Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и понятие политической культуры






Тема 7 Политическая культура

Вопросы темы

Сущность и понятие политической культуры

Основные пути формирования политической культуры

Функции политической культуры

Структура политической культуры

Современные концепции политической культуры

Структура политической культуры

Типология политической культуры

Особенности политических культур западного и восточного типов

Менталитет

Российский национальный характер

Сущность и понятие политической культуры

Каждое общество предоставляет своим гражданам только для него

характерный свод норм и ценностей. Новые поколения призваны овладевать различными представлениями о том, как должна функционировать политическая система общества, что может политическая власть делать с ними и для них, каковы их права и обязанности перед системой. Весь свод знаний граждан о политической системе и их личное участие в ее функционировании формирует политическую культуру нации. Проще говоря, политическая культура — это отношение нации к политике и политическому устройству общества.

Термин «политическая культура» впервые был употреблен в XVIII в. немецким философом-просветителем И. Гердером. Затем понятие " политическая культура" появилось в работе американского ученого X. Байера " Системы правления европейских государств" (1956 г.). Позднее была опубликована книга американских авторов Г. Алмонда и С. Вербы " Культура гражданина" (1963 г.), в которой предлагается сравнительный анализ политических культур США, Великобритании, Италии, ФРГ, Мексики. Шестидесятые годы являются своеобразным " пиком" популярности исследований проблем политической культуры и связанной с ней политической социализации. Такой интерес к проблемам политической культуры и политической социализации объясняется тем, что послевоенный период явился временем, когда в политологии приступили к пристальному изучению рядового гражданина и его поведения в политической сфере. Этот интерес был особенно проявлен в англо-американском направлении политологии.

Американский теоретик Г. Алмонд, исследуя политическую сис­тему, выделил два уровня ее анализа: институциональный, характе­ризовавший институты и их функции, нормы и механизмы форми­рования государственной политики, и ориентационный, выражаю­щий особые формы ориентации населения на политические объекты. Эти ориентации содержали в себе «познавательные» (представая как знания о строении политической системы, ее основных институтах, механизмах организации власти), «эмоциональные» (выражающие чув­ства людей к тем, кто обеспечивал функционирование властных ин­ститутов и олицетворял власть в глазах населения), а также «оценоч­ные» (выступающие как суждения, опирающиеся на ценностные критерии и стандарты рценки политических явлений) аспекты. В со­вокупности эти ориентации и характеризуют, по мнению Алмонда, такое специфическое явление, как политическая культура.

В процессе исследований политологи стали приходить к выводу о том, что не только экономические факторы воздействуют на процессы формирования политических институтов в той или иной стране, но и исторические особенности страны, национальная культура, конфессиональный фактор, традиции быта, национальная психология.

Теория политической культуры позволила преодолеть ограниченность институционального анализа в политических исследованиях, не способного объяснить, почему, например, одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Сосредоточив же внимание на разделяемых людьми ценностях, локальной мифологии, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности и прочих аналогичных явлениях, теория политической культуры дала возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т. д.

Кроме того, к анализу политической культуры и политической социализации политологов подтолкнул в 1960-е гг. кризис политических систем в развитых европейских странах и США. В 1960-70-е гг. в этих странах проявила себя молодежная контркультура, усилились расовые волнения, сформировалось экологическое движение, выросшее из разнообразных альтернативных движений, усилилось феминистское движение и, наконец, стала очевидной сила так называемой " четвертой власти" - средств массовой информации.

Однако в политической науке нет единого подхода к определению политической культуры. Есть весьма расширительная трактовка категории " политическая культура", при которой последнюю приравнивают к понятию " политическая система ". Но имеет место и узкая трактовка категории " политическая культура", когда ее сводят только к комплексу политических ориентаций. Обе эти трактовки категории " политическая культура" представляются неправомерными.

Такое разнообразие мнений по поводу категории " политическая культура" объясняется многогранностью самого явления политической культуры, находящегося на стыке двух сфер жизни общества - политической и духовной. Из анализа десятков определений политической культуры, которые существуют, можно, однако, заключить, что политическую культуру рассматривают чаще всего как часть такого феномена, как национальная культура. Следовательно политическая культура неразрывно связана с национально-историческими, социокультурными, религиозными традициями и обычаями страны.

Вместе с тем, политическая культура является органической частью политической системы общества. Она оказывает влияние на все политические процессы в обществе: формирование и деятельность государственных и политических институтов, общественных организаций и движений; влияет на выбор политических лидеров, на политическое поведение людей, на формирование их политических убеждений и симпатий, во многом определяет нормы, существующие в политической практике общества.

Таким образом, политическую культуру можно определить как часть общенациональной культуры страны, отражающую уровень политического сознания, политические ценности нации, традиционные приверженности в политической сфере жизни общества, представляющие основу для принятия (или непринятия) в общественном мнении тех или иных политических концепций или политических решений власти.

Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Разнообразие интересов различных общностей порождает отличающиеся друг от друга модели политической субкультуры. Среди наиболее значимых в политологии выделяются пять типов субкультур: региональные, социоэкономические, этнолингвистические, религиозные, возрастные.
Основные пути формирования политической культуры

Условием формирования политической культуры людей является их включенность в политический процесс, взаимодействие с политической реальностью. С политической системой взаимодействуют различные сферы общественной жизни, все они в той или иной степени участвуют в формировании политической культуры, определяют основные направления этого процесса. Ими являются: целенаправленная образовательно-просветительская, духовно-идеологическая деятельность государства, полит партий, общественных организаций и движений, церкви, СМИ, воздействие бизнеса, науки, образовательных учреждений, семьи, трудового коллектива, клубов и организаций по интересам.
Современные концепции политической культуры

Психологический подход (школа Г. Алмонда): политическая культура рассматривается как набор психологических ориентаций на социально-политические объекты и процессы.

Комплексный, обобщающий подход (Д. Мервик, Р. Такер, Л. Диттмер): политической культуре приписывается все происходящее в политике. Она либо идентифицируется с полит системой, либо сводится к политическим отношениям, а в конечном счете не имеет специфического содержания.

Объективистская (нормативная) трактовка (Л. Пай, Д. Пол). Политическая культура определяется как совокупность принятых политической системой норм и образцов политического поведения.

Эвристическая концепция (С. Хантингтон): политическая культура понимается как гипотетическая нормативная модель желаемого поведения.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал