Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О красоте истинной и ложной






      Мода, щегольство. Суетные украшения и нескромные одеяния. В чем состоит истинная красота и украшение человека.
Увлекаться нарядами и суетными украшениями особенно свойственно женщинам. «Щегольство, — говорит Златоуст, — и само по себе великое зло... но оно (еще и) располагает к тщеславию и надменности, а потом из прикрас рождается и многое другое — явные подозрения, неблаговременные издержки, порицания, поводы к лихоимству»      163 . Женский пол очень склонен к тщеславию 164 . Внешняя красота лица, щегольство и всякого рода украшения еще сильнее развивают у женщин самомнение, тщеславие и гордость — эти источники неисчислимых бед в семейной жизни. «Гордость и высокомерие, — говорит Златоуст, — это такое зло, которое везде несносно, но особенно в женском поле» 165 . Женщина, исполненная высокомерия, будучи легкомысленной и неразумной, легко развращается, утопает, терпит кораблекрушение от всякого бурного дуновения, так как гордость и высокомерие потопляют ее.
Премудрый Сирах говорит:       по виду узнается человек, и по выражению лица при встрече познается разумный; одежда и осклабление зубов и походка человека показывают свойство его (Сир. 19: 26—27). «Во всем, — говорит Златоуст, — и в глазах, и в одежде, и в ногах, и в походке обнаруживается или целомудрие или распутство» 166 . «Красивая женщина, если не украсила себя целомудрием (скромностью, кротостью) — гроб разукрашенный» 167 .
За много веков до Рождества Христова пророк      Исаия всячески порицал пустых легкомысленных женщин, осмеивая и надменный вид их, и высоко поднятую голову, и изгибающуюся шею, и игривую поступь (походку), и взгляд, и всякого рода побрякушки-украшения (Ис. 3: 16—22). И апостол Павел предписывал женщинам многие нравственные законы и обличал «за пышность и неприличие в одежде, за золотые украшения, за плетение волос, за изнеженность и тому подобное» 168 . Скромность и кротость ваша да будут известны всем человекам, — говорит Апостол (Флп. 4: 5). «Не подобает христианину гордиться своей плотию, — говорит Тертуллиан. — Если уж гордиться своим телом, то разве тогда, когда оно бывает мучимо за Христа»169 .
Тертуллиан, святые Киприан Карфагенский,       Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Тихон Задонский и другие Отцы сильно обличали женщин за их любовь к нарядам 170 . «Если кто из женщин, — говорит Златоуст, — украшает себя для того, чтобы привлечь на себя взоры встречных мужчин, такая женщина хотя бы не уязвила своею красотою, подвергается величайшему наказанию. Она уже приготовила отраву, растворила яд, но только никому не успела поднести отравленной чаши, или, вернее, она уже и подносила эту смертоносную чашу, но только не нашелся желающий выпить ее» 171 . И какую можно указать причину того, что неразумные женщины не стесняются показываться на людях в нескромных нарядах, с размалеванными лицами? «Другой причины невозможно найти, как только — чтобы показать себя, обратить на себя внимание или, что хуже того, понравиться и в любовь войти»172 .
Действительно, многие обращают на них взоры, но многие с глазами и сердце обращают, и оттого душевное око весьма помрачают. Не малая борьба предстоит юным и неутвержденным сердцам от этой прелести. К таким женщинам относятся слова Писания:       горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит (Мф. 18: 7). Бедные те христиане, которые в поношение своему христианскому званию увлекаются по недомыслию современной душевредной модой, украшают свои тела, а души свои помрачают, лица украшают, а благообразие душ своих теряют 173 .
Таким украшением своих лиц они весьма погрешают пред Богом, оскорбляют Создателя своего, Который возраст тела и красоту лица всякому дарует; ибо исправлять и переделывать то, что сотворено Богом, означает осуждать премудрость Творца всех вещей. Из этого видно, что простое творение Божие им не      нравится, они находят в нем недостатки, переделывают его. Если бы художник написал хорошее изображение кого-нибудь, а другой неискусный невежда переправил это изображение по-своему, всякий стал бы возмущаться такому неразумному поступку и дерзости, а самому художнику это было бы немалой обидой. То же самое делают и те женщины, которые красят свои лица. Бог и Создатель наш, как премудрый живописец, дает каждому человеку определенный вид лица. Но когда люди намазывают и накрашивают свои лица и вместо своего природного лица носят какую-то «накладную личину», то они переделывают дело рук Его святых, а чрез это оскорбляют Бога и вместе сами себя отдают на посмеяние разумным людям, а юным сердцам служат в соблазн... Вот куда ведет украшение женщинами своих лиц. Горе им, ибо они огонь прилагают к огню 174 .
Святой Григорий Богослов, обращаясь к размалеванной (раскрашенной) женщине, говорит: «Смотри, чтобы прогневанный Бог не сказал тебе так: отвечай, чуждая Мне тварь, кто и откуда этот творец? Я не пса живописал, но создал собственный Мой образ. Как же вместо любезного Мне образа вижу кумир?»      175
«Скажи мне, — спрашивает священномученик Киприан Карфагенский, — неужели, поступая таким образом, ты не боишься, если Художник и Творец твой, в день общего Воскресения, не признает тебя, отринет и удалит, когда явишься за воздаянием и наградою, и, укоряя, строгим голосом Судии скажет: это не Мое создание, это образ не Наш! Кожу ты осквернила поддельным натиранием, волосы изменила не свойственным цветом, вид твой искажен ложью, образ извращен, лицо твое чуждо тебя. Ты не можешь видеть Бога, когда глаза у тебя не те, какие дал тебе Бог, но какие подделал диавол. Ему ты последовала, ты подражала златоцветным и раскрашенным глазам змия; враг убирал твои волосы — с ним и гореть тебе!»      176
«Бог создал тебя благообразною для того, чтобы чрез это умножить для тебя подвиг скромности (ибо не в одинаковой степени трудно сохранить целомудрие той, которая во всех возбуждает любовь к себе, и той, к которой никто не чувствует расположения). Бог создал тебя благообразною? Зачем же испещрять себя землей, то красной, то черной, то белой? Так поступающие подобны тому человеку, который золотую статую стал бы намазывать грязной тиной. Если же у тебя лицо некрасиво, то напрасно трудишься. Когда, скажи, искусство и изысканность превзошли природу? Неблагообразие лица не заключает в себе ничего зазорного — восполни это красотою и благолепием добродетельной души. Вот замечательные украшения души: целомудрие, скромность, благочестие, кротость. В них — красота души, а чрез душу и тела, красота, которая и более пленяет, и никогда не прекращается... Телесную же красоту и время продолжительное разрушает, и болезнь истребляет, и многое другое. Кроме того, телесная красота возбуждает зависть и возжигает ревность, а эта чиста от такой болезни и свободна от всякого тщеславия»      177 .
«Если природа дала вам красоту, не закрывайте ее притираниями и красками, — говорит святой Григорий Богослов замужним женщинам, — но чистой храните для одних своих супругов и не обращайте на постороннего жадных очей, потому что вслед за очами неблагочинно ходит и сердце. А если при рождении не получили вы и дар красоты, то избегайте второго безобразия, т.е. не заимствуйте красоту у рук — красоту, которую доставляет земля, которую распутные женщины покупают за несколько оволов (копеек), красоту, которая стирается и стекает на землю и разрушается от многих причин... Не будьте похожи на мазанных галок. Эта птица, по древней басне, гордившаяся чужими перьями, вскоре была ощипана и предана осмеянию. Как же вы не думаете о последнем позоре... о том, сколько горестей приносит чужая, поддельная красота?»      178
Рассказывают о гордом павлине, что когда, изогнув шею в виде круга, он поднимает свои золотистые и звездами усеянные перья, тогда начинает приветли      во окликать своих жен. «Удивительно будет для меня, — говорит тот же отец Церкви, — если и вы, жены, подкрашиваете свои лица не для похотливых очей. Если же это не так (если это только неразумное подражание и рабствование моде), если каждая из вас, замужних женщин, питает любовь только к одному своему супругу, то зачем выставляете свою красоту для многих, как сеть для стада пернатых, зачем стараетесь понравиться взорам других?..» 179
И еще надо знать, кто же учит сих неразумных женщин так поступать? «Не иной кто, как враг Божий, диавол. Действительно, кто в состоянии научить безобразить тело, как не тот, злоба которого успела изменить и ум человека? Перестанем сомневаться: он, именно он изобретатель всех этих преступных хитростей, чтобы в нас самих вести войну против Бога. Может быть, это устрашит женщин, которые любят наряды: претворяя дело рук Божиих, они следуют внушениям врага Божия и вместе врага всех людей — диавола»      180 . Затем, у кого они еще учатся? Они учатся еще друг у друга. Вот почему святой Григорий Богослов и говорит христианкам: «Не ходите на общий совет с такими женщинами, которые накладывают руку на лицо свое и не дружите с ними... Ищите увеселения только в обществе целомудренных женщин и в одном своем муже (если какая из вас замужняя)» 181 .
Древние Отцы Церкви обращались со словами обличения больше к женам (замужним женщинам). Но это касалось и девиц того времени, касается оно и тех девиц нашего времени, которые, по выражению святого      Киприана Карфагенского, «стараясь одна другую превзойти щегольством наружных украшений и более свободным обращением, увлекшись обольстительным бесславием, перестают быть девами, делаются вдовами прежде замужества» 182. На них можно видеть все, что служит признаком излишней суетности, неблагопристойности и бесстыдства — притирания лица, и подкрашивание век, бровей, ресниц и волос, и вычурную обувь, изысканную и непристойную одежду, и жеманную походку, изнеженный голос, влажный взгляд, исполненный всякого блуда 183 , и все прочее, — чтобы привлекать мужчин, у которых «зверонравен ум и женонеистова жизнь» 184 . Среди них можно встретить и таких девиц, шумливых и необузданных (Притч. 7: 11), которые, «сохраняя свое тело нерастленным, имеют душу, исполненную всякого разврата, и украшаются, чтобы привлечь к себе отовсюду толпу поклонников, и обольщают взоры юношей, строя им козни и вовлекая в пропасть» 185 .
Много зла проистекает от увлечения роскошью, щегольством, украшениями. Роскошь и щегольство развивают в душе пусто      ту, кичливость, надмение, уничижение ближних, увлечение недозволенными удовольствиями; в других же, кто на это смотрит, они возбуждают или зависть, или раздражение и осуждение. Не говорим уже, сколько на это тратится времени и средств... Средства, которые могли бы с пользой употребиться на помощь нуждающимся, расходуются на суетные украшения и франтовство.
Обращаясь к особе, увлекающейся этими пустыми занятиями, Златоуст говорит: «Потратив на это все свое старание и заботу, ты пренебрегаешь духовными упражнениями, исполняешься высокомерием, гордостью и тщеславием, прилепляешься к земле, теряешь духовные крылья... смотришь только долу, заботишься о металлах и материи (тряпках) и лишаешь душу твою твердости и свободы... И что за польза во внешних одеждах, когда душа облачена жалостнее всякого нищего...     
Наверно, ты не представляешь геенского огня, наверно, не чувствуешь пустоты в своей душе! Точно ты совершенно оставила в небрежении душу, потому что все попечение свое истощаешь на свое тело. И что я говорю о душе? И самому вашему телу вы не доставляете того, о чем стараетесь. Смотри: ты желаешь казаться красивою, но твои украшения делают тебя безобразною; ты хочешь нравиться мужу, но это больше печалит его и как ему, так и другим подает случай осуждать тебя. Ты хочешь казаться молодою, но это тебя только старит и очень скоро, действительно, приведет тебя к старости. Ты желаешь похвалы, но это наносит тебе бесславие... Но что говорить об этом? Я опустил здесь самое тягчайшее зло: то, что ты оскорбляешь Бога, нарушаешь целомудрие, возжигаешь пламень ревности, подражаешь женщинам вольного поведения...     
Нет ничего хуже, как заниматься такими вещами, радоваться им и прилепляться. Тем плачевнее тяжкое это рабство, что человек, и рабствуя, утешается. Душа живет как в темнице, она привязана только к тому, чтобы своей наружностью пленять других или, по меньшей мере, чтобы обращать на себя внимание, быть предметом удивления, зависти. Захочет ли такая осуетившаяся, вещелюбивая и плотолюбивая душа послушать что-либо духовное? — нет, не захочет выслушать даже одного слова духовного с надлежащей охотой и ревностью, тем менее исполнить на деле»      186 .
«Поистине, многие (жены) пристрастились к этим украшениям, как бы к одушевленным каким существам, и любят их не меньше, чем детей»      187 .
Пристрастие жен к нарядам и украшениям делает и мужей их черствыми, скупыми на милостыню и безвольными подражателями своих супруг.     
Потеряв всякую стыдливость и скромность, многие жены как перед мужьями, так и перед посторонними являются одинаково в нескромном одеянии и украшениях тела. «Отсюда неисчетные беды. Отсюда ревнования в семьях, измена мужей, когда жены не к благочестию их побуждают, а заставляют их находить удовольствие в том, чем украшаются распутные женщины. Потому-то они очень скоро и уловляются. Если бы жены приучали их не любить одну только наружность и телесную привлекательность, приучали их питать презрение к этим украшениям и утешаться непорочностью, благонравием, скромностью, благочестием, то они не так легко могли быть прельщаемы (уловляемы) распутством»      188 .
А что можно сказать о тех мужьях, которые, «ежедневно имея перед собою этот срам, сами себе застилают глаза туманом и услаждаются чувственным грехом! Ибо они не гнушаются прикрасами своих жен и сами подкладывают в огонь сухие дрова, когда надлежало бы их убавлять, а не прибавлять. И есть мужья, которые стараются превзойти друг друга в нарядах своих жен, чтобы одному перед другим иметь преимущество в неразумии. Часто и при недостаточном состоянии они употребляют все усилия, чтобы возбудить наглость своих жен... Они похожи на тех, которые открывают пути горному потоку на свои нивы...»      189
«Христианские жены и девицы своей внешностью не должны подавать повода к дурному заключению о своей добродетели (нравственности). Зачем доставлять другим предлоги к преступному пожеланию того, чего сами гнушаемся? Одежда должна быть свидетельством наших (целомудренных христианских) нравов»      190 .
Обращаясь к женам-христианкам, святой Иоанн Златоуст говорит: «Хочешь казаться прекрасною и благопристойною? Довольствуйся тем образом, который дал тебе Творец. Одежда твоя пусть будет приличной, благопристойной, покрывающей все тело, но не изысканной, исключающей всякое щегольство... Хочешь казаться благопристойной? Облекись в милосердие, облекись в человеколюбие, облекись в целомудрие (и скромность), в смирение. Все это дороже золота, все это и красивую делает еще благопристойнее, и некрасивую благообразною. Кто взглянет на лицо, выражающее доброту, тот произнесет свое мнение от любви, а лицо злое, хотя бы оно было и красиво, никто не может назвать прекрасным»      191 .
Святой апостол Павел, который был поставлен Господом проповедником и учителем народов в вере и истине, написал такое наставление христианкам:       желаю, чтобы... и жены (были) в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1Тим. 2: 8—10). Апостол Павел видел, что такая заботливость (у женщин) о внешности делает великий вред душе. «Если ты хочешь украшаться, то украшайся истинным украшением, которое прилично благочестивым женам: украшайся добрыми делами. Вот украшение души, которое не подлежит никакому осуждению от посторонних людей» 192 .
Нравственная чистота и целомудрие христианина несомненно должны отражаться на наружности и в одежде человека. «Истинная красота познается не по внешнему виду, а по нравам и пристойному поведению»      193 .
Если душа женщины-христианки украшена добродетелью, скромностью и целомудрием, то «не увидишь на теле ее ни обезображенного красками лица, ни окровавленных губ, ни уст, подобных устам медведицы, обагренных кровью, ни бровей, очерченных сажей, как бы от прикосновения к очагу, ни подведенных глаз и ресниц, ни ланит, подобных стенам гробов повапленных: все это сажа, прах и пепел и знак бескрайнего безобразия»      194 . Всякое желание нравиться чрез суетные украшения противно христианскому целомудрию 195 .
Древние жены в Ветхом Завете, будучи целомудренными, не имели чрезмерной привязанности к украшениям, не помышляли ни о каких прикрасах, не портили своего лица, а всегда сохраняли неизменными его черты. Также и в век апостольский женщины-христианки не заботились, о чем заботятся нынешние — как бы одеться в великолепные одежды и приукрасить свои лица умываниями и притираниями, — и не мучили своих мужей, заставляя покупать и платье более дорогое, чем у других, и самое модное, и обстановку богатую, и многое другое, относящееся к смешной пышности      196 . Для христианок первых времен внутренняя благоустроенность, целомудрие, кротость, смирение и добрые дела были лучшими украшениями 197 .
Каждый христианин, по словам святого      Иоанна Златоуста, должен быть «светильником для мира и солью», осоляющей загнивающий, разлагающийся от греховности мир. Верующий от неверующего должен отличаться прежде всего добрым нравом, достоинствами души, новой во Христе добродетельной жизнью. Но если верующий «и самому себе не светит, не избавляется от собственной гнилости, то вполне естественно, что его ничем не отличишь от человека чуждого вере Христовой...
Верующий должен блистать не тем одним, что получил от Бога (не одним фактом крещения), но и тем, что ему собственно принадлежит (добродетельной жизнью). Надобно, чтобы он по всему был виден — и по поступи, и по виду, и по взору, и по голосу. Говорится это для того, чтобы нам, христианам, соблюдать благоприличие не для показа, а для пользы тех, кто смотрит на нас... Если же нас будут видеть в беззаконных поступках, худых сборищах, в сообществе людей развратных, наряжающимися ничем не хуже комедиантов, то правы будут, говоря: вот, верующие ничем не отличаются от язычников и неверующих»      198 .

