Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политические концепции эпохи Ренессанса
Социальные теории Возрождения в сущности своей развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, функций государства, форм правления и т.п. Его представляли в эпоху Ренессанса итальянский философ Никколо Макиавелли и французский – Жак Боден. Подробное рассмотрение их социальных концепций имеет смысл в курсе политологии. Другое – критическое направление, как реакция на явления буржуазного общества, вызванная социальной дифференциацией и социальным неравенством. Это направление разрабатывает пути устранения социального неравенства и утверждения социальной справедливости. Но являет оно собой утопический и иллюзорный характер, т.к. не имеет объективных основ ни в настоящем, ни в будущем. Классическими представителями утопического учения являются английский гуманист Т.Мор и итальянский философ Т.Кампанелла. Томас Мор (1479-1535). Выходец из богатой семьи. Учился в Оксфордском университете. Сделал блестящую карьеру, в том числе и политическую. Но будучи противником реформаторских усилий английского короля Генриха VIII, был казнен в 1535 году.Основная работа Мора – трактат " Утопия" (буквально – " Нигдения", то есть место, которого нет). Она написана в традиционной для этого времени форме диалога, в котором принимаются и отвергаются официальные социально-политические воззрения. В первой части дается основательная критика общественного устройства тогдашней Англии, во второй – рисуется вымышленное общество на о. Утопия.Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода первоначального накопления капитала, которое в Англии шло очень жестоко, но попытался вскрыть социальные причины этого явления. Он считал, что они коренятся в частной собственности. Поэтому он и изображает идеальное общество, в котором ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только уравнительное потребление, но и до предела обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день составляет не более 6 часов, остальное время предоставлено личности для самосовершенствования. В таком обществе, правда, возможны нерадивые и даже преступники. Путь их исправления один: самый тяжелый физический труд.Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Во главе государства должен стоять образованный правитель, сила разума которого и должна обеспечить идеальное общество. Субъектом быта должна быть семья, но организована она должна быть не столько на родственных, сколько на производственных началах. Томмазо Кампанелла (1568 – 1639). Итальянский философ, поэт, политический и религиозный деятель.Наиболее полно его социальная концепция изложена в работе " Град Солнца". Государственное устройство солнечного града представляет собой идеализированную теократическую монархию, во главе которой стоит жрец, первый духовник, отмеченный солнечным символом. Его помощники – Власть, Мудрость и Любовь – занимаются вопросами войны и мира, ремесла и свободными искусствами, наукой и образованием. В идеальном коммунистическом обществе упразднена семья, вопросами контроля рождаемости занимаются представители власти, дети воспитываются государством. Будущее человечества он видит во всемирном объединении людей (" Монархия Мессии"), в реальности ее должен возглавлять папа.Социальная теория Кампанеллы еще более утопична, чем концепция Мора, в том числе и потому, что она не является результатом социального анализа противоречий той эпохи и сама крайне противоречива.И тем не менее в ней есть много положительных сторон. Так, Кампанелла предсказывает огромную роль науки в социальном прогрессе, говорит о роли образованности и культуры народа, о путях ликвидации войн и др. Переход от обществознания Средних веков к обществознанию Нового времени обозначен творчеством великого флорентийца Никколо Макиавелли (1469—1527). Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности», Согласно Макиавелли, государь в своих действиях должен исходить из «злой» природы человека, из того, что люди «неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива». Государство для того, собственно, и создается, чтобы насильственным образом обуздать этот природный эгоизм человека, обеспечить порядок в обществе. Государство — дело рук человеческих, главным образом мудрого (хитрого как лис и сильного как лев) государя, государство — высшее проявление человеческого духа. В служении ему Макиавелли видит цель и счастье человеческой жизни. Сила для Макиавелли — основа правления и права. Смелость и натиск лучше осторожности....Фортуна — женщина, — утверждает Макиавелли, — и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать — таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина — подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают». Итак, судьбе не подчиняются, ей сопротивляются, ею овладевают. Политический идеал Макиавелли — государство, в котором перемешаны «все три правительственных начала»: монархическое (самодержавное княжество), аристократическое и демократическое (народное собрание). Он ссылается, как на пример и образец, на Ликурга, легендарного законодателя Спарты, который сумел создать государственный строй, просуществовавший свыше восьмисот лет потому, что каждому из названных начал было отведено соответствующее место. Жесткость и бескомпромиссность социально-политических идей Макиавелли, а именно: прагматизм и активизм, пронизанные принципом «цель оправдывает средства», возведение насилия в закон политической жизни общества, настаивание на эгоистичности человеческой природы, призыв к непокорности судьбе — все это будоражило общественную мысль и несомненно, стимулировало ее дальнейшее развитие.
|