Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Городская реформа 1870 г.






Реформа заменила существовавшие ранее сословные городские управления городскими думами, избиравшимися на основе имущественного ценза. Система этих выборов обеспечивала преобладание крупных купцов и фабрикантов. Представители крупного капитала руководили коммунальным хозяйством городов, исходя из своих интересов, уделяя внимание развитию центральных кварталов города и не обращая внимания на окраины. Органы государственного управления по закону 1870 г. также подлежали надзору правительственных властей. Принятые думами решения получали силу только после утверждения царской администрацией.

22)

А) В декларации Временного правительства от 3 марта 1917 г. были провозглашены гражданские свободы, распространенные и на военнослужащих, амнистия осужденным по политическим делам, отмена национальных и религиозных ограничений и др. Одновременно был санкционирован арест Николая II, ряда высших чиновников и генералов. Для расследования их действий 4 марта учреждается Чрезвычайная следственная комиссия.

По соглашению с Петроградским Советом была проведена радикальная демократизация армии. От солдат требовалось в строю и при " отправлении служебных обязанностей" соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, а вне службы и строя они не могли быть " умалены в тех правах, коими пользуются все граждане". Приказ N 1 отменял титулование офицеров, которым не разрешалось выдавать оружие, находившееся в распоряжении и под контролем ротных и батальонных комитетов.

Несмотря на то что действие приказа распространялось только на войска Петроградского гарнизона, он получил повсеместное распространение в действующей армии и в тылу, вызвав разложение войск и падение их боеспособности. В армии были упразднены военно-полевые суды, введен институт комиссаров для контроля за деятельностью офицеров, уволено в резерв около 150 высших чинов, в том числе 70 начальников дивизий. Указом от 12 марта правительство отменило смертную казнь, а также учредило военно-революционные суды.

Временное правительство считало, что проведение кардинальных реформ во всех областях жизни страны возможно только на основе решений Учредительного собрания. Поэтому оно ограничивалось принятием временных законов, придерживаясь идеи " непредрешения" воли Учредительного собрания.

Однако Временное правительство проявило заметную активность в вопросах национального самоопределения. 17 марта была опубликована Декларация правительства о его согласии на создание в будущем независимой Польши с включением в ее состав германских и австро-венгерских польских земель при условии, что она будет находиться в " свободном военном союзе" с Россией. 7 марта Временное правительство восстановило автономию Финляндии, но выступило против ее полной самостоятельности. Однако 5 июля сейм Финляндии принял " Закон о власти", который ограничивал компетенцию Временного правительства вопросами военной и внешней политики.

С февраля по октябрь 1917 г. социально-экономические проблемы решались весьма осторожно, особенно вопрос о земле. Большинство партий и общественных объединений были едины в том, что земля должна перейти в руки крестьян, а законодательно вопрос о земельном переустройстве должно решить Учредительное собрание. Однако при определении самой сути земельной реформы возникли непримиримые противоречия: либеральные круги отстаивали частную собственность на землю, а радикалы требовали передачи всей земли в общенародное достояние для уравнительного пользования без всякого выкупа.

В марте Временное правительство передало государству кабинетские и удельные земли, а в апреле учредило земельные комитеты для проведения аграрной реформы. Кроме того, были изданы акты, направленные против самочинных захватов помещичьих земель, которые приобрели значительные масштабы по всей стране.

Положение в промышленности было не менее тяжелым. Первая мировая война легла тяжелым бременем на экономику, так как армия поглощала 40-50% всех материальных ценностей, создаваемых Россией. Еще более развал промышленности усугубился после Февральской революции.

В сложном положении находился и транспорт, где широко насаждались выборные советы и комитеты. Циркуляром Министерства путей сообщения от 27 мая им были предоставлены полномочия по общественному контролю, наблюдению и отдаче указаний железнодорожным органам, что дезорганизовало управление железными дорогами. Всероссийский исполнительный комитет железнодорожного профсоюза (Викжель), созданный на I Всероссийском учредительном съезде железнодорожников (15 июля - 25 августа 1917 г.), настаивал на том, что " железнодорожный союз должен быть вполне автономным".

Главной внешнеполитической проблемой после Февраля был вопрос об участии России в мировой войне. 14 марта 1917 г. Петроградский Совет принял манифест " К народам всего мира", в котором было заявлено об отказе от захватнических целей в войне, от аннексий и контрибуций, но признавалась революционная война с Германией. В обращении Временного правительства к гражданам России от 27 марта отмечалось, что оно будет полностью соблюдать обязательства в отношении союзников, вести оборону от вторгнувшегося в пределы России врага, добиваться прочного мира на основе самоопределения народов.

23)

А) Изменения в области экономической жизни, необходимость реформирования вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики. Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о трагических страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах власти. Впервые общественность узнала о том, что в 1985 году было совершено 2080 тыс. преступлений, а в 1990 - 2787 тыс., при этом осуждено было в 1985 г. 1269 тыс., а в 1990 - 820 тыс. человек. Количество осужденных оказалось сопоставимо с периодом 30-х годов, то есть годами политических репрессий.

К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма. Широкое распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.

В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол. М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения доклада. Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.

Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства. Были определены основные направления политической реформы:

- отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе;

- формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия; - демократизация органов государственной власти;

- расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере;

- перестройка национальных отношений на демократической основе.

Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена " в отставку" третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии.

После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы. В их числе закон " Об изменениях и дополнениях Конституции СССР", который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС, а также закон " О выборах народных депутатов", утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе. Подлежали изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно. Вводился пост Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного надзора.

В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя " Демократический союз" в мае 1988 года. С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер.

Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС. В 1990 - нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, " Демократическое движение коммунистов", центристское, " Марксистская платформа в КПСС", традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ. На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).

С осени 1990 года началось формирование политических партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская национал-демократическая партия и др. Особняком держались организации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа " Единство" и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение. При все многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты - сохранения старого строя.

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития: а) реформаторско-демократическая.. Представленная партиями демократической направленности эта тенденция отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой.б) национально-патриотическая.. Эта тенденция проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса традиционно-коммунистическая.. Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1, 5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции.

Таким образом, пятилетка " перестройки" привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.

Б) Присоединение Сибири

В 1555 году сибирский хан Едигер признал вассальную зависимость от Царства Русского и пообещал платить Москве дань - ясак (правда, в обещанном объёме дань ни разу уплачена не была). В 1563 году власть в Сибирском ханстве захватил шибанид Кучум, который был внуком Ибака. Он казнил хана Едигера и его брата Бек-Булата.

Новый сибирский хан прилагал немалые усилия для укрепления роли ислама в Сибири. Хан Кучум перестал платить дань Москве, однако в 1571 г. прислал полный ясак в 1000 соболей. В 1572 г., после того как крымский хан Девлет I Герай разорил Москву, сибирский хан Кучум полностью порвал даннические отношения с Москвой. В 1573 г. Кучум отправил своего племянника Махмут Кули с дружиной с разведывательными целями за пределы ханства. Махмут Кули дошел до Перми, потревожив владения уральских купцов Строгановых. В 1579 г. Строгановы пригласили дружину казаков (больше 500 человек), под начальством атаманов Ермака Тимофеевича, Ивана Кольцо, Якова Михайлова, Никиты Пана и Матвея Мещеряка для защиты от регулярных нападений со стороны Кучума.

1 сентября 1581 дружина казаков, под главным начальством Ермака, выступила в поход за Каменный Пояс (Урал), положив начало колонизации Сибири русским государством. Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием.

В 1582 году, 26 октября Ермак овладел Кашлыком и начал присоединение Сибирского ханства к России. Потерпев поражение от казаков, Кучум откочевал на юг и продолжал оказывать сопротивление русским отрядам до 1598 года. 20 апреля 1598 г. он был разбит тарским воеводой Андреем Воейковым на берегу р. Обь и бежал в Ногайскую Орду, где был убит. Последним ханом был Али, сын Кучума.

На рубеже XVI и XVII веков на территории Сибирского ханства поселенцами из России были основаны города Тюмень, Тобольск, Берёзов, Сургут, Тара, Обдорск (Салехард). В 1601 г. на реке Таз, впадающей в Обскую губу, был основан город Мангазея. Тем самым открылся морской путь в Западную Сибирь (Мангазейский Морской Ход). С основанием острога Нарым была покорена Пегая Орда на востоке от Сибирского ханства.

XVII век

В царствование Михаила Фёдоровича, первого царя из династии Романовых, казаки и поселенцы осваивают Восточную Сибирь. В течение первых 18 лет XVII века совершается переход русских на реку Енисей. Основываются города Томск (1604 г.), Красноярск (1628 г.) и др.

К 1630-ым годам русские проникают дальше на реку Лену, где основываются Якутск и другие городки. В 1637-1640 годах был открыт путь от Якутска к Охотскому морю вверх по Алдану, Мае и Юдоме. При движении по Енисею и Ледовитому океану промышленники проникли в устья рек Яны, Индигирки, Колымы и Анадыря. Закрепление Ленского (Якутского) края за русскими было закреплено постройкой Олекминского острога (1635 г.), Нижне-Колымска (1644 г.) и Охотска (1648 г.).

В 1649—1650 гг. казачий атаман Ерофей Хабаров достиг Амура. К середине XVII века русские поселения появляются в Приамурье, на побережье Охотского моря, на Чукотке.

В 1645 казак Василий Поярков открывает северное побережье Сахалина.

В 1648 Семен Дежнёв проходит из устья реки Колыма в устье реки Анадырь и открывает пролив между Азией и Америкой.

XVIII век

В 18 веке происходит заселение степной южной Сибири, которое до того затруднялось хищничеством кочевых племён. К 1747 г. вырастает ряд укреплений, известный как Иртышская линия. В 1754 г. отстраивается ещё новая линия укреплений - Ишимская. В 30-ых годах XVIII века возникает Оренбургская линия, упирающаяся одним концом в Каспийское море, а другим в Уральский хребет. Таким образом, появляются опорные пункты между Оренбургом и Омском. Окончательное упрочение русских в Южной Сибири происходит уже в XIX веке с присоединением Средней Азии.

В правление Петра I начинается научное исследование Сибири, организуется Великая Северная экспедиция. В начале XVIII века в Сибири появляются первые крупные промышленные предприятия — Алтайские горные заводы Акинфия Демидова. В Сибири основываются винокуренные и солеваренные заводы. В XVIII в. в Сибири на 32 заводах вместе с обслуживавшими их рудниками бьшо занято около 7 тыс. работников. Особенностью сибирской промышленности было использование труда ссыльных и каторжан.

XIX век

В результате административной реформы М.М. Сперанского в 1822 году Азиатская Россия разделялась на два генерал-губернаторства: Западно-Сибирское с центром в Тобольске и Восточно-Сибирское с центром в Иркутске. К Западной Сибири были отнесены Тобольская, Томская губернии и Омская область, к Восточной Сибири - Иркутская губерния, вновь образованная Енисейская губерния, Якутская область, Охотское и Камчатское приморские управления и Троицкосавское пограничное управление. Губернии делились на округа, а последние - на волости и инородческие управы.

22 июля 1822 г. царем было утверждено 10 законов, составивших особое «Сибирское учреждение»: «Учреждение для управления сибирских губерний», «Устав об управлении инородцами», «Устав об управлении киргиз-кайсаков», «Устав о ссыльных», «Устав об этапах», «Устав о сухопутных сообщениях», «Устав о городовых казаках», «Положение О земских повинностях», «Положение о хлебных запасах», «Положение о долговых обязательствах между крестьянами и между инородцами».

В XIX веке в Сибири активно развивается золотопромышленность, по объему производства одно время превышавшая все остальные отрасли промышленности вместе взятые (См. Золотая лихорадка в Сибири, Ленские золотые прииски). В то же время возникают новые бумажные, кожевенные, мыловаренные, стекольные, мукомольные производства.

В 1844 году первый рейс между Тюменью и Томском совершил пароход «Основа». В 1860 г. по рекам Западной Сибири плавали уже 10 пароходов, в 1880 г. - 37, в 1894 г. - 105 пароходов и 200 барж. В 1896 г. на всех реках Сибири насчитывалось 172 парохода.

После крестьянской реформы 1861 года увеличился поток крестьян-переселенцев в Сибирь.

В 1890—1900-ых годах была построена Сибирская железная дорога, связывающая Сибирь и Дальний Восток с Европейской Россией.

XX век

В начале XX века Восточная Сибирь становится тылом для русско-японской войны. Продолжается быстрое экономическое развитие Сибири.

Во время гражданской войны летом 1918 года в Сибири свергается Советская власть и Омск становится центром антибольшевистского правительства Колчака. После поражения белых войск в Сибири снова устанавливается советская власть.

В 1925 году вместо существовавших раньше губерний был образован Сибирский край с центром в Новосибирске, в 1930 разделённый на Западно-Сибирский край и Восточно-Сибирский край, впоследствии также разделённые на области.

В 1920-1930-ых годах развивается угольная промышленность в Кузнецком угольном бассейне.

Ещё до революции 1917 была построена железная дорога от Ново-Николаевска до Семипалатинска, а в 1926-1931 годах от Семипалатинска была построена Туркестано-Сибирская магистраль, соединившая Сибирь с Средней Азией.

Во время сталинских репрессий Сибирь становится местом массовой " кулацкой ссылки" и местом размещения лагерей ГУЛАГ.

Во время Великой Отечественной войны население крупных городов Сибири резко растёт за счёт эвакуации промышленности и людей из Европейской части СССР.

В 1957 году по инициативе академиков М. А. Лаврентьева, С. Л. Соболева и С. А. Христиановича было образовано Сибирское отделение Академии наук СССР.

В 1950-1970-ых годах на реках Сибири строится ряд крупных ГЭС (Новосибирская ГЭС на Оби, Енисейский каскад ГЭС, Ангарский каскад ГЭС).

24)

А) Революционные события 1917 г. в России положили начало принципиально новому, беспрецедентному по своим последствиям этапу организации власти на местах. На руинах разрушенной российской государственной машины была организована власть Советов, что означало создание и государственное оформление диктатуры пролетариата.

Советская модель устройства местного управления, противопоставленная «буржуазному» местному самоуправлению, стала порождением общества тоталитарного типа, превратилась в важный инструмент суперцентрализованной системы управления страной. К 1918 г. почти все органы земского и городского самоуправления заменялись советским самоуправлением. Для выполнения возложенных на органы советской власти задач по ведению хозяйственной деятельности на местах при Советах были образованы соответствующие отделы. Таким образом, аппарат местного самоуправления, создававшийся в течение полувека, был разрушен большевиками менее чем за год.

Период с 1921 г. по 1927 г. стал периодом поиска путей создания рациональной системы, в которой достижения социалистической экономики сочетались бы с элементами рыночного хозяйствования, а централизованная власть с самоуправлением. В этот период была восстановлена налоговая система и платежи за услуги (в первую очередь, квартирной платы). Заложенные механизмы самостоятельности Советов позволили им приступить к активной деятельности по восстановлению хозяйства на местах. С 1923 г. по 1927 г. города были восстановлены до уровня 1913 г. В этот период складывается уникальная система советского местного самоуправления, ставшая результатом компромисса между первоначальным курсом большевиков на сверхцентрализованное госуправление и новой экономической политикой периода 1923 – 1927 гг. Новые реалии, вызванные к жизни условиями НЭПа, все больше расходились с коммунистическими постулатами и курсом политической элиты большевиков на централизованное управление государством. С конца 20-х, начала 30-х годов руководство страны начинает свертывание Новой Экономической Политики и сложившейся соответствующей системы местного самоуправления. Роль Советов на местах, концентрация всех полномочий и ресурсов в их руках, а так же жесткое партийное руководство Советами стали постулироваться и абсолютизироваться. Период 40-х и первая половина 50-х годов стали «глухим» временем для местного самоуправления.

Послесталинские годы не стали периодом больших изменений в системе управления страной. Директивно–репрессивная машина по управлению экономикой, возникшая в 30 – 50-е годы не претерпела значительных изменений в свете реформ Н. Хрущева, суть которых свелась к отказу от самых одиозных элементов сталинского государственного строительства. Экономическая власть и прерогатива определять стратегию развития страны, в том числе и на местах, сосредоточились в руках партийно-промышленной административной элиты в центре. Региональные же власти не имели реальных рычагов управления и планирования экономической политики на местах. Им отвадилась лишь роль исполнителей той политики, которая диктовалась сверху, зачастую без учета местных производственных, ресурсных, национальных и иных особенностей.

Последние несколько лет советской истории отличались сложностью и противоречивостью политики центра по отношению к регионам. В один период времени принимались меры по усилению централизации власти, в другой период регионам давалась большая свобода по выработке, в частности, экономической политики. Такое отсутствие стабильного подхода было обусловлено упадком социалистической политики, быстрым и всеобщим отрицанием отжившей системы общественных отношений, распадом Советского государства в целом.

Б) Первый в России военно-уголовный кодекс (издан 25 апреля 1715 г.), ставший 2-ой частью Устава воинского 1716. Необходимость разработки была связана с формированием постоянной регулярной армии в России. Содержит перечень воинских преступлений и устанавливает меры наказания за эти преступления. За такие преступления, как, например, измена, уклонение от военной службы, невыполнение приказа и др., предусматривается жестокие наказания — битьё кнутом, шпицрутенами, ссылка на каторгу или смертная казнь. Он включает текст военной присяги, в которой упор сделан на осознание важности исполнения воинского долга, сохранения верности знамени и соблюдения твёрдой воинской дисциплины.

Артикул, прежде всего, предназначен для военнослужащих и должен был применяться военными судами. К их подсудности относились и лица, обслуживающие армию. Частично Артикул употреблялся в общих судах, как сборник уголовного права.

 

Артикул делится на 24 главы. Каждая из них имеет свое название. Нумерация артикулов единая, артикулы расположены по определенной системе, не всегда последовательно выдержанной. Многие артикулы снабжены специальными толкованиями, разъясняющими их смысл, содержание, а иногда и дополняющими их.

По сравнению с СУ Артикул значительно более четко определяет многие институты уголовного права. Хотя нет определения преступления, из содержания конкретных артикулов можно сделать вывод о том, что под преступлением понималось нарушение закона, нарушение царской, государевой воли. Существует термин преступления, преступитель – нарушитель закона, лицо преступившее запреты, установленные законом.

Виды преступлений: против веры, политические, воинские, должностные, против порядка управления и суда (подделка денег, подделка печатей и документов, принятие фальшивого имени и т.д.), против общественного порядка и спокойствия, против личности (убийство, телесные повреждения, оскорбление действием, оскорбление словом, клевета), имущественные (простая кража; квалифицированная кража; грабеж; поджог (умышленный и неосторожный); утайка находки; невозвращение отданного на хранение наказывалось как воровство), половые (скотоложество; мужеложество; изнасилование; прелюбодеяние; двоеженство; инцест; рождение внебрачного ребенка).

Виды наказаний: смертная казнь, телесные наказания, срочная и бессрочная ссылка, каторга, конфискация, тюрьма, штраф.

В отношении офицеров применялись особые наказания: отставление от службы, л ишение чина, служба в качестве рядового, а рест, лишение отпуска, шельмование (не имел фактически никаких прав).

Цели наказания:

· устрашение;

· изоляция преступника (тюрьма, каторга);

· возмещение причиненного ущерба (например, при неумышленном поджоге)

25)

А) Новая экономическая политика — экономическая политика, проводившаяся в Советской России начиная с 1921 г., принятая 21 марта 1921 г. X съездом ВКП(б), сменив политику «военного коммунизма», проводившуюся в ходе Гражданской войны по выводу страны из кризиса, восстановлению народного хозяйства и последующему переходу к социализму.

Предпосылки НЭП:

· Экономическая разруха: бездействие заводов, сокращение посевов в деревне, сокращение объема промышленного производства и т.д. – следствие Первой мировой войны, затяжной гражданской войны, потери значительной части территорий (Польши, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы, Западной Белоруссии, Западной Украины, Карской области Армении и Бессарабии)

· Социальный кризис: деградация в обществе вследствие того, что большая часть интеллигенции была уничтожена или покинула страну; волнения в стране, недовольство политикой большевиков

Таким образом, главная задача внутренней политики РКП(б) и Советского государства состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социально-культурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

Крестьянские выступления, а также Кронштадский мятеж показали, что большевики теряют поддержку в обществе («Вся власть Советам, а не партии!», «Советы без большевиков!»). К весне 1921 г. стало очевидно, что всеобщее недовольство низов, их вооружённое давление может привести к свержению власти Советов во главе с коммунистами. Ленин решился пойти на уступку.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал