Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О преодолении зависти






      Зависть разрушает любовь между людьми. Учите детей ненавидеть порок зависти из религиозных побуждений. Любовь к ближнему.
Зависть — очень распространенный и не менее гордости и корыстолюбия опасный порок.     
Страсть зависти обычно проявляется в том, что человек досадует и печалится о благополучии, успехах и счастии ближнего и радуется его неудачам и несчастьям. В завистливом человеке проявляется ненасытное желание обладать тем, что находится во власти и пользовании других. Все может быть у него предметом зависти: и богатство, и честь, и слава, и труды, и таланты, и способности, успехи и добродетели, выгодные должности и звания, награды и чины, счастье в семейной жизни и здоровье и т.д. Завистник подобен вору; заповедь Божия гласит:       не кради (Мф. 19: 18; Мк. 10: 19; Лк. 18: 20), а завистливый глаз алчет похитить чужое счастье, чужую честь и славу, благоденствие ближнего воспринимает как свое несчастье, и только тогда радуется, когда другой печалится. Зависть жестока и неприязненна к добрым качествам и достоинствам ближних. Зависть есть худший вид безумного человеконенавистничества и соперничества. Зависть есть и самый неодолимый вид вражды. Завистник — соучастник диавола, по зависти которого вошла в мир смерть (Прем. 2: 24). Все, что корыстолюбие имеет алчного, гордость — лукавого и коварного, сластолюбие — низкого, мщение — ужасного, все соединяется в зависти и ею питается на погибель человека.
Святой      Григорий Нисский говорит «Зависть есть начало злобы, мать смерти, первая дверь греха, корень всего зла» 547 . Зависть — «внушение змия, изобретение демонов, посев врага, залог мучения, препятствие благочестию, путь в геенну, лишение Царствия», — говорит святой Василий Великий 548 . Апостол Иаков указывает, что где зависть и сварливость, там неустройство и все худое (Иак. 3: 16).
Благодать Божия оставляет сердце завистливого человека. Венцом всех добродетелей является любовь: она — путь ко      спасению. Зависть же разрушает любовь между людьми, иссушает, опустошает человеческие души, насаждая в них ненависть и злобу. Во многих местах Священного Писания зависть ставится наряду с убийством (Рим. 1: 29; Гал. 5: 20), ибо всякий, ненавидящий брата (ближнего) своего есть человекоубийца (1Ин. 3: 15). Завистливый, если до конца жизни пребудет в зависти и не покается, лишает себя Царствия Божия (Гал. 5: 21). Зависть — это вражда против всего доброго, потеря любви и страха Божия, ослепление ума, помрачение души, смертоносный яд души, начало вечных скорбей. Такова пагубность этого страшного порока!
Источниками возникновения зависти могут быть: себялюбие и его главные порождения — гордость и тщеславие, корыстолюбие и сребролюбие, плотоугодие.     
В свою очередь, зависть в человеке имеет следующие горькие плоды и порождения: соперничество, гнев, зложелательство, злорадство, вражду и ненависть, ссоры, раздоры, злословие, ложь и клевету, ябедничество, тайное наушничество, низкое пронырство, злорадство в несчастье ближних, лукавство и лицемерие и многое другое. Страшна, губительна и омерзительна страсть зависти у людей, но в особенности у детей.     
Рассмотрим некоторые главные правила борьбы с завистью, которых должны придерживаться родители в нравственном воспитании своих детей.     
— Прежде всего, надо стараться искоренять зависть в сердцах детей при самом первоначальном ее проявлении.     
Заметив в детях проявление зависти, надо обратить внимание на источники ее зарождения. Как мы уже говорили, зависть нередко бывает проявлением других страстей, таких как гордость, жадность и корыстолюбие, сластолюбие и лакомство. Если какой из этих главных пороков замечен в ребенке, тогда, искореняя его, мы этим ослабим и его проявление — зависть. Но вместе с тем надо бороться и с непосредственными проявлениями зависти.     
Зависть у детей может обнаруживаться в различных формах. Если дети при принятии пищи нетерпеливо и спешно берутся за свои тарелки, чтобы не отстать от других, если они, осматриваясь кругом, быстро начинают есть, чтобы, окончив раньше других, получить еще, если один с печальным выражением лица смотрит на тарелки своих братьев и сестер, думая, что эти последние получили больше его, если они сравнивают данные им порции одна с другою, если они, наконец, сравнивают между собой купленные для них игрушки, одежды или школьные принадлежности, чтобы видеть, не получил ли кто-либо другой что-нибудь более ценное и красивое, — то это верные признаки завистливого сердца у детей. Такого недоброжелательства не должны терпеть христианские родители, необходимо подавлять его всюду, где оно обнаруживается.     
А для этого детей тщательно нужно приучать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недовольством отталкивает от себя предлагаемые ему вещи только потому, что и другие получают то же самое, то это есть признак того, что зависть пустила уже глубокие корни в его сердце, и такой поступок требует всегда строгого и чувствительного наказания.     
Родители должны обращать внимание на проявление у детей зависти к своим сверстникам и соученикам. Чувство зависти могут вызывать успехи и способности сверстников, красивые и богатые платья и вещи и т.п.     
Обратная сторона зависти есть злорадство, которое очень часто замечается у детей. Оно также может обнаруживаться в различных формах. Если ребенок смеется при наказании другого, желая тем причинить ему еще больше скорби, то справедливость требует подвергнуть такому же наказанию и его самого. Если один ребенок несправедливо жалуется на другого, заведомо ложно обвиняет его с недоброжелательной целью, то его нужно подвергнуть строгому взысканию. Даже когда дети раскрывают и действительные поступки и шалости других, то и тогда не следует поощрять их к тому, если они это делают с целью повредить другим и подвергнуть их наказанию. Да и вообще не следует потворствовать наушничеству и ябедничеству, так как это обычно происходит от зависти и недоброжелательства и приучает детей к клевете. Вообще, сообщения о шалостях и проступках других только тогда должны быть допускаемы со стороны детей, когда их спрашивают об этом отец или мать, воспитатель или учитель. Но при этом всегда нужно внушать детям, что сообщать можно о проступках своих братьев, сестер или товарищей не из желания им вреда, но только для того, чтобы положить пределы греху.     
— Второе правило гласит: не вызывайте сами зависти у своих детей.     
А это случается тогда, когда родители неодинаково относятся к детям, предпочитают одного другому. Родителям не следует иметь между своими детьми любимцев; они должны всех любить в одинаковой мере; в противном случае можно возбудить недоброжелательство и зависть в сердцах тех детей, к которым будут проявлять меньше любви. Родители должны относиться ко всем одинаково в отношении пищи, одежды, детских игрушек; не следует одному шить костюм красивее, покупать игрушки лучше, чем другому. Так же одинаковою для всех мерою должны быть измеряемы похвалы и порицания, награды и наказания. Не следует младших оставлять без наказания за те поступки, за которые подвергаются взысканию старшие. Вдвойне велико искушение делать разницу между детьми для отчима или мачехи. Они в особенности должны заботиться о том, чтобы не обнаруживать пристрастия в своих отношениях к детям. Со сводными детьми ни отчим, ни мачеха не должны поступать строже, чем со своими кровными, недопустимо потворствовать последним в том, за что наказываются пасынки и падчерицы. Какие дурные последствия могут проистекать от неодинакового отношения к детям, когда одни предпочитаются другим, мы видим из истории Иосифа (      Быт. 37). Братья его настолько были озлоблены на последнего за то, что отец любил его больше, чем их, что сначала хотели убить его, а потом продали в рабство.
— Третье правило для родителей: не учите детей своих отвратительному пороку зависти своим собственным примером.     
Если дети часто слышат, как отец или мать недоброжелательно и с завистью высказываются о своих соседях или сослуживцах, если в присутствии детей позволяют себе с завистью говорить о более зажиточных или богатых, об успехах и благополучии других, высказывать свое недовольство тем, что они не так состоятельны, не так счастливы в своих делах и предприятиях, как тот или другой, короче говоря, если дети ежедневно ничего более не слышат, как только исполненные зависти речи родителей о своих ближних, то нет ничего удивительного, что зависть и недоброжелательство пускают корни в нежные детские сердца, которые часто бывают более восприимчивы ко злу, чем к добру.     
Очень часто неблагоразумные родители сами вливают в душу дитяти яд зависти. Например, когда ребенок не хочет есть — потому ли, что сыт или потому, что предлагаемая пища не нравится, — ему обыкновенно говорят: «Если ты сейчас не съешь, то съем я» или: «Отдам братишке или кошке» и т.п. И вот, из боязни, как бы не воспользовался пищей кто-нибудь другой, ребенок с поспешностью начинает есть, и когда кончит, ему говорят: «Вот умница, теперь ты скоро вырастешь большой». Не может ли все это намеренно вызывать у детей зависть и недоброжелательство? Не появится ли у детей при этом мысль, что есть для того, чтобы пища не досталась кому-либо другому, достойно похвалы и одобрения?      
— Четвертое правило говорит: учите детей ненавидеть порок зависти, главным образом, из религиозных побуждений.     
Зависть есть отвратительный порок, однако не это должно быть главной причиной избегать ее. Зависть есть глупый порок, потому что она не приносит завидующему никакой пользы, напротив, один только вред, так как ею отравляется, прежде всего, собственная его жизнь; но и не это должно побуждать родителей предостерегать своих детей от зависти. Дети должны избегать ее, главным образом, потому что она запрещена Богом, потому что она есть тягчайший      грех пред Богом. Насколько греховна зависть пред Богом, христианские родители могут доказать своим детям, указывая на то, что она происходит от диавола. Он принес ее в мир, когда позавидовал райскому блаженству Адама и Евы. Показать тяжесть греха зависти детям родители могут, указывая и на то зло, которое произошло от зависти. Из зависти сатана ввел в грех наших прародителей. Зависть сделала Каина братоубийцею. Из зависти братья продали Иосифа в египетское рабство. Из зависти фарисеи ложно обвинили Спасителя и предали Его на крестную смерть. Наконец, как греховна пред Богом зависть, дети могут уяснить из того, что завистник подражает диаволу и делается ему подобным, а потому пойдет некогда туда же, где и диавол, т.е. во ад. Завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают (допускают в сердце свое) ее принадлежащие к уделу его (Прем. 2: 24)
— Наконец, еще одно правило гласит: насаждайте в сердцах детей противоположную этому пороку добродетель.     
Добродетель, противоположная зависти, есть искренняя, сердечная любовь к ближнему, та любовь, к      оторая, по Апостолу, не завидует... не превозносится, не гордится (1Кор. 13: 4). Апостол Павел в своем послании к Коринфянам представляет следующие свойства любви: смирение, учтивость, вежливость (почтительность), уважение к ближнему, бескорыстие, кротость, добросердечность, сострадательность, справедливость и благожелательность (1Кор. 13).
«Человек, который имеет в сердце истинную христианскую любовь к ближним, всегда искренне и нелицемерно уважает достоинства, заслуги и права каждого, высшего и низшего, богатого и бедного, он скромен, откровенен, приветлив и предупредителен в своих отношениях ко всем; постоянно готов принять доброе участие в положении ближнего и помочь каждому; всегда старается избегать оскорблений; в его отношениях к высшим выражается то непритворное уважение к законной власти, которое равно далеко и от гордости и зависти, и от низкой угодливости и лицемерия, и побуждает его исполнять свои обязанности добросовестно, “не пред очима токмо работающе”; в отношениях к низшим или подчиненным: ласковость, справедливость, снисходительность и вообще человечность, чуждая и малейшего намека на свое превосходство и преимущества пред низшим, в чем бы они ни состояли»      549 .
Преподобный      Ефрем Сирин говорит, что любовь есть начало нашего богообщения: Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге (1Ин. 4: 16). «В ком любовь, тот никем никогда не гнушается, малым и великим, славным и бесславным, бедным и богатым: напротив, тот сам вся покрывает, вся терпит (1Кор. 13: 7). В ком любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух. В ком любовь, тот не льстит... брату ноги не запинает (не коварствует)... не соперничает, не завидует... не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает ближнего в нужде, но заступается и готов умереть за него... В ком любовь, тот никогда ничего не присвояет себе (но готов поделиться последним)... В ком любовь, тот никого не почитает себе чужим, но все ему свои. В ком любовь, тот не раздражается, не гордится, не воспламеняется гневом, не радуется о неправде, не коснит во лжи, никого не почитает своим врагом, кроме одного диавола. В ком любовь, тот вся терпит, милосердствует, долготерпит (1Кор. 13: 4—7)» 550 .
«Любовь, — говорит Златоуст, — воссозидает, соединяет, сближает и сопрягает нас между собою»      551 . Она есть глава, корень, источник и мать всего доброго и всех благ, источник освящения, начало и конец добродетели. Любовь все побеждает, и ничто не может так привлекать, как любовь. Любовь — великая наставница, она может исправлять нравы, исцелять пороки и приводить к благочестию и добрым нравам 552 .
Любовь есть первейший признак; истинного христианства в людях.      По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35).
Вот почему христианские родители, возгревая в себе любовь Христову, «должны всеусерднейше приучать и своих детей к искренней, деятельной любви к ближним, учить их быть сострадательными к ближним и выражать свое участие к судьбе их не словом, но и делом, быть по отношению к своим братьям и сестрам и другим детям услужливыми, предупредительными и ласковыми. Дети должны быть приучаемы радоваться с радующимися и плакать с плачущими (      Рим. 12: 15). Родители должны воспитывать в детях скромность, отзывчивость. Дети должны быть приучаемы переносить слабости и недостатки друг друга, не говорить о недостатках и проступках братьев, сестер и товарищей по школе, если об этом их не спрашивают. С самых ранних пор нужно напечатлевать в сердцах их высокое значение заповеди о любви к ближним, исполняющих которую Спаситель причисляет к ученикам Своим (Ин. 13: 35)» 553 .
Детям свойственно идти вслед за заветами Евангелия просто и самоотверженно. Родители должны указывать должное направление их святым порывам к добру и делам любви и крайне должны беречься, чтобы не заглушить в детях проявлений жалости и любви к неимущим, бедным и больным, их усердия послужить ближним, которое проявляется у иных детей в том, что они отдают свои вещи неимущим.     
Вот один пример того, как мать благоразумно воспитывала любовь и отзывчивость в своем сыне. Телло д’Апери родился в Нью-Йорке в небогатой семье и с раннего детства отличался необыкновенно отзывчивым сердцем. При виде бедняков, слезы навертывались у него на глаза, его личико принимало не по-детски серьезное выражение. Особенно волновался он, когда в зимние холодные дни видел детей, таких же маленьких, как он сам, окоченевших от стужи, босоногих, одетых в лохмотья. Семи лет он стал ходить в школу и в один зимний морозный день вернулся домой иззябший, без пальто; оказалось, что он отдал его какому-то полураздетому ребенку, которого встретил по дороге. Мать собиралась побранить его, но он так трогательно описывал страдания замерзавшего малютки, так горячо толковал, что нехорошо иметь две теплых одежды, когда у других нет ни одной, что ей пришлось уступить; со вздохом достала она из сундука новое пальто, которое приберегала ему для праздничных прогулок. Через несколько дней, возвращаясь из школы, он привел с собой трех мальчиков, которые еле могли ходить: босые ноги вспухли, посинели от холода и были до крови изодраны об острые обледенелые камни.     
— Мама, посмотри, какие они несчастные, — в волнении говорил маленький Телло, — им надо дать хоть какие-нибудь башмаки.     
Миссис д’Апери была тронута видом этих несчастных. Она согрела, накормила их и подарила им по паре чулок и по паре старых башмаков.     
— Все это отлично, — сказала она, когда они ушли, — но помни, что у нас в доме больше нет детских башмаков, и что мы не можем обуть всех босоножек Нью-Йорка.     
Телло и сам отлично понимал это.     
— Послушай, у нас были старые башмаки — может, и у других тоже есть; мы дали этим трем, а другие дадут другим, — подсказала мать, и Телло подхватил ее совет.     
Вернувшись после обеда в школу, он рассказал своим товарищам о несчастных босоножках, которых обула его мать. Большинство школьников тотчас же охотно согласились отдавать свое старое платье и обувь бедным детям, но некоторые из них не знали, как это сделать.     
— Нам не дозволяют знаться с уличными мальчишками и приводить их к себе в дом, — говорили они.     
Телло тотчас нашел выход из положения. Тащите все старые вещи ко мне, — оживленно предложил он, — я буду их раздавать, а потом расскажу вам, что кому дал.     
Через несколько дней целый угол в комнате Телло был завален детским платьем, бельем, старыми башмаками и сапожками. По дороге из школы домой мальчик обыкновенно заходил или на базар, или в один из тех узких мрачных переулков, где, как он знал, ютятся бедняки, и каждый день приводил с собой одного или нескольких босоножек, которые, обогревшись в его комнате, выходили оттуда и обутыми и одетыми.     
И в школе, и со всеми знакомыми мальчик беспрестанно говорил о тех картинах ужасающей бедности, которые он видел, звал на помощь.     
Таким образом, мать не убила в ребенке святого порыва к добру, а указала ему направление      554 .
Любовь является всепобеждающей добродетелью. Она — самое действенное средство против богопротивной зависти и недоброжелательности, против гордости и корыстолюбия, гнева и ненависти.     
Родители должны со всей энергией бороться с этими смертными грехами в детях с помощью указываемых нами средств, особенно воспитывая в них любовь Христову, чтобы каждое дите было сыном того Небесного Отца, Который все Свои творения любит одинаковой любовью и Который      повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5: 45).

547 Цит. по:       Дмитрий Ростовский, свт. Летопись // Творения. Т. 2. С. 66.

548 Василий Великий, свт. Беседа 11-я о зависти // Творения. Т. 2. С. 173.     

549 Розанов И., свящ. День христианина // Кормчий. 1901. № 30. С. 459.     

550 Ефрем Сирин, прп. Слово 3 // Творения. Ч. 1. С. 6.     

551       Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 11. С. 102.

552 Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 9. С. 779; Т. 11. С. 86.     

553 С.С. Беседы о воспитании детей. С. 109—120.     

554 Не убивайте в детской душе святого порыва // Отдых христианина. 1909. № 10. С. 66—69.   


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал