное отношение к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества;
· расширение познавательных потребностей; желание расширять кругозор;
· любознательность;
· умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость при выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
· способность к критическому мышлению;
· способность к принятию решений;
· самостоятельность;
· способность адекватно оценивать свои знания и умения в различных видах речевой деятельности;
· умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника; нести индивидуальную ответственность за выполнение задания;
· готовность к коллективному творчеству;
· способность к общению: умение принимать свои собственные решения, уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам
| 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни
| · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека; положительное отношение к спорту;
· стремление к активному образу жизни;
· интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
· потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении
| 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценности: жизнь; родная земля; окружающий мир; экология
| · осознание необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
· желание участвовать в природоохранной деятельности
| 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество
| · умение видеть красоту природы, труда и творчества;
· интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам;
· стремление творчески выражать себя в учебной деятельности
| 7. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран
Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; толерантность; интернационализм
| · интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран;
· потребность и способность понимать образ жизни в Британии и в США;
· потребность и способность понимать образ жизни и поведение зарубежных сверстников;
· адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения, способность должным образом реагировать на принятые в странах изучаемого языка образ жизни и поведение;
· стремление к освобождению от предубеждений и стереотипов;
· положительное отношение к фактам иноязычной культуры;
· потребность в приобщении к культуре стран изучаемого языка(через чтение художественной и публицистической литературы);
· стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями
|
Класс
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся основной школы
| Задачи воспитания и социализации учащихся основной школы
| 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, к родному языку; закон и правопорядок; свобода и ответственность
| · патриотизм: любовь к своей малой родине (своему селу, городу), народу, России;
· уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи;
· уважительное отношение к родному языку;
· осознание родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;
· способность достойно представлять родную культуру;
· уважение традиционных ценностей многонационального российского общества;
· уважение к правам и свободам личности
| 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Ценности: гуманистическое мировоззрение; нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; долг; порядочность; достоинство; доброта; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших
| · усвоение традиционных нравственных ценностей:
- уважительное отношение к старшим: родителям, членам своей семьи, родственникам;
- доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- доверительное, внимательное, уважительное отношение к окружающим людям;
- эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- чувство великодушия, милосердия, стремления приходить на помощь, желания доставлять радость людям;
· чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей;
· уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам; понимание чужой точки зрения;
· уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями;
· вежливое, доброжелательное отношение к другим участникам учебной и коллективной творческой деятельности;
· установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке
| 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремлённость; настойчивость в достижении целей
| · ответственное отношение к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества;
· положительное отношение к учебной деятельности, школе;
· расширение познавательных потребностей, желание расширять кругозор;
· любознательность;
· умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость при выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
· способность к критическому мышлению;
· способность к принятию решений;
· самостоятельность;
· способность адекватно оценивать свои знания и умения в различных видах речевой деятельности;
· уверенность в себе и своих силах;
· умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника; нести индивидуальную ответственность за выполнение задания;
· готовность к коллективному творчеству;
· способность к общению: умение принимать свои собственные решения, уважительное отношение к мнению собеседника, его взглядам
| 4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива); активный, здоровый образ жизни
| · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека; положительное отношение к спорту;
· стремление к активному образу жизни;
· интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
· потребность в здоровом образе жизни и полезном времяпрепровождении
| 5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; художественное творчество
| · умение видеть красоту природы, труда и творчества;
· интерес к чтению, музыке, произведениям искусства, кино, театру, спектаклям, концертам и выставкам;
· уважительное отношение к мировой истории, памятникам литературы, искусства и науки;
· стремление творчески выражать себя в учебной деятельности
| 6. Воспитание уважения к культуре народов англоязычных стран
Ценности: культура и язык народов англоязычных стран; межкультурное пространство; толерантность; интернационализм
| · интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран;
· потребность и способность понимать образ жизни в Британии и США;
· потребность и способность понимать образ жизни и поведение зарубежных сверстников;
· адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения, способность должным образом реагировать на принятые в странах изучаемого языка образ жизни и поведение;
· стремление к освобождению от предубеждений и стереотипов;
· положительное отношение к фактам иноязычной культуры;
· потребность в приобщении к культуре стран изучаемого языка(через чтение художественной и публицистической литературы); знакомство с музыкальной культурой Британии и США;
· потребность и способность к критическому мышлению, пониманию чужой точки зрения на проблемы, связанные с ролью средств массовой информации в жизни человека;
· стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями;
· потребность и способность представлять культуру родной страны;
· участие в межкультурной коммуникации: принятие решения, оценка; уважительное отношение к собеседнику, его мнению
| Содержание воспитательного аспекта имеет и другой – деятельностный – план: его составляют те средства, благодаря которым достигаются планируемые результаты. К используемым средствам относятся:
· тексты различной направленности:
– разнообразные типы аутентичных текстов (письменно зафиксированные монологические высказывания, диалоги, короткие рассказы, отрывки из повестей, стихи, песни, краткие статьи из журналов, письма, рекламные объявления, комиксы и т. д.), дающие представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье и школе, а также между носителями разных культур, формирующие представления о дружбе, доброте, справедливости, милосердии, патриотизме, порядочности, достоинстве и других нравственных категориях;
– тексты (образцы детского фольклора в том числе) и упражнения (задания), способствующие воспитанию у учащихся ценностного отношения к прекрасному, формирующие представления об эстетических идеалах и художественных ценностях;
– тексты, направленные на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, стремление к активному образу жизни, развитие интереса к занятиям физкультурой и спортом;
– тексты, воспитывающие любовь к природе, к представителям животного и растительного мира России и других стран, учащие ответственному, бережному отношению к окружающей среде, осознанию экологических проблем, готовящие к личному участию в экологических проектах;
· упражнения (задания), с помощью которых у учащихся формируется представление о моральных нормах, правилах нравственного поведения;
· рубрика “In your culture”, поясняющая особенности межкультурного общения с точки зрения нравственно-этических норм, вызывающая интерес и уважительное отношение к ИЯ и культуре народов англоязычных стран, стремление участвовать в межкультурной коммуникации, вести себя соответственно принятым в стране изучаемого языка нормам, потребность и способность представлять культуру родной страны;
· рубрики “Pair work”, “Group work” и “Role play”, формирующие навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать, работать в паре и группе), готовность и стремление к коллективному творчеству, потребность считаться с мнением членов коллектива, умение нести индивидуальную ответственность за совместную работу;
· проекты, вовлекающие учеников в творческую деятельность на разных этапах изучения учебного материала, воспитывающие отношение к учёбе как творческой деятельности, стремление творчески выражать себя в учебной деятельности, развивающие умение видеть красоту в труде и творчестве;
· литературные персонажи, герои фильмов, телепередач, на примере поступков и характерных черт которых учащиеся учатся различать хорошие и плохие поступки, анализировать нравственную сторону собственных поступков и т. д.;
· иллюстративная наглядность, знакомящая с лучшими образцами культуры англоязычных стран и воспитывающая тем самым уважительное отношение к чужой культуре;
· воспитательные цели, чётко сформулированные к каждому циклу и к каждому уроку, сопровождаемые методическими рекомендациями в книге для учителя;
· поведение учителя на уроке согласно методическим рекомендациям в книге для учителя, раскрывающим нравственно-этический потенциал текстов и упражнений.
Триада «материалы – технология – учитель» является залогом успешной реализации воспитательного аспекта, то есть «овладения» ценностями, составляющими мировосприятие, мироощущение, миропонимание и мировоззрение человека.
СОДЕРЖАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕГО АСПЕКТА
Как и в начальной школе, развивающий аспект иноязычной культуры на основной ступени общего образования направлен главным образом на достижение личностных и метапредметных результатов освоения учебного предмета «Иностранный язык» (см. стр.10 – 18).
Содержание развивающего аспекта иноязычной культуры включает в себя:
|