Высший совет юстиции Украины
В Украине действует Высший совет юстиции, статус и полномочия которого определяются Конституцией Укра- и ы и Законом Украины «О Высшем совете юстиции» (15 января 1998 г.).
Высший совет юстиции — коллегиальный, независи- мый орган, ответственный за формирование высокопро- фессионального судейского корпуса. К его ведению отно- сятся:
1) внесение представления о назначении судей на дол- жности или об освобождении их от должности;
2) принятие решений по нарушениям судьями и про- курорами требований относительно несовместимости;
3) осуществление дисциплинарного производства в от- ношении судей Верховного Суда Украины и судей выс- ших специализированных судов;
4) рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.
Высший совет юстиции состоит из двадцати членов. Порядок его формирования:
1) Верховная Рада, Президент, съезд судей Украины, съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических вузов и научных учреждений назначают по три члена Выс- шего совета юстиции;
2) всеукраинская конференция работников прокурату- ры назначает двух членов Высшего совета юстиции;
3) Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины вхо- дят в Высший совет юстиции по должности.
На должность члена Высшего совета юстиции может быть рекомендован гражданин Украины не моложе трид- цати пяти лет и не старше шестидесяти, который прожи- вает в Украине не менее десяти последних лет, владеет государственным языком, имеет высшее юридическое об- разование и стаж работы в области права не менее десяти лет. Срок полномочий членов Высшего совета юстиции, кроме входящих в него по должности, составляет 6 лет.
Организует работу Высшего совета юстиции и председа- тельствует на его заседаниях Председатель Высшего совета юстиции. Он избирается из членов Высшего совета юсти- ции сроком на три года, без права переизбрания, тайным голосованием. Председателем не может избираться член Высшего совета юстиции, входящий в него по должности.
Решение Высшего совета юстиции считается принятым, если за него проголосовало более половины конституци- онного состава этого органа.
8.5. ПРАВОВОЙ СТАТУС МИЛИЦИИ УКРАИНЫ
Милиция Украины — это государственный вооружен- ный орган исполнительной власти, призванный защищать жизнь, права и свободы граждан, собственность, природ- ную среду, интересы общества и государства от противо- правных посягательств.
Правовой статус милиции Украины определяется За- коном Украины «О милиции» (20 декабря 1990 г.).
Основные задачи милиции:
1) обеспечение личной безопасности граждан, защита их прав, свобод и законных интересов;
2) пресечение и профилактика правонарушений;
3) охрана и обеспечение общественного порядка;
4) выявление и раскрытие преступлений, розыск лиц, их совершивших;
5) обеспечение безопасности дорожного движения;
6) защита собственности от преступных посягательств;
7) исполнение административных взысканий;
8) участие в оказании правовой и социальной помощи гражданам, содействие органам государственной власти и их должностным лицам в исполнении возложенных на них обязанностей.
Таким образом, задачи милиции достаточно разнооб- разны. Для их выполнения в структуре милиции созданы следующие структурные подразделения:
1) уголовная милиция. Главная ее задача — выявле- ние и раскрытие преступлений;
2) милиция общественной безопасности. Задачи дан- ного подразделения — пресечение и профилактика право- нарушений, охрана общественного порядка;
3) транспортная милиция имеет функции, аналогич- ные уголовной милиции;
4) государственная автомобильная инспекция при- звана обеспечить безопасность дорожного движения;
5) милиция охраны осуществляет функцию охраны собственности от преступных посягательств;
6) специальная милиция занята охраной специальных объектов.
Постановлением Кабинета Министров от 8 июля 1995 г. создана также криминальная милиция по делам несо- вершеннолетних.
Как и иные органы исполнительной власти, милиция имеет строго иерархическую структуру. Общее руковод- ство милицией осуществляет Министр внутренних дел Ук- раины. В Автономной Республике Крым, областях, горо- дах Киеве и Севастополе и некоторых крупных городах функционируют управления внутренних дел. В районах (городах) созданы подчиненные управлениям отделы внут- ренних дел.
Для исполнения возложенных на милицию задач ра- ботники милиции имеют право:
1) требовать прекращения правонарушений;
2) проверять документы у подозрительных лиц;
3) задерживать подозреваемых в совершении преступ- лений; обвиняемых, скрывающихся от дознания; осуж- денных, скрывающихся от исполнения наказания и ряд других категорий лиц;
4) составлять протоколы о правонарушениях;
5) производить дознание и расследование преступлений;
6) осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
7) проверять техническое состояние автотранспортных
средств;
8) применять меры физического воздействия, специаль- ные средства и огнестрельное оружие. Применение дан- ных мер строго определено и ограничено законом.
Милиция Украины формируется на контрактной осно- ве. На службу в милицию принимаются граждане Украи- ны, по своим моральным, деловым качествам, уровню об- разования и физической подготовки способные исполнять обязанности работников милиции.
8.6. ПРАВОВОЙ СТАТУС СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
Служба безопасности Украины — это государственный правоохранительный орган специального назначения, ко- торый обеспечивает государственную безопасность Украи- ны. Деятельность СБУ регламентирована Законом Украи- ны «О Службе безопасности Украины» (26 марта 1992 г.).
Задачи Службы безопасности Украины:
1) защита государственного суверенитета, конституци- онного строя, территориальной целостности,, экономического, научно-технического и оборонного потенциала Украины от разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб, посягательств со стороны отдельных органи- заций, групп и лиц внутри страны;
2) предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений против мира и безопасности человечества, терроризма, коррупции и организованной преступной дея- тельности в сфере управления и экономики.
Таким образом, СБУ противостоит всем противоправ- ным действиям, угрожающим жизненно важным инте- ресам Украины.
Служба безопасности Украины осуществляет разведы- вательную и информационно-аналитическую работу в ин- тересах внутренней и внешней политики государства.
С целью охраны государственных интересов в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельно- сти, а также безопасности граждан Украины за границей СБУ осуществляет контрразведывательные мероприятия.
Кроме того, к компетенции Службы безопасности Ук- раины относится расследование ряда преступлений и ро- зыск лиц, их совершивших.
Система Службы безопасности Украины включает:
1) Центральное Управление СБУ;
2) Главное управление Службы безопасности в Авто- номной Республике Крым;
3) региональные сфганы службы безопасности;
4) органы военной контрразведки;
5) воинские формирования;
6) учебные, научно-исследовательские и иные учрежде- ния СБУ.
Расположение и территориальная компетенция органов Службы безопасности Украины может не совпадать с ад- министративно-территориальным делением Украины. В интересах государственной безопасности органы и подраз- деления СБУ могут создаваться на отдельных стратегичес- ких объектах и территориях, в воинских формированиях.
Руководство работой Службы безопасности Украины осуществляет Председатель СБУ, который входит в состав Совета национальной безопасности и обороны Украины. Он назначается Верховной Радой Украины по представле- нию Президента Украины.
|