Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Цели и задачи по музыкальному воспитанию для детей 6-7 лет. Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
Содержание разделов программы Данная программа состоит из четырёх взаимосвязанных разделов: 1. «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»; 2. «ПЕНИЕ»; 3. «РИТМИКА»; 4. «ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ»; Для каждой возрастной группы определены особенности в каждом разделе программы, рассчитанные именно для определённого возраста детей. Содержание разделов Раздел «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ» В этом разделе интегрированы такие музыкальные дисциплины как «Сольфеджио» и «Музыкальная литература». Эти навыки совершенно необходимы в музыкальном образовании, так как именно при помощи прослушивания музыки дети знакомятся как с классической, так и с фольклорной музыкой. В этом разделе происходят следующие образовательные процессы: -ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений; -развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки; -развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса; -развитие способности эмоционально воспринимать музыку. Раздел «Слушание музыки» в группе 3-4 года: - Учить детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма), рассказывать, о чем поется в песне. - Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.). Раздел «Слушание музыки» в группе 4-5 лет: - Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления. - Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы). Раздел «Слушание музыки» в группе 5-6 лет: - Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкального инструмента (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка). Раздел «Слушание музыки» в группе 6-7 лет: Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. При анализе музыкальных произведений учить ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (регистр, динамика, длительность, темп, ритм; вокальная, инструментальная и оркестровая музыка; исполнитель; жанры: балет, опера, симфония, концерт), творчеством композиторов: И. С. Баха, В. А. Моцарта, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского и др. Познакомить детей с Государственным гимном Российской Федерации. Раздел «ПЕНИЕ» Основной формой деятельности в подготовительном классе является пение. Это еще и исполнительская практика, развивающая эмоциональную сторону психики ребенка, его произвольное внимание, навык самоконтроля. Именно через пение происходит самовыражение дошкольника. Педагоги по предмету сольфеджио прекрасно знают, с каким количеством плохо интонирующих детей им приходится сталкиваться, особенно в дошкольной группе. Поэтому формирование ладового чувства детей, их звуковысотных представлений является важнейшей задачей начального этапа обучения. Именно в подготовительном классе, возможно, заложить также фундаментальные основы таких форм, как пение с листа, сольфеджирование, пение в ансамбле и т. д. Таким образом в разделе пение формируются следующие содержательные процессы: -формирование у детей начальных певческих умений и навыков; -обучение детей исполнению песен на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента; -развитие музыкального слуха, т.е. различение интонационно точного и неточного пения, звуков по высоте, длительности, слушание себя при пении и исправление своих ошибок; -развитие певческого голоса, укрепление и расширение его диапазона. Раздел «Пение» в группе 3-4 года: - Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) —ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно). - Учить допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу. Раздел «Пение» в группе 4-5 лет: - Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя). - Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша. Раздел «Пение» в группе 5-6 лет: - Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус. - Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую. Раздел «Пение» в группе 6-7 лет: - Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. - Учить самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни и танцы; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы и танцы. Раздел «РИТМИКА» В этом разделе интегрированы такие музыкальные предметы как «Сольфеджио» и «Ритмика». Это обусловлено высокой двигательной активностью детей дошкольного возраста, предусмотрены следующие образовательные процессы: -развитие музыкального восприятия, музыкально-ритмического чувства и в связи с этим ритмичности движений; -обучение детей согласованию движений с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности, развитие пространственных и временных ориентировок; -обучение детей музыкально-ритмическим умениям и навыкам через игры, пляски и упражнения; -развитие художественно-творческих способностей. Раздел «Ритмика» в группе 3-4 года: - Учить двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение). Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег). Учить маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку. Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них. - Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др. - Формировать навыки ориентировки в пространстве. - Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных. Раздел «Ритмика» в группе 4-5 лет: - Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный). - Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица). Обучать инсценированнию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей. Раздел «Ритмика» в группе 5-6 лет: - Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. - Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить импровизировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. Познакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. - Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни; придумывать простейшие танцевальные движения. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов. Раздел «Ритмика» в группе 6-7 лет: - Способствовать дальнейшему развитию навыков выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Знакомить с особенностями национальных плясок (русские, белорусские, украинские и т.д.) и бальных танцев. Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок. - Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение и т. п.). Учить детей импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак и т.п.), образы животных (лукавый котик и сердитый козлик); характерные движения русских танцев. Учить самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, вариации элементов плясовых движений; выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов. Стимулировать формирование музыкальных способностей, мышления, фантазии, воображения; содействовать проявлению активности и самостоятельности. Раздел «ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ» Проблемы речевого развития ребенка часто становятся «камнем преткновения» в работе педагогов-музыкантов. Физиологи утверждают, что уровень развития речи у детей зависит от того, насколько хорошо они владеют мелкими движениями пальцев рук. На начальной стадии обучения можно сопровождать пение интонационного материала с «пальчиковыми играми», таким образом мы стимулируем музыкально-речевое развитие детей и готовим их к игре на музыкальных инструментах, рисованию и письму, развиваем моторные функции и координацию. На начальном этапе освоения программы следует уделять внимание игровым формам музыкально-речевой стимуляции и включить в постоянную работу логопедические и «пальчиковые упражнения. При поступательном развитии первоначальных навыков мы можем добиваться следующих достижений: - совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка; - становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость; - развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса; - знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них; - развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» в группе 3-4 года: - Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.
Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» в группе 4-5 лет: - Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» в группе 5-6 лет: - Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. Раздел «Игра на детских музыкальных инструментах» в группе 6-7 лет: - Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Учить играть на металлофоне, ударных, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках. свистульках, ложках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и ансамбле.
Предмет «Сольфеджио» как интегрируемая часть разделов. В данной программе «Сольфеджио» не выделено отдельным разделом, но преподаватель предусматривает влияние этого предмета на все разделы программы. В игровых формах усваиваются такие понятия предмета и развиваются необходимые музыкальные способности: лад, ладовый слух, интонирование, динамические оттенки. Восприятие и усвоение элементов лада и само ладовое чувство эффективнее всего развиваются через формирование вокально-интонационных навыков. Исправление интонации требует индивидуального подхода, заниматься этим необходимо последовательно, внимательно и терпеливо. Ученикам с плохо развитым ладовым слухом полезно некоторое время не принимать участия в общем пении, а внимательно слушать. При наличии большой заинтересованности и восприимчивости такие ученики вскоре включаются в общую работу. Сложнее с теми детьми, у которых отсутствует координация между слухом и голосом. Таким ученикам можно предложить короткие попевки из двух- четырех звуков и, добившись чистого интонирования от какого-то одного звука, пробовать постепенно расширять диапазон, повторяя попевку на полутон, тон выше или ниже. Встречаются дети - «гудошники», которые поют только в малой октаве. Им можно предложить упражнения, имитирующие пение маленькой птички, кошечки, что поможет им выбраться из тисков низкого регистра. Через некоторое время такие дети начинают петь довольно чисто в первой октаве. Работа над чистой интонацией у детей связана с выработкой вокальных навыков. Необходимо учитывать возможности детского голоса: детям обычно удобно петь в диапазоне сексты «ре — си» первой октавы; звучание голоса в этом звуковом объеме наиболее легкое, естественное; звук «до» первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому на первых порах его надо избегать. Большое внимание следует уделять подбору учебного музыкального материала, он должен быть художественно интересным, убедительным, структурно ясным. В равной степени должны присутствовать песни, исполняемые a cappella и с аккомпанементов педагога. Одно из обязательных условий - выразительное исполнение, основанное на предварительном зрительном анализе текстового и мелодического содержания, вычленения ключевых интонаций, кульминационных точек, распределения динамических оттенков и т. д. Педагог должен знать основные приемы воспитания певческих навыков и владеть ими, эта форма работы должна быть в центре его внимания на протяжении всех лет обучения. Формирование певческих навыков сводится к следующему: ¾ Следить за положением корпуса, головы; дети должны сидеть ровно, не сутулиться, корпус держать прямо, упираясь ногами в пол; руки свободно лежат на коленях, голова в естественном положении; ¾ Формировать правильное певческое дыхание: спокойный вдох, экономный выдох, смена дыхания между фразами; ¾ Учить правильному звукообразованию, связанному с воспитанием бережного отношениям своему голосу; нельзя позволять детям петь громким, форсированным, открытым звуком; работать над кантиленой сначала на коротких мелодических фразах. Медленное, распевное, связное пение позволяет ребенку вслушиваться в исполнение и легче осознавать ладовые связи мелодии, удерживать тональность; ¾ Учить правильному формированию гласных звуков (а, о, у, и) мягкому округленному их интонированию (рот открывать свободно, губы и язык не скованы, активны); ¾ Работать над хорошей артикуляцией, дикцией, учить четкому произнесению согласных. В ладоинтонационной работе большим подспорьем для педагога будут ручные знаки. Использование ручных знаков, «столбицы» рождает наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношении ступеней в ладу, связывает слуховое восприятие со зрительным осознанием звуковысотной линии мелодии. Например: I ступень - кулачок смотрит вниз, II ступень - все пальцы смотрят вверх, III ступень - ладонь – вниз, IV ступень - указательный палец – вниз, V ступень - ладонь – к себе, VI ступень - все пальцы смотрят вниз, кисть похожа на колокольчик, VII ступень - указательный палец - вверх. Так как дети младшего возраста не знают обозначения ступеней лада римскими цифрами, следует уделить их изучению некоторое время. В группе 1го года обучения изучить обозначение I-III ступени, 2-го года обучения- I-V ступени и на 3-м году обучения I-VII ступени. Так же важна последовательность и постепенность в освоении ладовых закономерностей, что дает максимальная возможность расширения диапазона детского голоса, накапливание в памяти интонационного багажа. В прохождении тональностей следует придерживаться двух направлений: тональности, над которыми происходит работа по всем уровням метода «опережающего восприятия», и тональности; с которыми дети только знакомятся, зная ключевые знаки, умея определять их в нотном тексте, подбирая на инструменте пройденные песенки-попевки. К первому направлению можно отнести до мажор, ре мажор, ко второму- соль мажор, фа мажор, ля минор. Одной из итоговых форм работы над ладовым чувством является сольфеджирование, которое сопровождает каждый этап формирования ладовых ощущений. Эта форма закрепляется в домашних заданиях и находит свое продолжение в работе над чтением с листа. При подборе примеров для чтения с листа нужно строго придерживаться принципа от простого к сложному, причем в соответствии с пройденной темой. Следует также помнить, что эта форма — наиболее сложная для дошкольника, требующая достаточного развития целого комплекса навыков, а поэтому несет итоговый характер для каждой пройденной темы.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы
Учебно-тематический план для группы 1 года обучения (3-4 года)
Учебно-тематический план для группы 2 года обучения (4-5 лет)
Учебно-тематический план для группы 3 года обучения (5-6 лет)
Учебно-тематический план для группы 4 года обучения (6-7 лет)
Учебный план
|