163 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 10-я на Послание к Колоссянам // Творения. Т. 11. С. 445.     

164 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 1. С. 284.     

165 Иоанн Златоуст, свт. Толкование на пророка Исаию, 3 // Творения. Т. 6. С. 52.     

166 Иоанн Златоуст, свт. Там же.     

167 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 5. С. 638—639.     

168 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. С. 193; Т. 6. С. 5      4—56.

169 “Измождено покаянием и как бы отвердевшим от... подвигов” —      ред. (Тертуллиан. О женских украшениях // Творения. Ч. 2. С. 177—178).

170 Во время господства язычества (I–III вв.) и век Златоуста (IV–V вв.), когда еще было сильно влияние языческих обычаев, модницы употребляли те же украшения, что и современные нам: серьги, ожерелья, золотые привески, кольца и запястья, подкрашивание сажей глаз (век, ресниц), бровей, наведение белил и румян на лице, подкрашивание губ, перекрашивание волос, всякого рода притиранья и снадобья, чтобы делать кожу белой и гладкой, вычурная обувь, на голове “башни из накладных волос” (свт. Григорий Богослов) или же несвязанные развевающиеся волосы и т.п. (Тертуллиан. Там же. С. 172—192; Григорий Богослов, свт. На женщин, которые любят наряды // Творения. Ч. 5. С. 227; Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 8. С. 124 и др.; Киприан Карфагенский, сщмч. Книга об одежде девственниц // Творения. Ч. 2. С. 136—140).     

171 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. С. 193.     

172 Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // Творения. Т. 2. С. 146.     

173 Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // Там же. С. 147. По словам Златоуста, женщины, пристрастные к украшениям и нарядам, потерпят наказание от Бога (Толкование на пророка Исаию, 3 // Творения. Т. 6. С. 54—56).     

174 Тихон Задонский, свт. О истинном христианстве // Творения. Т. 2. Ч. C. 146; Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. С. 338; Киприан Карфагенский, сщмч. Книга об одежде девственниц // Творения. Ч. 2. С. 138—139.     

175 Григорий Богослов, свт. На женщин, которые любят наряды // Творения. Ч. 5. С. 229.     

176 Киприан Карфагенский, сщмч. Книга об одежде девственниц // Творения. Ч. 2. С. 140.     

177 Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие святого апостола Иоанна Богослова, 61 // Творения. Т. 8. С. 411.     

178 Григорий Богослов, свт. На женщин, которые любят наряды // Творения. Ч. 5. С. 228—229      (неточ.).

179 Григорий Богослов, свт. Там же. С. 230—231 (неточ.).     

180 Тертуллиан. О женских украшениях // Творения. Ч. 2. С. 179      (неточ.).
Раскрашивание лица и волос, щегольские наряды и украшения — изобретение диавола “Все это — говорит св. Киприан, — изобрели своим коварством согрешившие и отпавшие от Бога ангелы... Они-то, побуждаемые своей испорченной природой, научили чернить брови, на щеки наводить поддельный румянец, красить волосы в несвойственный им цвет, искажать подлинные черты лица и головы” (Киприан Карфагенский, сщмч. Книга об одежде девственниц // Творения. Ч. 2. С. 134—135).     

181 Григорий Богослов, свт. На женщин, которые любят наряды // Творения. Ч. 5. С. 238—239      (неточ.).

182 Киприан Карфагенский, сщмч. Книга об одежде девственниц // Творения. Ч. 2. С. 142.     

183 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. С. 674.     

184 Григорий Богослову свт. На женщин, которые любят наряды // Творения. Ч. 5. C. 234.     

185 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 3. С. 236.     

186 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. С. 337—339, 878—879; Т. 4. С. 451; Т. 2. С. 214.     

187 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. С. 881.     

188 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. С. 445, 651—652      (неточ.). См. также: Григорий Богослов, свт. На женщин, которые любят наряды // Творения. Ч. 5. С. 230.

189 Григорий Богослов, свт. На женщин, которые любят наряды // Там же. С. 231—232      (неточ.).

190 Тертуллиан. О женских украшениях // Творения. Ч. 2. С. 190—191      (неточ).

191 Иоанн Златоуст, свт. Беседа 10-я на Послание к Колоссянам // Творения. Т. 11. С. 444; см. также: Т. 9. С. 839; Т. 12. С. 235.     

192 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 451; T. 11. C. 673.     

193 Иоанн Златоуст, свт. О женщинах и красоте // Творения. Т. 12. С. 581. См. также: Феофан (Говоров), еп. Толкование пастырских Посланий святого апостола Павла. С. 262—267.     
Святые Отцы древности, руководствуясь этими наставлениями апостола Павла, обращали внимание на то, чтобы женщины-христианки приходили в храмы в скромном одеянии, без пышности и помпы.     

194 Иоанн Златоусту свт. Творения. Т. 7. С. 337.     

195 Тертуллиан. О женских у крашениях // Творения. Ч. 2. С. 114.     

196 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. С. 338; Григорий Богослов, свт. На женщин, которые любят наряды // Творения. Ч. 5. С. 238.     

197 Тертуллиан. О женских украшениях // Творения. Ч. 2. С. 192.     

198 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. С. 44—4      5 (неточ).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал