Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методические указания для студентов. Изучение курса «Правовые технологии разрешения конфликтов» провидится как в форме аудиторных лекционных занятий
Изучение курса «Правовые технологии разрешения конфликтов» провидится как в форме аудиторных лекционных занятий, так и в форме семинаров, а также в процессе самостоятельной работы слушателей. Все эти три формы обучения связаны, взаимодополняют и взаимодействуют друг с другом в целях повышения эффективности образовательного процесса. Важным элементом работы по усвоению слушателями курса является самостоятельная работа.
Самостоятельная работа по курсу «Правовые технологии разрешения конфликтов»способствует формированию представлений об институциональных механизмах и технологиях предупреждения и разрешения правовыми средствамисоциальных конфликтов. Специфика самостоятельной работы как формы образовательного процесса состоит в том, что она организуется и планируется самим студентом и магистрантом в зависимости от его личных способностей, багажа знаний и т.д. и осуществляется в наиболее удобное для него внеаудиторное время.
Самостоятельная работа слушателей курса «Правовые технологии разрешения конфликтов»включает в качестве важного звена изучение научных монографий и статей, посвященных изучаемой проблеме, художественных и документальных произведений, связанных с этой же темой, различного рода документальных источников, раскрывающих ее современное и историческое значение и состояние. В ходе изучения указанных выше источников студент или магистрант должен найти ответ на поставленные преподавателем вопросы, подготовиться к обсуждению на семинаре различных проблем и вопросов, которые входят в содержание занятия и раскрывают изучаемую тему курса «Правовые технологии разрешения конфликтов». Ниже приводятся темы и планы лекционных и семинарских занятий.
План учебных работ
п/п
| Темы лекционных занятии йи прорабатываемые вопросы
| Темы и формы практических занятий. Обсуждаемые вопросы и задания
| | | 1
| Конфликты в нормативно-правовой сфере. Правотворческие технологии предупреждения конфликтов
1. Причины возникновения конфликтов в нормативно-правовой сфере.
2. Функции нормативно-правовых конфликтов.
3. Типы правопонимания.
4. Правотворческая деятельность, ее субъекты и институты в системе предупреждения конфликтов.
| 1) Особенности, причины возникновения и развития конфликтов в нормативно-правовой сфере. Функции правовых конфликтов и проблемы предупреждения
(семинар)
1. Каково значение норм права в разрешении конфликтов
2. Правотворческая деятельность: её понятие, основные субъекты и институты
3. Иерархическая система нормативно-правовых актов и её значение в разрешении конфликтов
4. Каковы особенности конфликтов в нормативно-правовой сфере
5. Вопросы конфликтов нормативно-правовых систем (Романо-германская, англо-саксонская, арабская и другие правовые семьи)
6. Методы правового регулирования
| | 2
| Правонарушение как конфликт. Роль правовых механизмов в его предупреждении и разрешении
1. Виды правонарушений.
2. Теоретические подходы к конфликтам в криминологии
Понятие преступления. Роль наказания в предупреждении преступлений
| 2)Гражданско-правовые деликты, административные правонарушения, преступления: сквозь призму конфликтологии
(семинар)
1. Гражданско-правовые деликты как конфликт
2. Административные правонарушения как конфликт
3. Преступление как конфликт и общественно-опасное противоправное деяние
4. Опишите основные теоретические подходы к конфликтам в криминологии
5. Наказание: цели и особенности назначения
| | 3
| Тема 3. Правовые технологии разрешения конфликтов в сфере государственного управления, семейной, трудовой сфере, экологических конфликтов
1. Многообразие видов правовых технологий разрешения конфликтов
2. Возможности и особенности правовых технологий разрешения конфликтов в сфере государственного управления
3. Другие области применения правовых технологий разрешения конфликтов
| 3.1) Конфликты в социальных подсистемах общества
(семинар)
1. Роль профсоюзного движения в разрешении трудовых конфликтов. 2007 год как пик развития трудовых конфликтов в России: на примере Ford-Saint-Petersburg.
2. Трудовые конфликты в Европе: технологии их разрешения. (Опыт Франции и Германии). Перспективы развития трудовых конфликтов и способы их предупреждения.
3. К истории брачных договоров в мире и в России
4. Особенности становления практики брачных договоров в современной России и их роль в предупреждения конфликтов между супругами
5. Приведите примеры экологических конфликтов в РФ
6. Институты разрешения экологических конфликтов: мировой уровень, уровень ЕС, особенности в России. Каковы были механизмы их разрешения
7. Каковы методы предупреждения экологических конфликтов
3.2) Анализ публикаций печатных СМИ Санкт-Петербурга по вопросам трудовых конфликтов с использованием метода
традиционного (классического) анализа документов.
(практикум)
1.Познакомьтесь с принципами работы информационно-справочной базыцентральных газет и журналов России (East View Publications)
2. Отберите материалы печатных СМИ Санкт-Петербурга за последние три года касающиеся вопросов трудовых конфликтов
3. Проанализируйте и опишите полученные материалы. Охарактеризуйте их характер и форму представления.
4. Составьте отчет по проделанной Вами работе
| | 4
| Тема 4. Правоохранительные институты в системе предупреждения конфликтов
1. Понятие, значение, виды правоохранительных институтов.
2.Роль правоохранительных институтов в обеспечении социального порядка
3.Идея деполитизации правоохранительных органов
| 4) Возможности правоохранительных органов как одних из основных институтов конфликторазрешения
(семинар)
1. Проследите историю формирования правоохранительных институтов в России. Идея преемственности в правоохранительных институтах: на примере российской прокуратуры.
2. Объясните суть деятельности правоохранительных органов по укреплению правопорядка и законности как одном из направлений предупреждения конфликтов.
3. Объясните значение принципа деполитизации правоохранительных органов
| | 5
| Тема 5. Институты судебной власти в разрешении конфликтов
1. Понятие судебной власти и её роль в разрешении конфликтов. Судебная власть в России
2. Принцип доступности правосудия для граждан
3. Разрешение споров в суде
4. Новые формы судебной власти (неформальный арбитраж, третейские суды и т.п.)
| 5) Институты судебной власти в 21 веке: современное состояние и перспективы развития.
(семинар)
1. Конституционный суд РФ: история становления, функции и роль. Статус судьи конституционного суда.
2. Становление Европейского суда по правам человека и его деятельность на современном этапе. Европейский суд и Россия: особенности взаимоотношений.
3. Международный уголовный суд.
4. Становление третейских судов в России: значение, круг решаемых вопросов и перспективы дальнейшего развития.
5. 5. Мировые суды и их роль в разрешении конфликтов.
| | 6
| Тема 6. Правовые механизмы разрешения международных конфликтов
1. Понятие международного конфликта в науке и его виды
2. Значение международного права в разрешении международных конфликтов
| 6) Международные конфликты: прошлое и настоящее
(семинар)
1. Международные конфликты в истории человечества
2. Современные международные конфликты: Азия, Африка, Европа
3. Международные организации и их роль в предупреждении конфликтов
4. Международные суды и трибуналы: история развитие и вопросы эффективности деятельности.
5. Международные конфликты на территории бывшего СССР.
| | 7
| Тема 7. Ювенальные технологии
1. Современная ювенология: предметное поле, задачи, методы
2. Ювенология как междисциплинарная и полипарадигмальная область знания
3. Ювенология и социология молодежи
4. Ювенология как технология разрешения конфликтов.
5. К вопросу о взаимосвязи ювенологии и ювенальной юстиции.
| 7.1) Ювенология, ювенальная юстиция и ювенальные технологии в России
(семинар)
1. Ювенальные технологии и ювенальная юстиция: как неразрывное целое
2. Ювенальные технологии работы в суде
3. Концепция ювенальной юстиции
4. Современные модернизации ювенальной юстиции (семейные суды). Комиссии по делам несовершеннолетних: опыт России
5. Ювенальная юстиция на международной арене
6. Будущее ювенологии и ювенальной юстиции в мире и в России
7.2) Российская модель ювенальной юстиции: современное состояние
(коллоквиум)
1. Охарактеризуйте общие положения проекта Закона о ювенальной юстиции в России
2. В чём вы видите основные достоинства и недостатки проекта Закона?
3. Что, по вашему мнению, могло бы поспособствовать его улучшению?
4. Детально охарактеризуйте объект, в отношении которого осуществляется деятельность системы ювенальной юстиции и (или) ее институтов.
Выясните основные принципы построения и функционирования системы ювенальной юстиции в России.
| | 8
| Тема 8. Правовой медиаторинг как технология разрешения конфликтов
1. Правовой медиаторинг: исходные понятия и представления
2. Значение медиаторинга в условиях роста конфликтогенности общества
3. Нормативно-правовая база медиаторинга: проект закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)»
4. Основные принципы правового медиаторинга.
5. Перспективы развития правовой медиации в России и опыт зарубежных стран
| 8.1) Правовой медиаторинг как интегральное будущее общества (семинар)
1. Становление и развитие правовой медиации в России и роль в этом процессе Государственной Думы.
2. Рынок медиационных услуг
3. Медиаторы и их значение сегодня. Перспективы подготовки специалистов-медиаторов
4. Школьная медиация как разновидность медиаторинга
8.2) Становление нормативно-правовой базы
медиаторинга в России
(проект закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)»)
(коллоквиум)
1. Охарактеризуйте нормативно-правовую базу отечественного медиаторинга (медиации). Какие нормы права можно было бы отнести к сфере медиации?
2. Чем была вызвана (какими обстоятельствами) необходимость подготовки проекта Федерального закона «О примирительной процедуре с участием посредника (медиации)»?
3. Приведите конкретные положения закона касающиеся: сферы его применения; принципов примирительной процедуры (медиации); стадий медиации.
4. Расскажите о порядке избрания и назначения посредников, опишите принципы их деятельности.
5. «Посредничество» и «медиация»: к вопросу о терминологии. Каковы соотношения этих понятий.
| |
Чтобы подготовить ответы на вопросы каждого семинара студент или магистрант должен во время самостоятельной работы обратиться к обязательной и дополнительной литературы, список которой он найдет в конце методических рекомендаций к курсу, а также использовать Интернет ресурсы.
|