Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Комментарии 5 страница






2 Зюля -- Зинаида Константиновна, дочь З. С. и К. К. Соколовых (p. 1887), в замужестве Васнецова. Ныне хранительница Дома-музея В. М. Васнецова.

3 Александр Акимович -- Санин.

4 Оленин Петр Сергеевич (1874--1922)--оперный певец (баритон). С 1900 по 1903 г. пел в Большом театре. За ним была замужем сестра Станиславского -- Мария Сергеевна.

 

1 Никулина Надежда Алексеевна (1845--1923) и Яблочкина Александра Александровна (р. 1868 г.) -- артистки Малого театра.

 

115*

Дата устанавливается по фразе письма: " 60 лет тому назад здесь убили на дуэли Михаила Юрьевича Лермонтова".

 

1 Пуаре (Михайлова) Евгения Яковлевна строго придерживалась этикета, принятого в светском обществе.

 

1 В августе 1901 г. М. П. Лилина могла видеть Станиславского на репетиции " Микаэля Крамера" (Станиславский исполнял заглавную роль).

 

118*

1 Станиславский в шутку сравнивает семью Алексеевых с семьей Ругон-Маккаров, о которой идет речь в серии романов Э. Золя -- " Ругон-Маккары".

2 Какую именно роль в пьесе Немировича-Данченко " В мечтах" Станиславский предназначал З. С. Соколовой, установить трудно.

3 Пожар был на фабрике Алексеевых.

4 МХТ ждал от Горького пьесу " Мещане". " Я за это время был поглощен Шаляпиным, а теперь на всех парах пишу драму", -- сообщал А. М. Горький К. П. Пятницкому 13 сентября 1901 г.

 

119*

1 Петр Исаевич -- Вейнберг (1830--1908), журналист, переводчик, поэт, принадлежал к петербургским друзьям и поклонникам МХТ. Станиславский ставил " Уриэля Акосту" Гуцкова и " Отелло" Шекспира в переводе П. И. Вейнберга. В 1901 г. исполнилось пятьдесят лет его литературной деятельности.

2 " Дикая утка" Г. Ибсена недолго удержалась в репертуаре МХТ, она прошла всего двадцать раз.

3 Премьера пьесы Немировича-Данченко " В мечтах" состоялась 21 декабря 1901 г. К. С. Станиславский и А. А. Санин были режиссерам" спектакля.

4 Вскоре отношение Станиславского к М. Метерлинку изменилось. В 1904 г. пьеса Метерлинка " L'intruse" -- " Непрошеная" (в другом переводе -- " Втируша") шла на сцене МХТ в один вечер с двумя другими его пьесами: " Слепые" и " Там, внутри". В 1908 г. Станиславский осуществил постановку " Синей птицы". В его архиве хранятся также режиссерские заметки сделанные на экземпляре пьесы Метерлинка " Аглавена и Селизета".

5 Намек на духовную цензуру, запретившую постановку " Ганнеле" в МХТ. " Сорок сороков" -- множество церквей в Москве.

 

120*

Дата помечена на письме карандашом.

 

1 Кони Анатолий Федорович (1844--1927) -- известный судебный и общественный деятель. В 1878 г. петербургский суд под председательством Кони вынес оправдательный приговор по делу Веры Засулич, вызвав негодование правительства и реакционных кругов. С 1900 г. Кони -- почетный академик, после Великой Октябрьской социалистической революции -- профессор Ленинградского университета. Известны мемуары А. Ф. Кони " На жизненном пути". Кони был другом МХТ и Станиславского.

2 А. П. Чехов смотрел " Микаэля Крамера" на генеральной репетиции, в канун своего отъезда из Москвы, 25 октября 1901 г. " Вообще " Крамер" идет у вас чудесно, Алексеев очень хорош, и если бы рецензентами у нас были свежие и широкие люди, то пьеса эта прошла бы с блеском", -- писал он Книппер 7 ноября 1901 г. (Полн. собр. соч. и писем, т. XIX, стр. 162).

Арнольд Крамер -- талантливый молодой художник, одинокий среди филистеров и консерваторов. Эту роль играл И. М. Москвин. В газетах возник спор: что важнее в пьесе Гауптмана -- судьба Арнольда или трагедия его отца Микаэля Крамера.

 

121*

1 Письмо написано в канун первого выступления Станиславского в роли Костромского в пьесе Немировича-Данченко " В мечтах".

2 Джером К. Джером (1859--1927) -- английский писатель-юморист. Его комедия " Мисс Гоббс" (в другом переводе " Женская логика") шла в Александрийском театре.

Мясницкий -- псевдоним И. И. Барышева (1854--1911), автора незначительных комедий-фарсов, преимущественно из быта купечества.

Пьесы Джером К. Джерома при первом чтении разочаровали Станиславского.

Позднее, читая книгу Джером К. Джерома " Театр", Станиславский встретил в ней ироническое описание наивных сценических условностей, которые он сам всю жизнь высмеивал. Страницы книги, хранящейся в библиотеке Станиславского, испещрены его одобрительными пометками. Подчеркнуты карандашом характерные сценические курьезы, например снег на сцене " падает сильнее на том месте, где находится героиня... Не раз случалось нам видеть героиню, сидящую среди сильнейшей метели, ослепленную и всю засыпанную хлопьями снега, между тем как рядом, через дорогу, было совершенно сухо....Луна светит исключительно для героев и героинь... может случайно уронить луч на комика, но... она всегда исчезает перед приходом злодея. Поразительна также быстрота, с какой театральный месяц может исчезать". Подчеркнуты также шаблонные фразы из пьес, которые приводит Джером-Джером: " Присядьте, я расскажу вам историю моей жизни" или " Пойдемте-ка, выпьем рюмочку, другую".

Станиславский обращает внимание на то, как Джером-Джером вышучивает сценические штампы в изображении адвокатов, лакеев, горничных. Много пометок на страницах главы " Пейзане", где говорится о всегда счастливых на сцене крестьянах, их улыбках, танцах (" они не могут не танцевать, они так счастливы").

Вторая часть книги " На сцене и за кулисами" испещрена карандашными заметками Станиславского- " бесправие актера", " актеры сами лезут в петлю", " положение женщины на сцене", " положение обманутого актера" и др.

3В. В. Котляревская в " Фаусте" Гёте, поставленном в Александрийском театре, исполняла роль Первого светлого духа (картина " Небо").

4 О " Самаритянке" Э. Ростана см. в письме Станиславского к О. Т. Перевощиковой (май 1897 г.).

 

122*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.

 

123*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина.

Дата устанавливается по премьере пьесы " Дети Ванюшина" С. А. Найденова в театре Корша (14 декабря 1901 г.).

Синельников Николай Николаевич (1855--1939) -- актер, режиссер, театральный педагог, антрепренер. Народный артист РСФСР. В течение десяти лет был режиссером в театре Корша. См. его воспоминания " Шестьдесят лет на сцене", изд. Русского театра драмы в Харькове.

 

1 В " Детях Ванюшина" были заняты M. M. Блюменталь-Тамарина, Н. В. Светлов, Л. М. Леонидов, А. А. Остужев и другие.

На это 6 января 1902 г. H. H. Синельников отвечал: " Дорого еще и то, по крайней мере лично для меня, что Вы сознаете свое " исключительное, счастливое положение" -- между нами, людьми, стремящимися к лучшему на сцене, но все стремления которых разбиваются о грубую действительность. Вы, значит, понимаете, что при всем желании добиваться совершенства на сцене мы подчинены заботе о дне, а потому должны мириться со многим и только " бродить" около настоящего искусства.

Многие не понимают Вас, но я не принадлежу к их числу. Дай Вам бог силы и энергии на прекрасную работу, которую до сих пор Вы несете с честью, а также чтобы Ваш трезвый взгляд на деятельность людей, поставленных не в такое " счастливое" положение, как Вы, был всегдашним Вашим взглядом" (архив КС).

 

1 В письме от 4 января 1902 г. Чехов просил передать Марии Петровне Лилиной привет, поздравление с Новым годом, сердечное пожелание здоровья и успехов: " Я благодарен ей бесконечно, она и вообразить себе не может, как я ей благодарен и как я ее люблю" (Полн. собр. соч. и писем, т. XIX, стр. 214).

2 Нил в " Мещанах" Горького был первым художественным образом пролетария в русской драматургии. Примечательно отношение к нему Чехова: " Центральная фигура пьесы -- Нил сильно сделан, чрезвычайно интересен!...Только роль Нила, чудесную роль, нужно сделать вдвое-втрое длинней, ею нужно закончить пьесу, сделать ее главной" (из письма А. П. Чехова к А. М. Горькому от 22 октября 1901 г. Полн. собр. соч. и писем, т. XIX, стр. 150). Чехов считал, что Нила должен играть Станиславский: " Мне кажется, что Нил -- это Ваша роль, что это чудесная роль, лучшая мужская роль во всей пьесе" (там же, стр. 214). " Это роль главная, героическая, она совсем по таланту Станиславского" (из письма к О. Л. Книппер. Там же, стр. 215).

Роль Нила предназначал Станиславскому и сам Горький: " Если Нила будете играть Вы, это будет превосходно. Кроме Вас -- никого не вижу. Судьбинин еще. Но я его не знаю и не могу судить, каков он может явиться в этой роли" (Собр. соч., т. 28, стр. 221).

Роль Нила исполнял С. Н. Судьбинин.

3 Роль Поли играла не М. П. Лилина, а О. П. Алексеева.

4 11 января 1902 г. в первом антракте спектакля " Дядя Ваня" Художественному театру был поднесен портрет Чехова работы Браза с надписью: " Художникам -- врачи. На память о спектакле для врачей, приехавших на VIII Пироговский съезд, 11. I. 1902 г.".

5 Омон Шарль -- владелец московского театра фарсов и кабаре.

 

125*

Подлинники писем к М. Ф. Андреевой хранятся в Музее МХАТ (архив КС) и в Архиве А. М. Горького.

Письмо No 125 печатается по черновому автографу (архив КС). Письмо не окончено. Год и месяц устанавливаются по связи с письмами М. Ф. Андреевой к Станиславскому, хранящимися в Музее МХАТ.

Андреева (Желябужская) Мария Федоровна (1872--1953) -- актриса и общественный деятель. В Художественный театр пришла из Общества искусства и литературы и пробыла в нем с 1898 по 1906 г., с перерывом в один год. С 1904 г.-- член РСДРП(б). После Великой Октябрьской социалистической революции -- один из организаторов Большого драматического театра в Петрограде. С 1931 по 1948 г.-- директор московского Дома ученых.

 

1 М. Ф. Андреева сыграла в МХТ ряд ведущих ролей: Эдду Габлер в одноименной пьесе Ибсена, Раутенделейн в " Потонувшем колоколе" Гауптмана, Леля в " Снегурочке", Порцию в " Венецианском купце", Наташу в " На дне"; играла в пьесах Чехова -- Ирину (" Три сестры"), Варю (" Вишневый сад"), Нину Заречную (" Чайка"); в " Одиноких" Гауптмана она исполняла роль Кетэ.

2 Савва Тимофеевич -- Морозов.

3 Ванновский Петр Семенович (1822--1904) -- генерал, военный министр с 1881 по 1898 г. Во время студенческих волнений 1899 г. возглавлял комиссию по расследованию причин " беспорядков" в высших учебных, заведениях. В 1901 г. был назначен министром просвещения. В " Искре" от 10 марта 1902 г. в статье " Правительственные бесчинства в Москве" говорилось о том, что Ванновский исключил из университета четыреста студентов и отдал их под арест.

4 В 1902 г. происходили студенческие волнения. М. Ф. Андреева не могла посвящать Станиславского в свою партийную нелегальную работу. Оттого ее поступки, связанные со " студенческой историей", казались ему непонятными.

М. Ф. Андреева оказывала помощь арестованным студентам. По ее просьбе С. Т. Морозов закупал меховые куртки для студентов, ссылаемых в Сибирь. (Рукопись статьи С. Щириной " Общественно-политическая деятельность артистов МХТ в дореволюционные годы", предназначенная для " Ежегодника МХТ".)

 

126*

Год устанавливается по репертуару петербургских гастролей МХТ в 1902 г.; месяц -- по связи с письмом к И. К. Алексееву от 25 марта 1902 г.

 

1 четвертая неделя -- в четвертую неделю поста все театральные представления отменялись.

2 Эту генеральную репетицию " Мещан" Станиславский описывает в книге " Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 253--254).

Сипягин Дмитрий Сергеевич (1853--1902) -- министр внутренних дел. По его поручению генеральную репетицию " Мещан" просматривал начальник Главного управления по делам печати кн. Шаховской. Пьеса была допущена к исполнению только в дни абонементов.

3 Баранов Николай Александрович -- ученик школы МХТ, в прошлом певчий из церковного хора -- исполнял в " Мещанах" роль певчего Тетерева. Пробыл в МХТ с 1899 по 1903 г. (см. о нем Собр. соч., т. 1, стр. 252. 254).

 

127*

1 На ужине в честь МХТ присутствовал Горький. Артисты получили в подарок жетоны с надписью " Спасибо за правду".

 

Телеграмма послана после первого представления " Мещан" М. Горького вПетербурге (26 марта 1902 г.).

 

1 О Л. Книппер играла роль Елены.

 

1 Во время гастролей в Петербурге О. Л. Книппер серьезно заболела. Станиславский спешил успокоить Чехова, здоровье которого в это время резко ухудшилось.

 

1 Пьесы посылались обычно пайщикам Художественного театра, имевшим право решающего голоса в выборе репертуара.

Ни одна из перечисленных в письме пьес в Художественном театре не шла. " Записки Пиквикского клуба" Ч. Диккенса были инсценированы Н. А. Венкстерн и поставлены в МХАТ 1 декабря 1934 г.

 

Дата устанавливается по содержанию письма.

 

1 О четвертом акте " Власти тьмы" см. письмо No 37 и прим. к нему.

2 Станиславский имеет в виду Н. А. Румянцева, врача, а затем актера и члена Правления МХТ. С 1902 по 1925 г. Румянцев заведовал административно-финансовой частью театра. В 1925 г. уехал в Америку.

3 Нынешнее здание МХТ строилось в 1902 г., по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля, на месте театра Шарля Омона.

 

132*

Дата получения помечена на письме неизвестным лицом.

 

1 В " Столпах общества" Г. Ибсена Станиславский репетировал и играл роль Карстена Берника.

2 Школа при Художественном театре была открыта в сезоне 1901/902 г.

3 Эти слова могут относиться к В. А. Петровой (в МХТ с 1901 по 1906 г.) или к Н. С. Бутовой (в МХТ с 1900 г. до конца своей жизни -- 1921 г.).

4 Весной 1902 г. из труппы МХТ ушла группа актеров (Мейерхольд, Мунт, Роксанова), недовольных своим положением в театре. Одновременно А. А. Санин перешел в Александрийский театр.

 

133*

Дата устанавливается по репетициям " Власти тьмы", месяц -- по фразе письма: " Через три дня мы кончаем репетиции".

 

1 Художественный театр организовал сбор средств по подписке в помощь погорельцам Воронежской губернии.

2 З. С. Соколова намеревалась поставить в сельском любительском кружке комедию-оперетту Ф. Эрве " Лили" из репертуара Алексеевского кружка и просила прислать театральные костюмы, парики и т. д.

3 Во время работы над спектаклем " Власть тьмы" Станиславский вместе с помощником В. А. Симова художником К. Н. Сапуновым и заведующей костюмами М. П. Григорьевой ездили в Тульскую и Орловскую губернии для изучения деревенского быта.

Станиславский предполагал, что летом в селе Никольском Воронежской губернии он сможет наблюдать " строй каждодневной жизни" крестьян.

4 Эти гастроли не состоялись. Роль Анисьи исполняла Н. С. Бутова, роль Матрены -- А. И. Помялова.

 

Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом.

 

1 Станиславский переписывал режиссерский план пьесы " Власть тьмы".

2 В. Ф. Грибунин исполнял роль Никиты, С. В. Халютина -- Анютки.

3 Стахович А. А. -- см. далее письма к Стаховичу; Толстой С. Л. -- старший сын Л. Н. Толстого.

4 Кума из имения Стаховича -- крестьянка, которая на репетициях " Власти тьмы" была живым образцом для исполнителей пьесы, стремившихся без идеализации и театральной фальши изобразить типы русской деревни (см. Собр. соч., т. 1, стр. 260--261).

5 В 1902 г. спектакли с участием В. Ф. Комиссаржевской шли в московском театре " Аквариум". 4 июня 1902 г. Станиславский смотрел пьесу Г. Зудермана " Бой бабочек", в которой Комиссаржевская исполняла роль Рози.

Станиславский сравнивает Комиссаржевскую с французской актрисой Режан.

6 Станиславский и Немирович-Данченко неоднократно приглашали В. Ф. Комиссаржевскую в труппу Художественного театра.

Летом 1902 г. В. Ф. Комиссаржевская писала Станиславскому: " Я окончательно решила, Константин Сергеевич, уйти с императорской сцены. Прежде всего спешу исполнить данное Вам слово -- сообщить Вам об этом не кончив еще никуда. Не откажите в моей просьбе ответить мне прямо на следующие вопросы: 1) Если бы я пошла к Вам, могу ли я рассчитывать сыграть не менее пяти интересных ролей в сезоне; 2) решено ли у Вас окончательно играть пост в Петербурге (эти два вопроса для меня самые важные). Меньше десяти тысяч я согласиться не могу. Буду в Вашем распоряжении с сентября до страстной недели. Об остальных подробностях я говорить не буду, так как уверена, что сойдемся с Вами на почве нашей любви к делу. Мне не надо Вам говорить, Константин Сергеевич, какой большой и важный шаг я делаю, а потому Вы понимаете, как точно и ясно я должна знать, могу ли я рассчитывать на то, что сейчас представляется необходимым моему артистическому я. С протестом всего моего существа против своей деятельности я жить не могу. Оттого я и ухожу из импер[аторского] театра; поймите же, как важно мне знать, чем я утолю свой нравственный голод" (Музей МХАТ, архив КС).

 

Ответ на письмо А. П. Чехова от 12 июня 1902 г.

 

1 Прочитав потом " Вишневый сад", Станиславский узнал в некоторых действующих лицах пьесы обитателей Любимовки. В Епиходове он нашел сходство с лакеем Егором, в Дуняше узнал горничную Авдотью Назаровну Копылову и т. д.

2 Александр Леонидович -- Вишневский.

 

136*

Датируется по связи с предыдущим письмом.

 

1 О. Л. Книппер исполняла роль Анны Map в пьесе Гауптмана " Одинокие". Старая госпожа Фокерат -- действующее лицо той же пьесы. Занковская -- персонаж из пьесы Немировича-Данченко " В мечтах".

 

137*

Дата получения помечена неизвестным лицом.

 

1 " Настольная книга драматического артиста", о которой идет речь здесь и далее, -- первые наброски будущей " системы" Станиславского.

2 Заза -- действующее лицо в драме П. Бертана и Ш. Симона " Заза".

Дата устанавливается по почтовому штемпелю.

Написано на открытке, изображающей сцену из оперы Р. Вагнера " Летучий голландец" (поставлена в Байрете в дни традиционных вагнеровских торжеств). Рядом с подписью Станиславского подписи композитора С. Рахманинова, его жены Н. Рахманиновой, дирижера и контрабасиста С. Кусевицкого, виолончелистов Р. Эрлиха и И. Штадлера, тромбониста Ив. Липаева, скрипача Большого театра И. Русса, балерины Большого театра Н. Галат и оперной певицы А. Марковой.

139*

1 Александр Леонидович -- Вишневский.

2 Володя -- Владимир Сергеевич Алексеев.

3 Письмо к В. С. Алексееву не сохранилось.

4 Пьесы И. Н. Потапенко в МХТ не ставились.

Ответ на письмо А. П. Чехова от 18 июля 1902 г.

141*

Дата устанавливается по репетициям " Власти тьмы" и по времени пребывания О. Л. Книппер в Ялте после болезни.

 

1 Работы по постройке театра выполнялись под руководством С. Т. Морозова и были осуществлены за несколько месяцев.

2 Чехов мечтал, чтобы в новом помещении Художественного театра была специальная комната для драматургов.

Дата устанавливается по фразе письма: " Вчера ходили по ночлежкам".

 

1 Клавдий Николаевич -- Сапунов (ум. в 1915 г.), художник-декоратор, в МХТ работал в 1902-- 1903 гг. и с 1909 по 1915 г. Станиславский клеил макеты для пьесы Горького " На дне" вместе с Симовым и Сапуновым.

2 " Рассказы Горького разожгли нас, и нам захотелось видеть самую гущу жизни бывших людей. Для этого была устроена экспедиция, в которой участвовали многие артисты театра, игравшие в пьесе, В. И. Немирович-Данченко, художник Симов, я и др. Под предводительством писателя Гиляровского, изучавшего жизнь босяков, был устроен обход Хитрова рынка...

Экскурсия на Хитров рынок лучше, чем всякие беседы о пьесе или ее анализ, разбудила мою фантазию и творческое чувство. Теперь явилась натура, с которой можно лепить, живой материал для творчества людей и образов... Главный же результат экскурсии заключался в том, что она заставила меня почувствовать внутренний смысл пьесы" (Собр. соч., т. 1, стр. 256, 258).

3 Крестьянин Пирожков обычно привозил Алексеевых со станции Тарасовка в имение Любимовку.

 

 

1 1 октября 1902 г. Чехов писал Станиславскому: " Ничего подобного даже не снилось мне, ни о чем подобном я не мог подумать даже в шутку!...О какой-либо перемене отношений к театру, вообще к делу, которое я люблю чуть ли не со дня рождения, не могло быть ни речи, ни мысли" (Полн. собр. соч. и писем, т. XIX, стр. 356).

 

144*

Печатается по подлиннику, хранящемуся в ГЦТМ имени А. А. Бахрушина. Дата устанавливается по фразе письма: " Возможно ли теперь, перед началом сезона и переходом в новый театр...".

Лапицкий (псевдоним -- Михайлов) Иосиф Михайлович (ум. в 1944 г.) -- режиссер оперного театра. В марте 1903 г. Лапицкий пытался поступить в Художественный театр. Для дебюта он выбрал заглавные роли в пьесах " Микаэль Крамер" и " Царь Федор Иоаннович". Дебют был закрытым, в спектаклях Художественного театра Лапицкий не играл. С 1906 по 1908 г.-- режиссер Большого театра. С 1908 по 1911 г. ставил оперные спектакли в Перми, Самаре и т. д. В 1912 г. возглавил петербургский Театр музыкальной драмы. Под влиянием Художественного театра Лапицкий стремился к реалистическому решению оперного спектакля. После Великой Октябрьской социалистической революции работал режиссером в оперных театрах периферии. Заслуженный артист РСФСР.

 

Телеграмма послана в ночь на 19 декабря после премьеры " На дне".

 

1 О. Л. Книппер исполняла роль Насти.

 

Дата устанавливается по второму спектаклю " На дне", состоявшемуся 19 декабря 1902 г.

 

1 Станиславский писал так, имея в виду неудачное исполнение С. Н. Судьбининым роли Нила в " Мещанах".

2 Немирович-Данченко сообщал Чехову 13 декабря 1902 г.: " Для всей пьесы выработали мы тон новый для нашего театра -- бодрый, быстрый, крепкий, не загромождающий пьесу лишними паузами и малоинтересными подробностями. Зато ответственности на актерах больше" (" Избранные письма", стр. 232).

3 С годами, как известно, Станиславский изменил свое отношение к H. E. Эфросу. После премьеры " На дне" Станиславский опасался, что театральные критики, H. E. Эфрос и другие, не оценят спектакля. Что касается H. E. Эфроса, то в корреспонденции " Из Москвы" о спектакле " На дне", напечатанной в журнале " Театр и искусство", No 1 за 1903 г., он заявлял, что лишь по недоразумению считается " в театральной Москве врагом Художественного театра".

В этой статье, высказывая отдельные критические замечания об исполнении роли Насти, H. E. Эфрос писал: " Госпожа Книппер вообще мастерица на характерные фигуры, умеет меняться почти до неузнаваемости. И замысел ее не банален, ясно стремление уйти подальше от дешевой идеализации погибшего создания".

В 1923 г. была издана монография Николая Эфроса: " На дне", пьеса М. Горького в постановке Художественного театра".

 

147*

Дата помечена неизвестным лицом.

 

1 Станиславский имеет в виду театр Омона, на месте которого было выстроено новое (нынешнее) здание МХТ.

2 Николай Александрович -- Попов, в 1902 г. был режиссером театра Василеостровского общества народных развлечений (" Василеостровский театр").

3 Гастроли МХТ в Петербурге состоялись в апреле 1903 г.

1 Станиславский в " Столпах общества" играл роль консула Берника; О. Л. Книппер репетировала и играла роль Лоны.

2 Пьеса Ибсена " Женщина с моря" (" Эллида") несколько раз включалась в репертуар МХТ, но поставлена не была.

3 Гостиница при мужском монастыре в обиходе называлась " Черниговской" (гостиница находилась недалеко от Троице-Сергиевской лавры).

 

150*

1 Суворин добивался, чтобы пьеса " На дне" шла на сцене его театра. К Суворину, его театру и его газете " Новое время" Горький относился резко отрицательно. "...Между мною и Сувориным не может быть никаких соглашений... Пьесу мою театру, в котором ставят " Сон Услады", " Контрабандистов" и прочую мерзость, -- на исключительных условиях -- не дам. Дать так -- все равно что пойти в сотрудники " Нового времени" (" Архив А. М. Горького", т. IV, письма к К. П. Пятницкому, М., Гослитиздат, 1954, стр. 120).

2 Станиславский был неверно информирован. Горький предоставил право постановки " На дне" в Петербурге Александрийскому театру, но императорскому театру запретили играть пьесы Горького.

3 Письмо С. А. Толстой о рассказе Л. Андреева " В тумане" было напечатано в суворинской газете " Новое время" 7 февраля 1903 г.

 

1 Видимо, речь идет о рецензии без подписи в газете " Новости дня" от 25 февраля 1903 г. (H. E. Эфрос был сотрудником газеты " Новости дня").

 

1 " Сегодня Симов поставил написанную заново декорацию для 1-го действия " Дяди Вани". Декорация очаровательная, -- писал Чехову Немирович-Данченко.-- Тот легкий, прозрачный сад поздней осени и та тишина, когда от малейшего ветерка падают отсохшие листья и когда слышно, как сухой листок падает на землю" (" Избранные письма", стр. 241).

 

153*

Дата устанавливается по гастролям МХТ в Петербурге.

 

1 В это время проходили весенние экзамены в школе Художественного театра.

 

1 Гельцер Екатерина Васильевна -- балерина Большого театра; народная артистка РСФСР. Тихомиров Василий Дмитриевич -- артист балета и балетмейстер Большого театра; народный артист РСФСР.

2 По-видимому, у брата, Г. С. Алексеева, и его жены.

 

1 Константин Петрович -- Пятницкий (1864--1938), один из основателей и управляющий издательством " Знание".

2 Тартаков Иоаким Викторович (1860--1923) -- оперный певец (баритон), артист Мариинского театра.

3 Дмитриев (Шенберг Д. А.) -- брат А. А. Санина, играл в Обществе искусства и литературы и в МХТ с 1901 по 1904 г.

4 Давыдов Владимир Николаевич (1849--1925) -- выдающийся русский драматический актер. Народный артист республики.

5 Тихомиров Иоасаф Александрович -- артист МХТ.

 

Год устанавливается по связи с предшествующими письмами.

 

1 Чехов, писавший в это время " Вишневый сад", отвечал Станиславскому: " Пьеса моя не готова, подвигается туговато, что объясняю я и леностью, и чудесной погодой, и трудностью сюжета....Пьесы своей я читать Вам не буду, ибо не умею читать; я только дам Вам прочесть -- конечно, если она будет готова" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 121).

2 Свирель пастуха была введена в финал первого действия " Вишневого сада". Чехов согласился со Станиславским: " Ваш пастух [в Любимовке] играл хорошо. Это именно и нужно" (Полн. собр. соч. и писем, т. XX, стр. 177).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.03 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал