Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исходный текст
(1) О Бородинском сражении написаны сот ни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперек в мельчайших деталях. (2) Но есть один момент, таинственный, почти мис- тический, который требует глубокого осмысления. (З) Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4) Ваше положе- ние – аховое, столпившиеся зрители уже обре- ченно махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5) Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6) Он проанали- зирует позицию на доске и, осознав бесперспек- тивность своего сопротивления, смиренно капи- тулирует. (7) Естественно, пример с шахматной пар тией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородин ского сра- жения. (8) На карту поставлена судьба отчизны. (9) Картина сражения меняется чуть ли не каж- дую минуту. (10) Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих... (11) Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12) При- летает ординарец от Барклая де Толли, бывше- го командующего русской армией. (13) Барк- лай передает: держаться более невозможно, нужно отступать... (14) Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15) Положение почти без- надежное! (16) На чем же держит- ся решимость Кутузова? (17) На упрямстве? (18) На неуступчивой злобе? (19) На отчаянии? (20) Или просто воля па- рализована страхом и полководец попросту бесси- лен принять какое-либо решение? (21) Нет! (22) Почему шахматист не сдается опытному противнику? (23) Возможно, он видит выиг- рышный ход, которого остальные, загипнотизи- рованные авторитетом его соперника, не замеча- ют. (24) Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25) Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26) Мудрому, опытному Барклаю, трез- во оценившему ситуацию, казалось бессмыслен- ным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27) Но она не учитывает одного: люди – это не бездуш- ные фигурки, подчиненные фатальной воле грос- смейстера. (28) Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29) Куту- зов ясно видел: бойцы сражаются и не собирают- ся уступать противнику. (30) Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: ≪ Все, мужики, прекращаем бойню! (31) Мы проиграли! ≫ (32) На поле боя властвова- ла не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (33 Это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34) В реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу про- стого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35) Кутузов понимал это лучше остальных. (36) ≪ Любую другую армию мы бы разгромили еще до полудня! ≫ – говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчетливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчеты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины. (37) История – это поистине учебник жизни, просто не всегда ее нравственный урок укладыва- ется в ясную и четкую формулу. (38) Но главное, что выясняется, когда знакомишься с прошлым и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков, – это огром- ное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывает- ся человеческая личность. (39) Трусость и бес- страшие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, ко- варство и преданность — силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а да де- ятельными участниками истории. (По И. Бардышеву*)
|