Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Апрель, 1-2 неделя






«Узнай птичку по голосу»

Чему учится ребенок: развивать слуховое внимание и слуховую память; раз­личать птичьи голоса в записи: чириканье воробья, карканье вороны, стук дят­ла; знать и понимать названия птиц: воробей, ворона, дятел; понимать и упот­реблять в речи глагольные формы «чирикает», «каркает», «стучит».

Оснащение: записи пения птиц.

Ход игры: прочтите стихотворение:

Звонко капают капели Возле нашего окна. Птицы весело запели:

Чив-чив-чив, пришла весна! Радуются птички, поют свои пе Это чирикает воробей. Это каркает ворона. Слушайте внимательно, Думайте старательно. Чья песенка?

(включите магнитофонзапись чирика­нья воробья)


(покажите картинку, изображающую воробья. Вновь включите магнитофонзапись карканья вороны) (покажите картинку с изображением вороны)



Ребенок слушает одну из записей, показывает соответствующую картинку и называет птицу.

Усложнение: если ребенок справляется с этим заданием, можно добавить зву­чание стука дятла.

АПРЕЛЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Шлеп-шлеп»

Чему учится ребенок: совершенствовать слуховую память, внимание; расши­рять понятийный и активный словари; понимать и употреблять в активной речи предложные конструкции с предлогом «по»: «по луже», «по дорожке», «по трав­ке».

Ход игры: игра проводится на прогулке. Прочтите рифмовку:

На дорогах лужи,

Ну а мы не тужим.

Наденем на ножки

Новые сапожки.

По водичке: шлеп-шлеп.

Походите по водичке. Вот так. (ходите по мелкой луже)

По дорожке: топ-топ.

Походите по дорожке. Вот так. (ходите по песчаной дорожке)

Да по травке: хоп-хоп.

Походите по травке. Вот так. (ходите по траве)

Ребенок ходит по мелкой луже, по дорожке, по травке, останавливается око­ло вас. Скажите:

Глазки закрывайте, (ребенок закрывает глаза, слушает производимые при

Ну-ка, угадайте звуки: ходьбе звуки, определяет, по чему вы ходите, называя:
По чему я иду? «По травке», «По луже», «По дорожке»)

МАЙ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Хитрая ложечка»

Чему учится ребенок: различать неречевые звуки: удары ложкой по фаянсу, стеклу, металлу; понимать и употреблять в активной речи существительные, обозначающие предметы посуды: тарелка, ложка, чашка (стакан); понимать и употреблять в речи предложные конструкции с предлогом «по».

Оснащение: предметы посуды.

Ход игры: поставьте перед ребенком предметы посуды: тарелку (фаянсовую), ложку (металлическую), чашку (стеклянную) и назовите каждый предмет. По­просите детей показать предметы, спросите: «Что это?» Поставьте рядом с каж­дым предметом такой же, но меньшего размера. Скажите: «Это тарелка, а это тарелочка. Это чашка, а это чашечка. Это ложка, а это ложечка. Покажи тарел­ку, покажи тарелочку. Покажи ложку, покажи ложечку. Покажи чашку, пока­жи чашечку». Спросите, показывая на большие и маленькие предметы: «Что это?»


Будем с ложечкой играть (стучите ложечкой по тарелке: «Это тарелка»,

И посуду называть. стучите ложечкой по чашке: «Это чашка»)

Глазки закрывайте, (ребенок закрывает глаза, слушает издаваемые

Ну-ка, угадайте, звуки и показывает предметы, посуды, по которым

По чему стучит ложечка? стучала ложечка, называя их)

Усложнение: если ребенок справляется с заданием, предложите третий пред­мет — чайник.

МАЙ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Весной в лесу»

Чему учится ребенок: совершенствовать слуховое внимание, развивать уме­ние различать неречевые звуки в записи: шуршание листьев, журчание ручей­ка, шум дождя; расширять понятийный и активный словари, пользоваться гла­гольными формами «шелестят», «журчит», «шумит».

Оснащение: картинки.

Ход игры: прочтите текст и выполните действия по его содержанию:

Весна. Поедем в лес.

На чем поедем? (покажите несколько картинок с изобра-

Вот и приехали. жением видов транспорта. Ребенок выби­
рает вид транспорта и «едет» в лес)

Сядем в кружок, послушаем, (включите магнитофон, звучит запись

про что расскажет нам дедушка-лес. шелеста листьев)
Это листики шелестят.

Покажите пальчиками, (ребенок выполняет движения пальчиками

как они шевелятся на ветру. по показу взрослого)

Покажите картинку с изображением дерева с пышной кроной. Вновь вклю­чите магнитофон с записью звуков журчащего ручья:


 

Это ручеек журчит (покажите, как бежит ручеек)


Поставьте картинку с изображением ручья. В третий раз включите магнито­фон с записью шума дождя:

Это весенний дождик шумит. (покажите картинку «Дождь»)

Скорее спрячемся под крышу! (ребенок складывает ладошки домиком над

головой)

Спросите:

Слушайте внимательно, Думайте старательно: Что это?

Включите одну из магнитофонных записей. Ребенок слушает, определяет ха­рактер звуков, выполняет соответствующее движение: шевелит пальчиками (лис­тики шелестят), бежит (ручеек бежит), складывает ладошки домиком (прячется от дождя). Подкрепите его действия, выставляя соответствующую картинку.

 

         
Месяц Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Неделя 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 1-2 3-4 Тема Человек, части тела Дом, семья Игрушки Осень, овощи, фрукты Домашние животные Новогодний праздник Зима Зимняя одежда Зимние развлечения Дикие животные Мама Транспорт Весна Обувь Посуда Цветы, деревья Название игры Пальчик о пальчик Кто ласкает малыша Умный пальчик Соберем овощи Теремок Наряжаем елочку Дорожки Одеваем куклу на прогулку Поющие горки Кто на лесной тропинке? Мама Машины гудят Птички поют Большие ноги — маленькие ножки Чаепитие матрешек Зернышки Стр. 73 73 74 75 75 77 77 78 79 79 80 81 82 82 83 83

Воспитание речевого слуха — подготовка ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении — перспектива формирования речевых компонентов: лексики, грам­матики, просодики (темпа, ритма, интонации, силы голоса).

Развитый речевой слух — необходимое условие формирования фонематиче­ского восприятия.

Ребенка раннего возраста учим:

1) слушать и слышать, т. е. реагировать на слово, как на сигнал. Это качество является основой формирования эмоционально-волевой сферы малыша;


2) различать качества человеческого голоса: тембр, силу интонации, темп, ритм, высоту звучания.

Раздел состоит из 16 игр, расположенных в порядке усложнения. Каждая игра соответствует единой лексической теме.

В процессе проведения игр используем соответствующие картинки, игрушки, выполняем соответствующие движения.

ОКТЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Пальчик о пальчик»

Чему учится ребенок: развивать слухозрительное восприятие: реагировать на слово-сигнал «Аи!» — убирать ручки за спину; развивать пальчиковую мотори­ку; знать и называть пальчики.

Оснащение: стулья.

Ход игры: сядьте на стул напротив ребенка, произносите слова и выполняйте соответствующие действия. Ребенок повторяет движения по показу:

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук!

Пальчик о пальчик: тук-тук-тук.

Заплясали ручки, заплясали!

Заплясали ручки, заплясали. (прячьте руки за спину, ребенок

Аи! повторяет движение)

После повторения игры 2-3 раза ребенок самостоятельно прячет руки за спину на слово-сигнал «Аи!»

ОКТЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Кто ласкает малыша?»

Чему учится ребенок: совершенствовать речевой слух: различать тембры го­лосов членов семьи; называть их.

Оснащение: записи голосов и фотографии всей семьи. Ход игры: прочтите потешку, поглаживая ребенка:

Ванечка хороший, Ванечка пригожий, Все его ласкают, Цветочком называют.

Включите запись голоса мамы: «Ой ты мой сыночек, лазоревый цветочек».

Это мама! (покажите фотографию мамы)

Включите другую запись — голос папы. Папа читает ту же потешку:

Это папа ласкает Ванечку. (поставьте фотографию папы) Умные ушки, угадайте: Кто ласкает Ванечку.

Звучит одна из записей. Ребенок слушает, показывает соответствующую фо­тографию и называет того, чей голос прозвучал.


Вариант вступительного стихотворения для девочки:

Танечка хорошая, Танечка пригожая, Все ее ласкают, Конфеткой называют.

Члены семьи (в записи) произносят слова:

Ах ты моя деточка, сладкая конфеточка.

Усложнение: если ребенок справляется с заданием, предложите ему третью и четверую записи голосов — бабушки и дедушки.

НОЯБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Умный пальчик»

Чему учится ребенок: развивать слухозрительное восприятие; соотносить слова с игрушками и их изображением.

Оснащение: 3-4 игрушки, картинки с их изображением.

Ход игры: показывая игрушки, поочередно назовите их: «Это мяч. Это ма­шинка. Это мишка. Раз, два, три! Где мячик? Посмотри!» Ребенок показывает пальчиком, по возможности называя игрушку: «Вот мячик!»


 

Усложнение: на столе располагаются не сами игрушки, а картинки с их изо­бражением. Игра начинается с трех картинок, а затем их количество увеличива­ется до пяти-шести.


НОЯБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ

«Соберем овощи (фрукты)» (см. Приложение 2, с. 133)

Чему учится ребенок: совершенствовать слухозрительное восприятие: узна­вать названные овощи (фрукты) по муляжам и картинкам; понимать и употреб­лять существительные, обозначающие овощи (фрукты); понимать значение пред­лога «в», предложную конструкцию «в корзинку».

Оснащение: 3-4 муляжа, изображающих овощи (фрукты), картинки с их изо­бражением, корзинка.

Ход игры: скажите: «Это огурец, это помидор, это капуста»:

Раз, два, три, Где капуста? Посмотри!

Ребенок показывает пальчиком на капусту, по возможности произнося: «Вот капуста!» Попросите ребенка: «Положи капусту в корзинку». Ребенок кладет муляж в корзинку. Затем ребенок находит и остальные предложенные овощи и складывает их в корзинку. Скажите: «Собрали овощи в корзинку».

Усложнение: в игре используются не муляжи овощей, а картинки с их изо­бражением. Количество картинок увеличивается от трех до пяти-шести. Най­денные изображения складываются в коробочку. Обязательно произнесите: «Со­брали овощи!» По этой же схеме проводится игра с муляжами или картинками, изображающими фрукты.

ДЕКАБРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ «Теремок»

Чему учится ребенок: развивать слухозрительное узнавание со зрительной опорой; соотносить звукоподражания с соответствующими животными.

Оснащение: игрушки — домашние животные, наборное полотно с их изобра­жением.

Ход игры: прочтите стихотворение, складывая поднятые над головой ладони домиком:

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Крепко заперты ворота,

Но стучит в ворота кто-то.

Кто стучится, не пойму?

— Му-му-му! (ребенок повторяет движения руками

и звукоподражание)

Кто постучал в теремок? (ребенок находит игрушку (корову),

затем соответствующее изображение, по возможности называя животное)

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Крепко заперты ворота,

Но стучит в ворота кто-то.




— Открывайте двери мне!

Ме-ме-ме! (ребенок определяет, кто стучал в дверь, нахо-

дит соответствующие игрушку и изображение) Стоит в поле теремок, Он не низок, не высок. Крепко заперты ворота, Но стучит в ворота кто-то.

— У меня веселый нрав!

Гав-гав-гав! (действия ребенка повторяются)

Стоит в поле теремок, Он не низок, не высок. Крепко заперты ворота, Но стучит в ворота кто-то.

— Буду верно вам служить,
Буду я мышей ловить,

Их поймала я немало.

Мяу-мяу-мяу!

Стоит в поле теремок, (предложите ребенку еще одно животное

Он не низок, не высок. лошадь)

Крепко заперты ворота,

Но стучит в ворота кто-то.

— Я скачу легко-легко.
И-го-го!


Усложнение: вначале произнесите звукоподражания так, чтобы ребенок хо­рошо видел ваше лицо, а в дальнейшем закрывайте рот экраном.

ДЕКАБРЬ, 3-4 НЕДЕЛЯ «Наряжаем елочку»

Чему учится ребенок: развивать слуховое внимание; понимать и употреблять существительные, обозначающие елочные игрушки.

Оснащение: искусственная елочка и корзиночка с елочными игрушками. Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:

Елочка-красавица выросла в лесу. И на каждой веточке шишки на весу. Елочку-красавицу привезли домой. Елочку-красавицу нарядим с тобой.

Вынимайте игрушки из корзиночки, поочередно показывая и называя их: «Это шарик. Это звездочка», и т. д. Попросите ребенка: «Повесь на елочку ша­рик, звездочку...» Сначала говорите так, чтобы ребенок хорошо видел ваше ли­цо, а затем называйте елочные игрушки из-за экрана.

ЯНВАРЬ, 1-2 НЕДЕЛЯ

«Дорожки» (см. Приложение 2, с. 134)

Чему учится ребенок: развивать речевой слух: различать длинные и корот­кие звуки, воспроизводимые голосом; понимать и употреблять прилагательные «длинная», «короткая».

Оснащение: картинка с изображением детей, бегущих к маме по длинной и короткой дорожкам.

Ход игры: прочтите ребенку стихотворение:

Снег, снег кружится, Замело всю улицу. Мы метелочки возьмем И дорожку разметем. Побежали по дорожке, Ох, устали наши ножки. Вот какая длинная дорожка:

А-а-а-а-а. {произносите звук «а» долго и проводите

пальцем по длинной дорожке)

При повторении ребенок присоединяется к долгому произнесению звука, од­новременно проводя пальчиком по картинке с изображением длинной дорожки. Спросите ребенка:

Какая дорожка? — Длинная! (ребенок повторяет: «Длинная») Побежали по дорожке, Не устали наши ножки.

Короткая дорожка. А-а (произносите звук «а» коротко и одновремен-

но проводите пальцем по короткой дорожке)


При повторении ребенок присоединяется к короткому произнесению звука, одновременно проводя пальчиком по картинке с изображением короткой до­рожки. Спросите:

Какая дорожка? — Короткая! (ребенок повторяет: «Короткая»)

Игра повторяется 2-3 раза, малыш определяет по длине звука длину дорож­ки и соответственно на вопрос: «Какая дорожка?» отвечает: «Длинная» или «Короткая».

Усложнение: произносите гласные за экраном. Ребенок показывает соответст­вующую.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал