Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Баденская школа






Если представители марбургской школы неокантианства особое внимание уделяли методологии интерпретации научных понятий и философских категорий, истолковывая их как логи­ческие конструкции, то в центре интересов представителей баденской школы — проблемы специфики социального познания, его форм, методов, отличия от естественных наук и т. п.

Уже к концу XIX — началу XX вв. стало очевидным, что науки о культуре (т. е. гуманитарные науки, или «науки о духе») должны иметь свой собственный концептуально-методологи­ческий фундамент, отличный от фундамента естествознания.

Лидеры баденской школы неокантианства Виндельбанд Вильгельм (1848—1915) и Риккерт Генрих (1863—1936) выд­винули тезис о наличии двух классов наук: исторических и ес­тественных. Первые являются идиографическими, т. е. описы-

вающими индивидуальные, неповторимые события, ситуации и процессы. Вторые — номотетическими, они фиксируют об­щие, повторяющиеся, регулярные свойства изучаемых объек­тов, абстрагируясь от несущественных индивидуальных свойств. Поэтому номотетические науки — физика, биология и др. — в состоянии формулировать законы и соответствующие им общие понятия. Как писал Виндельбанд, «одни из них суть науки о законах, другие — науки о событиях».

Анализируя специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие основные ее особенности: его конечный результат — не открытие законов, а описание инди­видуального события на основе письменных источников, тек­стов, материальных источников; сложный, очень опосредо­ванный способ взаимодействия с объектом знания через ука­занные источники; для наук о культуре характерен идеографи­ческий метод, сущность которого состоит в описании особен­ностей «существенных» исторических фактов, а не их генера­лизация (построение общих понятий), что присуще естествоз­нанию — номотетический метод (это главное различие двух типов знания); объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; социально-гуманитарное знание целиком зависит от ценностей и оценок, наукой о которых и является философия.

Природа есть совокупность всей действительности, поня­той генерализующим образом и без всякого отношения к цен­ностям. На другой стороне стоят исторические науки о культу­ре, которые изучают объекты, отнесенные ко всеобщим куль­турным ценностям; как исторические науки они изображают их единичное развитие в его особенности и индивидуальности, — это и есть индивидуализирующий метод.

Этим двум видам наук и их методам соответствуют, по Рик-керту, и два способа образования понятий: 1) при генерализую-щем образовании понятий из многообразия данности выбира­ются лишь повторяющиеся моменты, подпадающие под кате­горию всеобщего; 2) при индивидуализирующем образовании понятий отбираются моменты, составляющие индивидуаль­ность рассматриваемого явления, а само понятие представляет собой «асимптотическое приближение к определению индиви­дуума».

Таким образом, и гуманитарные и естественные науки при­меняют абстракции и общие понятия, но для первых это лишь вспомогательные средства, ибо их назначение — дать конкрет­ное, максимально полное описание неповторимого историчес­кого феномена. Для вторых общие понятия в известном смыс­ле — самоцель, результат обобщения и условие формулирова­ния законов. Тем самым генерализирующий метод в науках о культуре не «отменяется», а имеет подчиненное значение.

Вместе с целым рядом продуктивных идей, высказанных представителями баденской школы, нельзя не отметить такие их односторонности как идеализм, метафизичность в целом, стрем­ление резко размежевать естественные и гуманитарные науки и их методы (как писал Риккерт, «историческая наука и наука, фор­мулирующая законы, суть понятия, взаимно исключающие друг друга»), непризнание объективных законов общества и др.

Основные работы представителей баденской школы: В. Вин-дельбанд «Прелюдии» (1844); его же. «История и естествозна­ние» (1894); его же. «Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия» М., 1993; Риккерт Г. «Границы естественнона­учного образования понятий». СПб, 1903; его же. «Науки о при­роде и науки о культуре» СПб, 1911; его же. «Введение в транс­цендентальную философию. Предмет познания». Киев, 1904; его же. «Философия истории». СПб, 1908.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал