Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные понятия. Русское зарубежье – совокупность этнических диаспор за рубежом, возникшая вследствие распада российской империи и революционных перемен в России






РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ – совокупность этнических диаспор за рубежом, возникшая вследствие распада Российской империи и революционных перемен в России. Представляло собой пестрый и многоцветный политический спектр от откровенных монархистов до бывших социал-демократов, неравнодушных к судьбе страны. Включало в свой состав немало известных ученых, литераторов, политических мыслителей, внесших весомый вклад в отечественную культуру и науку.

РУССКАЯ ИДЕЯ – философское понятие, используемое для истолкования русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества. Термин ввел Ф.М.Достоевский. В разработке этой проблемы участвовали и мыслители русского зарубежья: Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Г.П. Федотов, С.Л. Франк и др. В частности, Бердяев видел смысл русской идеи в следующем: это братство народов, искание всеобщего спасения, всеответственность за всех. Ее источники – русский исторический опыт, православная вера, соборность, слияние индивидуального и социального. Ее цель – объединить человечество в высшую общность. К сожалению, как оказалось, в ней есть цель, но нет средств ее достижения.

«ИЗ ГЛУБИНЫ» - сборник политических статей о русской революции, подготовленный видными представителями русской интеллигенции в 1918 г. Среди его авторов будущие эмигранты: Н.А. Бердяев («Духи русской революции»), С.Н. Булгаков («На пиру богов. Pro и contra. Современные диалоги»), С.Л. Франк («Из глубины»), А.С. Изгоев («Социализм, культура, большевизм»), С.А. Аскольдов (Алексеев) («Религиозный смысл русской революции») и др. Сборник посвящен проблемам революции, но касается всей русской истории. Причину революции авторы видят во всестороннем кризисе, охватившем Россию, но из всего комплекса причин выделяют первую мировую войну и идеологическую реакцию на нее различных слоев русского общества, особенно интеллигенции. Политическая позиция авторов – воинствующий антибольшевизм, «культурное» его отрицание.

РУССКОЕ СТУДЕНЧЕСКОЕ ХРИСТИАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ (РСХД) - объединение православной эмигрантской молодежи, носящее главным образом религиозно – просветительский характер. Возникло в 1923 г. Идейно было близко представителям первого поколения религиозно-философской школы (Бердяев, Булгаков, Франк). Провозгласило себя стоящим вне политики и допускало в свои ряды людей разных убеждений. Центральная идея движения – оцерковление культуры и жизни, а организационная форма – православное братство. Духовным центром движения стал Сергиевский православный богословский институт в Париже (1925 г.)

Основными формами деятельности РСХД было участие в литургической (богослужение) и миссионерской деятельности (организация школ при православных приходах, социальная работа в больницах и тюрьмах, создание христианских студенческих кружков).

СОБОРНОСТЬ – с точки зрения русской религиозной философии – добровольное соединение (собор) индивидов на основе любви к богу и друг к другу. По А.С. Хомякову, - единство во множестве. В начале XX в. С.Н. Трубецкой внес дополнительный смысл: совпадение религиозного, нравственного и социального начал в противовес как индивидуализму, так и социалистическому коллективизму. В эмигрантских кругах понятие «соборность» активно разрабатывал С.Л. Франк. Он понимал под нею – внутреннее органическое единство (семейное, религиозное, любое другое), объединяющее множество людей.

ПЕРСОНАЛИЗМ - от лат. лицо, личность - философское направление, признающее личность первичной творческой реальностью, а весь мир - проявлением творческой активности «верховной личности» - Бога. Сформировалось в начале XX в. Его приверженцами в России были Н.А. Бердяев, Л. Шестов, Н.О. Лосский, С.А. Аскольдов. Личность и ее духовные ценности объявлялись высшим смыслом земной цивилизации. Раскрывая смысл этой философии Бердяев писал: «Я определяю свою философию как философию субъекта, философию духа, философию свободы, философию персоналистическую и философию эсхатологическую» (с позиции учения о конечных судьбах мира и человека). В персонализме религия и наука рассматриваются как равнозначимые стороны и требования человеческого духа.

«НОВОЕ РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ» («НЕОХРИСТИАНСТВО») - религиозно - философское, богоискательское течение, возникшее в России в среде либеральной интеллигенции в начале XX в. (Д.С. Мережковский, С.Н.Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, В.В. Розанов, З.Н. Гиппиус и др.). Оно выражало недовольство безрелигиозной культурой, поверхностным характером духовных ценностей значительной части интеллигенции, жажду личной веры, потребность в личном Боге. Богоискатели пытались найти «третий путь» между правыми (монархическими) и левыми (социал - демократичсекими) силами. Это течение ставило целью обновление христианства, культуры, политики, общественной и личной жизни в условиях кризиса традиционных форм социальной жизни.

НОВОГРАДСТВО - по названию журнала «Новый град», Париж, 1931-1939 - течение в послереволюционной эмиграции. Во главе его стояли Ф.А. Степун, Г.П. Федотов. А постоянными авторами были Бердяев, Булгаков, Лосский, Вышеславцев и др. Они отрицали насильственный путь ликвидации Советской власти и восстановления дореволюционной России. Выдвигалась идея на поддержку конструктивных сил в самой России, выражающих ее национальные интересы. Суть их взглядов выражена формулой Степуна: «христианская идея абсолютной истины, гуманистическая идея политичсекой свободы, социалистическая идея социально - экономической справедливости».

МЛАДОРОССЫ - течение русской эмиграции, занявшее позицию признания свершившейся в России революции. Существовало в 1923-1939 гг. Его идейным рупором был журнал «Младоросс», а также газета «Младоросская искра». Состояло из представителей молодого поколения эмигрантов. Лидером движения был А.Л. Казем - Бек. Поддерживалась идея социальной монархии, неомонархизм (союз советов и царя) как естественного порядка для России, способного обеспечить социальную справедливость. Социалистическая революция определялась как национальная по своему характеру и неомонархическая по форме власти в связи со склонностью русского народа к автократическому правлению. Младороссы выступали за сотрудничество классов в рамках национального государства под эгидой принципов неомонархизма. Их упрекали в близости к фашизму и в апологии советизма.

НАРОДНАЯ МОНАРХИЯ - концепция, созданная И.Л. Солоневичем. Он полагал, что в России была создана уникальная государственность (особенно в допетровскую эпоху) благодаря наличию у русского народа государственного инстинкта. Повинуясь ему, народ в ожесточенной борьбе с природой и неприятелем возлагал большие надежды на государство, осваивал все новые территории, подчиняя их центру. В русской монархии гармонично сочетались царская, церковная и земская власти. В силу специфики национального сознания политические отношения регулировались не столько правом, сколько моральными установками. Благодаря этому существовало соединение самодержавия и самоуправления, духовное единство народов. Российская монархия была надпартийной, надклассовой и надсословной. Советскую республику Солоневич считал искусственной и убеждал всех вернуться к истокам национальной государственности. Основой новой монархической государственности должен стать бессословный социально - политический строй. Политическая система должна строиться по принципу славянофилов: «царю - сила власти, народу - сила мнения». Обязателен представительный орган, состоявший из делегатов от территорий и профессионального местного самоуправления.

КОНСТРУКТИВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ - концепция В.М. Чернова, лидера и идеолога эсеров, в которой обосновывается модель социализма, базирующаяся на сотрудничестве государства, синдикатов (профсоюзов) и кооперации. Основной метод, используемый автором, организационный синтез, основанный на разделении труда между указанными тремя элементами. Чтобы данный синтез стал реальностью, надо все составляющие этого союза поставить на равную ногу: умалить государство в его правах, как носителя абсолютного суверенитета. А это значит - сблизить государственность с общественностью. Вместе с кооперацией и синдикатом государство должно вести дела совместно на паритетных началах, выполняя свои функции. Сферой деятельности синдиката является общая обстановка трудового процесса, его внутренняя конституция. Сферой деятельности кооперативного аппарата - контроль за количеством и качеством вырабатываемых продуктов, вопросы распределения и снабжения. К сфере деятельности государства относится обобщающая и посредническая роль во всех точках соприкосновения.

«ИСХОД К ВОСТОКУ. ПРЕДЧУВСТВИЯ И СВЕРШЕНИЯ. УТВЕРЖДЕНИЕ ЕВРАЗИЙЦЕВ» - сборник статей русских эмигрантов, вышедший в Софии в 1921 г., впервые изложивший концепцию евразийства. Авторами сборника являлись: П.Н. Савицкий («Поворот к востоку», «Миграция культуры»), П.П. Сувчинский («Сила слабых», «Эпоха веры»), Г.В. Флоровский («Хитрость разума», «Разрывы и связи», «О народах неисторичсеких», «Страна отцов и страна детей»), Н.С. Трубецкой («Об истинном и ложном национализме», «Верхи и низы русской культуры (этническая основа русской культуры)». Центральная тема сборника - всемирно историческое призвание России в связи с гибелью европейской культуры в результате первой мировой войны. Излагается евразийский вариант русской идеи, обосновывается миссия России - Евразии как объединительницы народов. В дальнейшем разработка этих проблем была продолжена в книге «На путях. Утверждение евразийцев» (Берлин, 1922 г.) и в трех «Евразийских временниках» (1923, 1925, 1927 гг.).

ЕВРАЗИЙСТВО - идейно - политическое учение в русском зарубежье 20-30-х годов XX в. Инициаторами и идеологами движения являлись: Н.С.Трубецкой, П.Н. Савицкий, П.П. Сувчинский, Г.В. Флоровский, Г.В.Вернадский, Н.Н. Алексеев, Л.П. Карсавин. Это учение считается наиболее теоретически разработанным вариантом русской идеи. Утверждается, что Россия - особая страна, соединяющая в себе элементы Востока и Запада. Под Евразией понималась срединная часть Европы и Азии (без Западной Европы и без Индии, Китая, Индокитая, Японии и Ближнего Востока). Она рассматривалась как место развития своеобразной русско-евразийской культуры. Революция 1917 г. оценивалась ими как начало новой эпохи, означавшей выход России из европейского культурного мира и вступление на путь самобытного развития.

В конце 20-х годов произошел раскол движения, а с середины 30-х гг. оно прекратило свое существование. Но его отголоски живы до сих пор.

«СМЕНОВЕХОВСТВО» - общественно - политическое течение 20-х годов XX в., возникшее в либеральной среде русской эмиграции. Получило свое название от сборника «Смена вех» (Прага, 1921 г.). Лидеры движения и его идеологи: Н.В. Устрялов, Ю.В. Ключников, С.С. Лукьянов, С.С. Чахотин, Ю.Н, Потехин, А.В. Бобрищев - Пушкин. Сменовеховцы призывали пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к Советской России: перейти от прямой конфронтации, вооруженной борьбы с ней к ожиданию ее перерождения в условиях НЭП. Они признавали необходимость сотрудничества, примирения, гражданского согласия с Советами во имя «Великой и Единой России». Это помогло бы восстановить Россию в качестве мощного государства. НЭП была воспринята сменовеховцами как «экономический Брест», как отход новой власти от первоначальных замыслов. Но они ошибались.

РЕСПУБЛИКАНСКО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ (РДО) – непартийный союз лидеров российской эмиграции различных партий и общественных организаций. В 1923 г. Была принята первая политическая платформа блока, а в 1924 г., произошло официальное его учреждение. Объединение возглавлялось лидерами кадетской партии П.Н. Милюковым и А.Н. Коноваловым, лидерами правоэсеровской организации «Крестьянская Россия» С.С. Масловым, А.А. Аргуновым, представителями пражской республиканско-демократической организации С.Н. Прокоповичем и Е.Д.Кусковой. Политические цели РДО: 1. содействие падению большевистской власти в России; 2. установление парламентарной республиканской формы правления с федеративным государственным устройством и демократическим политическим режимом. Политическая тактика РДО: 1. «обволакивание» большевистских руководителей оппозиционными советскому режиму идеями, внедряемыми с помощью старых специалистов, легально работавших в народном хозяйстве и органах власти СССР, образовании, науке; 2. инициирование интервенции западного капитала в советскую страну и создание в ней зависимой от зарубежных стран экономики. РДО делало ставку на бескровный демократический внутрипартийный переворот в России при поддержке «живых демократических сил», Запада и эмиграции. Их надежды не оправдались. В 1929 г. Сталин начал наступление на внутрипартийную и внепартийную оппозицию в СССР, что отрицательно сказалось на деятельности РДО. Кроме того, зарубежные страны к этому времени уже признали СССР де факто. Коминтерн блокировал антибольшевистские инициативы лидеров русского зарубежья. А советская государственная власть существенно усилилась. Все это предопределило крах этой организации в 1929 г., которая к тому же стала переживать внутренний идейный и организационный кризис.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал