Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственное регулирование рынка труда






Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Главная функция государства заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате, определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирование рынка труда. Оно осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т. п. Все эти составные части рыночного механизма регулирования занятости в разных отраслях находятся в различном соотношении в зависимости от экономических и исторических условий развития данной отрасли.

Для решения всех этих задач государство должно прогнозировать ситуацию на рынке труда, находить и поддерживать, либо формировать «точки роста» в экономике, проводить соответствующую структурную, региональную и инвестиционную политику, регулировать внешнеэкономические связи, способствовать адаптации работников к требованиям рынка труда. Следует также учитывать, что возможности государства в области создания новых рабочих мест меньше возможностей частного капитала. Это, однако, не снижает роли государства как гаранта занятости, оно должно стимулировать активность предпринимателей. В то же время государству необходимо ограничивать определенными рамками их поведение на рынке труда, обеспечивая защиту социально уязвимых групп населения и регулируя в сложных ситуациях высвобождение рабочей силы.

Важную роль в регулировании рынка рабочей силы должны играть службы занятости – районные, городские, областные.

Служба занятости – это государственное учреждение, осуществляющее регулирование занятости населения. Эта служба обеспечивает, прежде всего, материальную поддержку рабочей силы, не занятой в производстве. Частично затраты на эти цели могут компенсироваться за счет общественных оплачиваемых работ. Достижение соответствия профессионально-квалификационной структуры свободной рабочей силы структуре потребностей в ней обеспечивается системами профессионального образования различного уровня, повышения квалификации переподготовки кадров. Таким образом, служба занятости выполняет функции сохранения и социальной поддержки временно свободной рабочей силы в соответствии с потребностями производства и собственно рыночные функции – перераспределения и трудоустройства людей. Особое внимание должно уделяться межрегиональному перераспределению, обеспечению кадрами предприятий, расположенных в районах нового хозяйственного освоения, в отдаленных от центра России районах. Стимулирование притока людей в эти районы должно обеспечиваться, прежде всего, за счет повышенного материального вознаграждения, а также путем создания нормального условия проживания.

Регулирование рынка труда в целом включает следующие основные направления:

- анализ рынка труда;

- разработку программ занятости населения;

- профориентацию населения;

- информационное обеспечение;

- профессиональную подготовку незанятого населения;

- трудоустройство;

- социальную защиту населения;

- финансовое обеспечение;

- международные аспекты регулирования рынка рабочей силы.

Анализ рынка труда предполагает на основе учета свободных рабочих мест и безработных, а также других категорий граждан, нуждающихся в оплачиваемой работе, анализ и прогноз спроса и предложения на рынке рабочей силы, существующей и перспективной структуры занятости населения, уровня занятости женщин, молодежи и других групп населения, нуждающихся в социальной защите.

Разработка программ занятости населения осуществляется на различных уровнях управления рынком рабочей силы. В зависимости от уровня программы подразделяются на местные, региональные и национальные (на уровне всей страны). Городская программа занятости входит составной частью в план экономического и социального развития города с целью удовлетворения потребностей граждан в оплачиваемой работе. В нее входят следующие разделы:

– прогноз на длительную перспективу структуры занятости с учетом внедрения в производство достижений научно-технического прогресса, улучшения условий труда, перехода к многообразию форм собственности;

– меры, стимулирующие создание новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики, переподготовку и направление на эти места высвобождаемых работников;

– направления улучшения системы воспроизводства рабочей силы, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, профессиональной ориентации трудоспособного населения;

– меры обеспечения социальной защиты населения от безработицы и пути организации занятости слабо защищенных групп населения.

Для реализации программы занятости городские и районные службы занятости устанавливают тесный контакт с предприятиями и организациями, высвобождающими работников в связи с перестройкой производства и предъявляющими спрос на дополнительную рабочую силу определенного профессионально-квалификационного состава.

Направление регулирования рынка рабочей силы, связанное с информационным обеспечением, включает информирование населения о спросе на рабочую силу и возможностях трудоустройства через средства массовой информации путем издания специальных информационных материалов. Данное направление включает также программное и математическое обеспечение автоматизированной базы данных, контакты с кадровыми службами предприятий.

Профессиональная ориентация, подготовка и переподготовка незанятого населения предполагает персональное консультирование, профотбор и направление в систему профессионального образования и переподготовки кадров, обращающихся к услугам службы занятости. Это направление предусматривает использование при профессиональном консультировании и профотборе научно обоснованных и апробированных программ, методик, текстов, регулирование профессиональной структуры подготовки трудовых ресурсов путем бронирования учебных мест, заключения контрактов с учебными заведениями и финансирование обучения. При необходимости и в силу своих возможностей службы занятости в крупных городах создают специальные курсы, центры повышения квалификации, профориентации и переподготовки незанятого населения, а также участвуют в межрегиональном сотрудничестве по подготовке кадров.

При трудоустройстве населения службы занятости обеспечивают приоритетное трудоустройство определенных категорий населения, проводят поиск свободных рабочих мест, предлагают работу гражданам, обращающимся в службу занятости, организуют и финансируют переселение трудоспособного населения в районы приоритетного экономического развития.

В области социальной защиты населения службы занятости всех уровней определяют квоты (доли) рабочих мест для лиц, нуждающихся в социальной защите, подготавливают предложения в местные органы власти по налоговым льготам предприятиям за прием на работу лиц, нуждающихся в социальной защите, сверх установленных квот. Служба занятости также контролируют соблюдение предприятиями мер по обеспечению занятости лиц, нуждающихся в социальной защите, разрабатывают и осуществляют программы помощи трудящимся, находящимся под угрозой потери работы в случае сокращения производства или ликвидации убыточных предприятий, организуют оплачиваемые временные общественные работы, выдают пособия по безработице, оказывают материальную помощь нуждающимся семьям безработных.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал