Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религия в функции социализации.






Помимо организации жизни верующих на дело спасения, всякая религия выполняет и другую важнейшую функцию — объединения верующих в некоторую крупномасштабную общность, превосходящую все остальные аскриптивные связи человека. Между этими двумя функциями существует определенное противоречие, которое очень драматично было представлено Достоевским

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 94 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 95 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

в романе «Братья Карамазовы». Обвинение Великого инквизитора Испании, брошенное им в лицо сошедшего на землю Иисуса Христа, заключалось в том, что он «приходил лишь к избранным и для избранных, но для основной массы людей свобода выбора того, что добро и что зло, оборачивается смятением, разладом и взаимным истреблением». Великая и вековечная потребность людей — общность преклонения и всемирного единения, что и обеспечивает религия и церковь*.

Следуя той логике, которую столь разоблачительно прояснил Великий инквизитор, духовное руководство неизменно выступало — и не только в христианстве, но и в других мировых религиях — как преемник и продолжатель дела Основателя (или хранителей Великих заветов), но в действительности они «исправили» подвиг Основателя и создали единую организацию и культ, ду-ховный механизм единения, избавляющий людей от всего, что есть «необычайного, гадательного и неопределенного», от неразрешимых задач, возникающих у людей в условиях свободы совести. Хорошо известные средства заключались в «чуде, тайне и авторитете», на которых и зиждется власть духовных правителей.

Этот художественный сюжет лишь иллюстрирует настоятельность понимания механизма религиозной интеграции. В русле дюркгеймовской традиции и на материале различных мировых религий был раскрыт механизм интеграции, который вырабатывается на основе этих религий. Наряду с поддержанием социокультурной дифференциации каждая религия внедряла и принципы универсализации, в которой в той или иной степени преодолевались локальность и изолированность, разнородность и

•Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. - М., 1963. — Т. 1. — С. 323— 324.

противоречивость ячеек и структур, входивших в состав большого общества. Не устраняя такого рода разнородность и не избавляя в принципе общество от различного рода внутренних и внешних потрясений, религия способствовала поддержанию стабильности, взаимодействия различных частей и групп, восстановлению нарушенной устойчивости и продлению культурной традиции, а также сохранению социальных структур. Даже когда государство оказывалось ослабленным, парализованным или разрушенным в периоды политического упадка, завоеваний и раздробленности, религия способствовала восстановлению стабильности, беря на себя функции правопорядка и социальной интеграции.

Каждая мировая религия формирует свою сложную и многообразную структуру интеграции, но в том или ином плане, варианте в ней присутствуют некоторые основные элементы:

1. Пророк, или Основатель, который определяется М. Вебером как харизматическая личность, берущая на себя миссию возвещения религиозного учения. Именно культ Пророка, или Основателя, становится важнейшей составной частью системы консолидации.

2. Священное Писание и Предание. Не столько само по себе содержание, сколько факт наличия общеобязательного священного текста, заключающего в себе те основные словесные символы, образы и значения, которые надлежит знать и признавать всем верующим, становился важным компонентом консолидации, настолько важным, что на протяжении многих веков именно Священный текст (христианская Библия, мусульманский Коран, индуистские Веды, буддийская Трипитака, конфуцианское Пятикнижие, даосский Даодэцзин и т.д.) служил основным источником знаний, значений, норм и ценностей.

Конечно, всякое Священное Писание было неполным и неопределенным и его необходимо было дополнить огромной «святоотеческой» литературой, священными преданиями и просто ком-ментариями различной степени обязательности и признанности, что отвечало и задаче обоснования дифференциации поведения на путях спасения.

Непременным содержательным элементом всякой религии является знание как умопостижение тех высших смыслов, которые воплощены в сверхначале и зафиксированы в Священном Писании. Знание «закона божьего» во всех религиозно регулируемых обществах было непременным условием принятия индивида в качестве полноправного члена. Контроль за соблюдением этого знания и вытекающих из него принципов поведения (в том числе словесного дискурса, из чего вытекали признание имени божье-

го и запреты на божбу), возлагался не только на формальный церковный институт, но и на всех верующих.

3. Догматика выступала как важное средство упорядочивания тех духовных знаний, которыми обосновывалось прежде всего единство духовных принципов данной религии. Догматика резко сокращала сферу допустимых толкований, исключала частные мнения и устраняла подверженность обстоятельствам, которые могли бы подорвать согласованное единство принципов.

4. Вера выступает одновременно как фактор духовного спасения и как средство интеграции. Ее принятие обеспечивается не только рациональными средствами и воспитанием в соответствующей среде, а всеми средствами духовного воздействия. Вера способна преодолевать все те разногласия и различия, которые возникают на почве знаний или вариантов обрядности, и создавать «общий Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 95

доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 96 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

знаменатель», наименьший по объему, но наибольший по распространению критерий, определяющий принадлежность к данной конфессии.

5. Культ — важное средство утверждения общности всех верующих, так как он создает постоянно поддерживаемую сетку единообразных действий, в которых все участники перестают быть сами собой и возникает их максимальное единство. Ритуалы — регулярное возвращение к коллективной жизни, когда исчезает поток времени, все мирские заботы и события и образуется нерасторжимое единство верующих с объектом культа.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал