Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дети и время






 

Часы — один из самых популярных Монтессори-материалов в группе. Открытие того, что время состоит из часов, минут и совсем маленьких секунд завораживает, ошеломляет, выводит на тропу, которая есть только начало тайны по имени Время.

 

Сначала это может показаться приговором тайне... Дети живут в своем времени, где, как во сне, за десять минут может произойти событий на целую жизнь. Имя этому миру, где время течет иначе — игра. Как хотелось бы иметь возможность не прерывать игру детей, дать ей пройти все стадии от завязки до кульминации — но как часто мешает безумный бег стрелок, подчиняющий себе нашу взрослую жизнь и заставляющий нас порой вытянуть ребенка из его мира, чтобы спешить по каким-нибудь неотложным делам.

Некоторые видят время в цвете. «Когда два часа, я представляю себе розовый цвет, а когда семь или восемь — синий». Когда-нибудь стрелки станут повелителями всего, но пока время течет почти непрерывным потоком, который лишь иногда меняет цвет или еще какие-то качества. Постепенно начинаешь понимать, что ты тоже меняешься вместе с этим потоком. «Представь, я потом буду баба Катя, а ты — деда Рома». Но пока это вызывает смех и кажется сказкой...

Ленты времени завораживают не меньше, чем часы. Откуда произошло то, что мы видим сейчас вокруг — вопрос, который разжигает любопытство. Но возникает новая тайна — а что станет в будущем, что там, за гранью? Что станет с современными животными и растениями через миллионы лет? А кем потом станет этот седобородый беззубый дедушка? А, может быть, снова младенцем?

Вся острота восприятия времени детьми отражена в книгах Рея Бредбери «Вино из одуванчиков» и «Лето, прощай». Там есть и машина времени, которую мастерит чудаковатый сосед, и история любви девяностолетней леди, которая в молодости была первой красавицей (а значит, до сих пор остается ей) и попытка мальчишек сохранить навеки самые важные моменты лета. А также — иррациональный страх перед стариками, концом лета, увяданием жизни...

Дети чувствуют себя очень растерянными в нашем ускоренном ритме жизни. Они плачут и капризничают в универмагах среди спешащих людей. Они не понимают, почему им надо действовать быстрее. За время надевания одного носка в голове успевает произойти столько приключений. Если нам кажется, что дети слишком медлят, возможно, это мы слишком спешим? Такой вопрос задала себе Рейчел Стэффорд, автор статьи «Когда я перестала торопиться». Вот как она описывает свой опыт: «Как-то во время отпуска мы с дочерью поехали на велосипедах за мороженым. Купив фруктовый лед, моя дочь присела за столик у палатки, восхищенно любуясь ледяной башней, которую держала в руке. Вдруг на ее лице появилось беспокойство: «Я должна спешить, мама?»

Я чуть не заплакала. Возможно, шрамы прошлой торопливой жизни никогда не исчезнут полностью, с грустью подумала я.

И пока мой ребенок смотрел на меня, пытаясь понять, нужно ли ей сейчас торопиться, я поняла, что у меня сейчас есть выбор. Я могла бы сидеть и грустить, думая о том, сколько раз в жизни я подгоняла ее... или я могла бы отпраздновать тот факт, что сегодня я стараюсь делать по-другому».

***

Дети с радостью и увлечением овладевают взрослым временем, они очень скоро начинают понимать, что означает то или иное положение стрелок на часах. Они стремятся постичь законы взрослого времени с энтузиазмом. Что если мы привнесем в свое восприятие времени немного детского?

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал