Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принятие христианства и остатки языческого мировоззрения в эпоху господства православия.






В XI-XII вв. христианство затронуло духовную жизнь в основном городских слоев. В этот период оно не смогло сколько-нибудь значительно разрушить бытовые формы язычества. С одной стороны, с начала XI в. мировоззрение славян последовательно менялось в пользу монотеизма и сопровождалось характерным переходом от приоритета ветхозаветных идеалов к новозаветным. С другой – продолжалось активное противодействие рудиментов язычества и, как следствие, - влияние его на процесс христианизации. Обе веры стремились отвоевать друг у друга право на овладение человеческими душами и в этой борьбе победа христианства не столь однозначна и убедительна, как это может первоначально представляться. Ситуация была такова, что перенесенное из Византии православие первоначально не могло вытеснить из сознания людей симпатии к языческим богам. Новая вера не исчерпывала собой все духовные приоритеты славян, их чаяния, надежды, мечты, отношения с природой и космосом.

Произошло наложение непримиримых культов, их частичное сращение в " местах" соприкосновения.

Набравшие силу " молодые" славянские культы еще долго оставались привлекательными для новообращенных христиан. На протяжении нескольких столетий язычество " взрослело" в условиях официального господства христианского монотеизма. В отличие от классических религиозных систем, развитие славянской религии не установило полного отрыва божеств от земного мира. То есть, боги либо не выносились из пространства обитания человека (как Волос, Род, Рожаница и т.д.), либо (как Перун и Сварог) воспринимались исключительно по-земному, как " пособляющие" человеку. По этой причине у славян не было устойчивого культа богов, ведающих судьбами людей. У славян до принятия христианства по сути не было представлений о потустороннем, внеприродном бытии. Бог и судьба у древних славян не сливаются в единое целое. Тем самым появляется возможность действовать по собственному усмотрению, полагаясь на себя.

Естественное и сверхъестественное в мировоззрении язычника не были разделены. Слитыми оставались начала - духовное и физическое. Душа не представлялась чем-то отдельным от тела, в виде какого-то личного существа. Она рассматривалась через первенство в природе телесно-вещественного, наделенного особыми сверхъестественными свойствами. Язычество представлено верой в тварь, тогда как христианство - верой в Творца. Таким образом, если язычник поклоняется видимой стихии или осязаемому природному объекту, то христианин должен чтить некую абстрактную и мистическую сущность – трансцендентного Бога. Все мирское в христианстве представлено как тлен, временное пристанище человека. Разрушить достоверность осязаемого и построить на этом месте сложный иерархический мир абстрактно-мистических представлений – такой процесс требует длительного исторического периода, углубленной разработки и укоренения догматики.

Одномирное язычество пресекается двумирным христианством, в котором всякое обоготворение вещественного мира есть отпадение от истины. В этом заключалось " нечестие" языческих обрядов, а упорное следование им рассматривалось как признак внутреннего мировоззренческого сопротивления. Натурализм является характерной чертой языческого мироо щущения. Стремление увидеть Бога осязаемого, схожего хотя бы с чем-то, что есть в вещественном природном мире, составляет суть культового запроса новообращенного в христианство язычника. Из язычества человек вынес преимущественно подчиненное отношение к природным силам, олицетворенным духами и богами. Однако боги оставались максимально приближены к человеку, что допускало возможность " сговора " с ними через жертвоприношения. Пространственно божки и духи, по представлениям славян, не отделялись от мест обитания человека. Пропущенные через " языческий фильтр" христианские мировоззренческие установки формировали среду, восприимчивую к апокрифическим устным рассказам и текстам. Взаимопроникновение народных и христианских воззрений стало причиной необычайной популярности и продолжительного использования апокрифов на Руси в качестве богослужебной литературы. Пропущенные через " языческий фильтр" христианские мировоззренческие установки формировали среду, восприимчивую к апокрифическим устным рассказам и текстам. Взаимопроникновение народных и христианских воззрений стало причиной необычайной популярности и продолжительного (даже по историческим меркам) использования апокрифов на Руси в качестве богослужебной литературы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал