Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация обучения населения в системе гражданской обороны






Опыт ликвидации последствий стихийных бедствий, а также аварий и катастроф, особенно на предприятиях атомной энергетики (АЭС) и объектах, производящих и использующих в производстве СДЯВ, показывает, что население, получившее необходимые знания по гражданской обороне, по правилам поведения при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах действуют более умело, активно и решительно, что снижает потери, помогает быстрее восстанавливать промышленные объекты и здания, производство, создает более высокое морально-психологическое состояние. Это выдвигает необходимость глубокого знания населением природы и характера стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, правил поведения и их соблюдения в экстремальной обстановке.

На гражданскую оборону возложена задача по обязательному обучению населения способам защиты в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе при ведении военных действий и вследствие этих действий.

Взрослое население, в том числе не занятые на производстве и в сфере обслуживания, обязано обучаться гражданской обороне. Подготовка по гражданской обороне должна вооружать население определенной суммой знаний, а также обучать правилам поведения и действиям экстремальных условиях при ликвидации последствий стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф.

В целях повышения эффективности обучения населения по гражданской обороне необходимо повышать каче­ство обучения и уровень готовности руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны.

Основными принципами системы обучения являются:

- дифференцированный подход к организации обучения;

- предоставление начальникам гражданской обороны объектов большей самостоятельности в определении тематики и порядка проведения занятий;

- применение форм и методов, которые при минимальном отрыве рабочих, служащих и колхозников от производству обеспечивают приобретение ими практических навыков в выполнении задач гражданской обороны с учетом специфики производства, возможных аварийных ситуаций и стихийных бедствий, местных условий, органическое сочетание учебных задач гражданской обороны с выполнением производственных планов.

Обучение населения по гражданской обороне организуется в учебных заведениях, по месту работы и жительства граждан. Основная часть населения должна быть подго­товлена к умелым действиям в экстремальных условиях мирного времени в составе невоенизированных формирований гражданской обороны, в которых состоит значительное количество рабочих, служащих, колхозников.

Подготовка невоенизированных формирований проводится ежегодно в рабочее время по специальной тематике. Основным методом подготовки должны быть практические занятия. Завершается подготовка тактико-специальными учениями, которые проводятся в рабочее время. С частью формирований они организуются ежегодно, а остальными один раз в три года в ходе комплексных учений и тренировок на объектах.

Рабочие, служащие и колхозники, не входящие в формирования, обучаются ежегодно по тематике гражданской обороны непосредственно в учреждениях, а неработающее население - в жилом секторе.

Конкретные темы и количество часов на их изучение определяются начальниками гражданской обороны объектов с учетом местных условий, специфики производства.

Для этой категории населения установлены следующие виды обучения:

- самостоятельное изучение вопросов гражданской обороны с проведением ежемесячных тренировок под руководством начальников отделов, цехов, участков и других структурных подразделений;

- регулярные плановые занятия в составе учебных групп под руководством специально подготовленных руководителей.

В ходе занятий и тренировок с рабочими, служащими, колхозниками отрабатываются мероприятия, предусмотренные планами гражданской обороны, действиями в случае возможной аварии на объекте или стихийного бедствия, характерного для данного региона, уделяется особое внимание привитию обучаемым навыков в отработке нормативов, оказанию само- и взаимопомощи при травмах и поражениях.

На радиационно и химически опасных объектах проводятся тренировки с производственным персоналом и населением прилегающих кварталов по действиям в чрезвычайной обстановке с получением информации об авариях на этих объектах, отрабатываются вопросы экстремальной эвакуации.

В ходе занятий большое внимание должно уделяться моральной и психологической подготовке населения, воспитанию стойкости, готовности выполнять обязанности в любых экстремальных условиях.

Обучение по гражданской обороне населения, не занятого в сфере производства и обслуживания (пенсионеров, домохозяек, инвалидов и др.) проводится по месту жительства по программе гражданской обороны путем самостоятельного изучения пособий, памяток по гражданской обороне, прослушивания (просмотра) радио- и телепередач, кинофильмов по ГО.

Доведение до населения конкретных сведений (о действиях при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, местах нахождения защитных сооружений, пунктов выдачи средств индивидуальной защиты, сборного эвакуацион­ного пункта), касающихся непосредственного его участия в мероприятиях ГО по месту жительства, осуществляется на консультативных пунктах, которые развертываются при жилищно-эксплуатационных отделах, классах и защитных сооружениях гражданской обороны.

В качестве консультантов (инструкторов) привлекаются работники жилищно-эксплуатационных служб, а также активисты ГО из числа офицеров (сержантов) запаса, ветеранов войны и труда, с которыми проводится предварительное обучение на курсах ГО.

Порядок работы консультативных пунктов определяют начальники жилищно-эксплуатационных служб.

В сельской местности организация консультаций возлагается на сельские (поселковые) Советы с привлечением подготовленных активистов гражданской обороны.

После подготовки по программе ГО население должно знать приемы и способы действий при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Важно умело выполнять правила эвакуации, пользоваться средствами индивидуальной защиты и изготовлять своими силами простейшие из них, знать, где и как укрываться, уметь своевременно заполнять убежища и соблюдать правила поведения в них, уметь оказывать само- и взаимопомощь. Необходимо знать и выполнять правила поведения в районах радиоактивного и химического заражения, очагах инфекционных заболеваний, знать, в чем суть режима радиационной защиты, каков порядок действия населения с его введением.

Основными методами обучения всего населения страны правилам поведения и действиям в экстремальных условиях мирного и военного времени являются разъяснение и усвоение необходимых теоретических знаний с проведением практических занятий.

На практических занятиях и тренировках отрабатываются важнейшие вопросы действия населения в экстремальных условиях. В частности, большое значение имеет изучение порядка оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

В программах для обучения населения целесообразно предусматривать следующие темы:

1. Гражданская оборона в Республике Беларусь и ее задачи.

2. Средства коллективной защиты.

3. Средства индивидуальной защиты.

4. Рассредоточение и эвакуация.

5. Действия при угрозе нападения противника и по сигналам оповещения гражданской обороны.

6. Действия в зонах радиоактивного, химического и бактериологического заражения.

7. Действия при стихийных бедствиях, характерных для данной местности.

8. Организация защиты детей от оружия массового поражения.

9. Основные способы проведения спасательных работ в чрезвычайных ситуациях.

10. Оказание самопомощи и взаимопомощи при ранениях, переломах и ожогах.

11. Оказание самопомощи и взаимопомощи при поражениях радиоактивными, отравляющими веществами и бактериальными средствами. Уход за больными.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал