Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Постмодернизм в культуре
Как полагают многие исследователи, с середины 70-х гг. в духовной жизни развитых стран, вступивших в постиндустриальную эпоху, отчетливо проявляется направление, получившее название постмодернизма*. * Некоторые критики возводят появление постмодернизма в литературе к роману Д. Джойса «Поминки по Финнегану», вышедшему в 1939 г. Это направление особенно заметно повлияло на идеологическую и религиозную жизнь, на литературу и искусство, на гуманитарное знание (постструктурализм). Постмодернистская мен- Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 278 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 279 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru тальность складывается как преодоление не только классических, но и модернистско-авангардных установок и ориентаций, как адаптация духовной деятельности к условиям зрелого демократического общества, отличающегося плюрализмом в самых разнообразных сферах бытия. Попытка системного анализа постмодернизма затрудняется его крайним принципиальным разнообразием, сосуществованием различных творческих парадигм и подчеркнутым отрицанием стиля как принципа духовности. Поэтому во многих работах подчеркивается его «антиэстетический» характер, его деструктивность по отношению ко всем сколько-нибудь принятым общим принципам, его стремление к выявлению частностей культурной жизни, не поддающихся регуляции. Постмодернизм претендует на то, чтобы преодолеть эстетическую или рефлексивную дистанцию между культурой и практической жизнью, что нередко ведет к его обвинению не только в разрушении модернизма, но и саморазрушении. Подчеркнутая «антистильность», смешение жанров, фрагментарность в образных средствах, ирония и «банализация» этих средств — все это ведет к тому «дестрою» или «деконструированию», который должен подорвать и любые нормативные или смысловые элементы культуры. Отвергая всякую внешнюю принудительность, постмодернизм стремится устранить и трансцендентные измерения духовного бытия. Рассматривая постмодернизм как последовательное преодоление буржуазного духа, некоторые социологи видят в нем крайнее выражение тенденции к освобождению подсознательных инстинктов, и не только в сфере художественной культуры, но и реального поведения. Постмодернизм освобождает человека от какой-либо внешней регулирующей силы как в экономике или политике, так и в культуре. В новой конструкции снимается «принудительность» прежнего культурного достояния, дискредитируется идея самодостаточности культуры как высшего выражения ценностей и смысла бытия. Отвергаются не только идеалы, но и сам принцип сохранения культурного наследия и самобытности культуры как некой устойчивой и определенной системы, основанной на накоплении, усложнении и иерархической организации культурного пространства. В постмодернизме происходит и «освобождение от прогресса», от установки на восходящую линию общественного и культурного развития, должного осуществить власть над природными и социальными процессами, установить порядок и рационализи- ровать человеческую деятельность. Поэтому постмодернизм отвергает и интернациональные стили в искусстве (архитектуре), подвергает сомнению веру в науку и технику, отдавая предпочтение локальным, оригинальным, многообразным формам жизнедеятельности. Отвергая правомерность универсальных форм рациональности, рожденных «духом индустриализма», постмодернисты утверждают равноценность различных культурных моделей, реабилитируют те из них, которым ранее отводился статус «низших», «примитивных», «архаических». Постмодернизм не отвергает ни модернизм, ни любые другие культурные парадигмы, но ликвидирует ту статусную иерархию, вершину которой занимали творцы и эксперты, а массам прихо-дилось «ютиться у подножья». Отвергается и различие между центром и периферией, между создателем культурных произведений и аудиторией и даже между совершенным или высоким в искусстве и случайным или повседневным. В этом течении отвергается «диктатура новизны и прогресса», отсутствует забота о чистоте художественного явления, допускается и даже поощряется сосуществование самых разнородных элементов. Как полагают постмодернисты, такого рода преодоление всех принудительных проявлений в культуре и означает подлинно демократическое принятие ценности человека в его данности, самом факте его эмпирического существования
|