V Профессиональный
Основная цель этого этапа – полная самостоятельность ребенка в работе, учитель выступает в качестве помощника или консультанта.
Ожидаемый результат:
К концу пятого года обучения дети должны уметь:
- изображать основную форму и строение предмета, спаянность частей предмета в единое целое, обращать внимание на силуэтную выразительность, пластичность формы;
- уметь высветлять и затемнять хроматические цвета с помощью белого и черного цветов;
- уметь покрывать цветом большие поверхности, перекрывать один цвет другим при детализации;
- уметь различать и передавать в рисунках локальный цвет предметов;
- видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
- анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
- пользоваться перспективой, светотенью, композицией и т.д. в процессе рисования с натуры и на темы;
- передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте;
- применять в рисунках выразительные средства (эффекты, освещение, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности;
- при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
- с помощью рисунков целенаправленно изучать форму, пространственное положение объектов, важные и интересные события окружающей жизни;
- сопоставлять двух героев литературного произведения, используя средства художественной выразительности: контрасты светлого и темного, большого и маленького, динамичного и неподвижного, теплого и холодного;
- в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воплощения замысла;
- самостоятельно применять художественно выразительные средства (линия, колорит, светотень, законы композиции и т.д.), наиболее подходящие для выполнения замысла;
- самостоятельно использовать различные изобразительные и технические приемы лепки;
- проявлять творческую инициативу в отборе темы для лепки.
Система контроля:
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо
подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один раз в полугодие, итоговые выставки, контрольные задания, тематические и персональные выставки, конкурсы и соревнования, которые также способствуют поддержанию интереса к работе, направляют учащихся к достижению более высоких вершин творчества, нацеливают детей на достижение положительного результата.
Учебный план на 5 лет
№
п/п
| Раздел программы
| Количество часов
| 1 год
| 2год
| 3год
| 4год
| 5год
|
| Вводное занятие
|
|
|
|
|
|
| Рисование
|
|
|
|
|
|
| Лепка
|
|
|
|
|
|
| Аппликация
|
|
|
|
|
|
| Иллюстрирование литературных произведений
|
|
|
|
|
|
| Устное народное творчество и литература в изобразительном искусстве
|
|
|
|
|
|
| Историческое прошлое нашей Родины в изобразительном искусстве
|
|
|
|
|
|
| Край в котором ты живешь
|
|
|
|
|
|
| Наша Родина
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
Учебно-тематический план на 1й год обучения.
№
п/п
|
Название тем
|
Всего часов
| В том числе
| Теория
| Практика
| I
| Вводное занятие
|
|
| -
| II
| Рисование
|
|
|
| 2.1
| Рисование «Как я провел лето»
|
|
|
| 2.2
| Рисование «Радуга на полу»
|
|
|
| 2.3
| Рисование «Лоскутные чудеса»
|
|
|
| 2.4
| Рисование «Цветные ниточки»
|
|
|
| 2.5
| Рисование «Щетки»
|
|
|
| 2.6
| Рисование «Что можно сделать из квадрата»
|
|
|
| 2.7
| Рисование «Осеннее убранство природы»
|
|
|
| 2.8
| Рисование «Колесо и светофор»
|
|
|
| 2.9
| Рисование «Осенние листочки в буклете»
|
|
|
| 2.10
| Рисование «Консервируем фрукты»
|
|
|
| 2.11
| Рисование дерева
|
|
|
| 2.12
| Элементы дымковской игрушки
|
|
|
| 2.13
| «Учимся рисовать гжель»
|
|
|
| 2.14
| Рисование «Цветы в вазе»
|
|
|
| 2.15
| Рисование «Коробка с кубиками»
|
|
|
| 2.16
| Рисование «Трава для зайчат»
|
|
|
| 2.17
| Рисование «Трава и кусты»
|
|
|
| 2.18
| Рисование «Пирамидка»
|
|
|
| 2.19
| Рисование «Осень – ненастье»
|
|
|
| 2.20
| Рисование «Осенние зонтики»
|
|
|
| 2.21
| Рисование «Шарики в коробке»
|
|
|
| 2.22
| Рисование «Королева кисточка рассказывает»
|
|
|
| 2.23
| Рисование «Королева кисточка показывает»
|
|
|
| 2.24
| Рисование «Волшебный круг»
|
|
|
| 2.25
| Рисование «Волшебный квадрат»
|
|
|
| 2.26
| Рисование «Волшебный треугольник»
|
|
|
| 2.27
| Рисование «Волшебный прямоугольник»
|
|
|
| 2.28
| Рисование «Волшебный овал»
|
|
|
| 2.29
| Рисование «Эти волшебные формы»
|
|
|
| 2.30
| Рисование «Солнечная поляна»
|
|
|
| III
| Лепка
|
|
|
| 3.1
| Лепка «Пищащий комочек»
|
|
|
| 3.2
| Лепка «Колбаски на тарелочках»
|
|
|
| 3.3
| Лепка «Бревенчатый домик станция»
|
|
|
| 3.4
| Лепка «Угощение для дня рождения»
|
|
|
| 3.5
| Лепка «Колобок»
|
|
|
| 3.6
| Лепка «Черепаха»
|
|
|
| 3.7
| Лепка «Улитка»
|
|
|
| 3.8
| Лепка «Баранки и халы»
|
|
|
| 3.9
| Лепка «Снеговик»
|
|
|
| 3.10
| Лепка «Вишня в корзинке»
|
|
|
| 3.11
| Лепка «Транспорта»
|
|
|
| 3.12
| Лепка «Яблоки и груши»
|
|
|
| 3.13
| Лепка «Птички и кормушка»
|
|
|
| 3.14
| Лепка «Ёжики»
|
|
|
| IV
| Аппликация
|
|
|
| 4.1
| Аппликация «Дорожки»
|
|
|
| 4.2
| Аппликация «Коврики из полосок»
|
|
|
| 4.3
| Аппликация «Аппликация из гофрированной бумаги»
|
|
|
| 4.4
| Аппликация «Веселая елочка»
|
|
|
| 4.5
| Аппликация «Вагончики»
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
Учебно-тематический план на 2-го года обучения.
№
п/п
|
Название тем
|
Всего часов
| В том числе
| Теория
| Практика
| I
| Вводное занятие
|
|
| -
| II
| Рисование
|
|
|
| 2.1
| Рисование «Как я провел лето»
|
|
|
| 2.2
| Рисование «Осеннее убранство природы»
|
|
|
| 2.3
| Рисование «Осенние листочки в букете»
|
|
|
| 2.4
| Рисование «Зарисовка с натуры листьев деревьев»
|
|
|
| 2.5
| Рисование дерева
|
|
|
| 2.6
| Рисование «Элементы дымковской игрушки»
|
|
|
| 2.7
| Рисование «Учимся рисовать гжель»
|
|
|
| 2.8
| Рисование «Аквариумных рыбок»
|
|
|
| 2.9
| Рисование «Волшебный карандаш»
|
|
|
| 2.10
| Рисование «Эти волшебные формы»
|
|
|
| 2.11
| Рисование «Солнечная поляна»
|
|
|
| 2.12
| Рисование «Зимний лес»
|
|
|
| 2.13
| Рисование «Лаковая миниатюра»
|
|
|
| 2.14
| Рисование «Волшебные цветы»
|
|
|
| 2.15
| Рисование «Тележка для ежика»
|
|
|
| 2.16
| Рисование «Знакомство с хохломской росписью»
|
|
|
| 2.17
| Рисование «Хохломская веточка»
|
|
|
| 2.18
| Рисование «Знакомство с городецкой росписью»
|
|
|
| 2.19
| Рисование «Весенних деревьев»
|
|
|
| 2.20
| Рисование «Знакомство с жостовской росписью»
|
|
|
| 2.21
| Рисование «Весенний пейзаж»
|
|
|
| 2.22
| Рисование «Веточка сирени»
|
|
|
| 2.23
| Рисование «Капли весеннего дождя»
|
|
|
| 2.24
| Рисование «Весенняя поляна»
|
|
|
| III
| Лепка
|
|
|
| 3.1
| Лепка «Моя любимая игрушка»
|
|
|
| 3.2
| Лепка «Золотая рыбка»
|
|
|
| 3.3
| Лепка «Колобок»
|
|
|
| 3.4
| Лепка «Заяц»
|
|
|
| 3.5
| Лепка «Белка»
|
|
|
| 3.6
| Лепка «Лиса»
|
|
|
| 3.7
| Лепка «Петушок»
|
|
|
| IV
| Аппликация
|
|
|
| 4.1
| Аппликация «Укрась шарфик узором»
|
|
|
| V
| Иллюстрирование литературных произведений
|
|
|
| 5.1
| Эскиз сказки «Колобок»
|
|
|
| 5.2
| Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
Учебно-тематический план на 3-го года обучения.
№
п/п
|
Название тем
|
Всего часов
| В том числе
| Теория
| Практика
| I
| Вводное занятие
|
|
| -
| II
| Рисование
|
|
|
| 2.1
| Рисование «Как я провел лето»
|
|
|
| 2.2
| Рисование «Осеннее убранство природы»
|
|
|
| 2.3
| Рисование «Осенние листочки в букете»
|
|
|
| 2.4
| Рисование «Зарисовка с натуры листьев деревьев»
|
|
|
| 2.5
| Рисование березы
|
|
|
| 2.6
| Рисование яблони
|
|
|
| 2.7
| Рисование «Веточка сирени»
|
|
|
| 2.8
| Рисование «Элементы дымковской игрушки»
|
|
|
| 2.9
| Рисование «Дымковского козлика»
|
|
|
| 2.10
| Рисование «Голубая сказка гжели»
|
|
|
| 2.11
| Рисование «Элементы гжельской росписи в круге»
|
|
|
| 2.12
| Рисование «Элементы гжельской росписи в полосе»
|
|
|
| 2.13
| Рисование «Осень - ненастья»
|
|
|
| 2.14
| Рисование «Аквариумных рыбок»
|
|
|
| 2.15
| Рисование «Зимний лес»
|
|
|
| 2.16
| Рисование «Транспорта»
|
|
|
| 2.17
| Рисование «Лесных зверей»
|
|
|
| 2.18
| Рисование «Домашних зверей»
|
|
|
| 2.19
| Рисование «Весенний букет»
|
|
|
| 2.20
| Рисование «Экзотической птички»
|
|
|
| 2.21
| Рисование «Элементов хохломской росписи»
|
|
|
| 2.22
| Рисование «Хохломской веточки»
|
|
|
| 2.23
| Рисование «Хохломского узора на деревянной ложке»
|
|
|
| 2.24
| Рисование «Жостовская роспись»
|
|
|
| III
| Лепка
|
|
|
| 3.1
| Лепка «Моя любимая игрушка»
|
|
|
| 3.2
| Лепка «Уточка с утятами»
|
|
|
| 3.3
| Лепка «Дымковской игрушки»»
|
|
|
| 3.4
| Лепка «Дымковского козлика»
|
|
|
| IV
| Аппликация
|
|
|
| 4.1
| Аппликация «Подарок маме»
|
|
|
| V
| Устное народное творчество и литература в изобразительном искусстве
|
|
|
| 5.1
| «Мы рисуем отгадки к народным загадкам»
|
|
|
| 5.2
| Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина
|
|
|
| 5.3
| Иллюстрирование русской народной сказки «Царевна -лягушка»
|
|
|
| 5.4
| Иллюстрирование русской народной сказки «Аленький цветочек»
|
|
|
| VI
| Историческое прошлое нашей Родины в изобразительном искусстве
|
|
|
| 6.1
| Рисование с натуры геометрических тел (конуса, пирамиды)
|
|
|
| 6.2
| Рисование «Старинный терем»
|
|
|
| 6.3
| Рисование «Что хранит ваша бабушка»
|
|
|
| 6.4
| Рисование «Русские богатыри»
|
|
|
| VII
| Край, в котором ты живешь
|
|
|
| 7.1
| Рисование «Красота родной природы»
|
|
|
| 7.2
| Рисование «Памятники природы и культуры родного края»
|
|
|
| 7.3
| Пейзаж родного края
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
Учебно-тематический план на 4-го года обучения.
№
п/п
|
Название тем
|
Всего часов
| В том числе
| Теория
| Практика
| I
| Вводное занятие
|
|
| -
| II
| Рисование
|
|
|
| 2.1
| Рисование «Как я провел лето»
|
|
|
| 2.2
| Рисование «Осеннее убранство природы»
|
|
|
| 2.3
| Рисование «Осенние листочки в букете»
|
|
|
| 2.4
| Рисование «Зарисовка с натуры листьев деревьев»
|
|
|
| 2.5
| Рисование «Элементы дымковской игрушки»
|
|
|
| 2.6
| Рисование «Многоцветье дымки»
|
|
|
| 2.7
| Рисование «Наряд няни»
|
|
|
| 2.8
| Рисование «Наряд барышни»
|
|
|
| 2.9
| Рисование «Барышня - щеголиха»
|
|
|
| 2.10
| Рисование «Голубая сказка гжели»
|
|
|
| 2.11
| Рисование «Гжельские узоры на посуде»
|
|
|
| 2.12
| Рисование «Аквариумных рыбок»
|
|
|
| 2.13
| Рисование «Морской подводный мир»
|
|
|
| 2.14
| Рисование «Речной подводный мир»
|
|
|
| 2.15
| Рисование «Лесных зверей»
|
|
|
| 2.16
| Рисование «Белка»
|
|
|
| 2.17
| Рисование «Ежик»
|
|
|
| 2.18
| Рисование «Медведь»
|
|
|
| 2.19
| Рисование «Веселый зайчик»
|
|
|
| 2.20
| Рисование «Лиса»
|
|
|
| 2.21
| Рисование «Моя любимая кошка»
|
|
|
| 2.22
| Рисование «Моя любимая собака»
|
|
|
| 2.23
| Рисование «Лошадка»
|
|
|
| 2.24
| Рисование «Птиц»
|
|
|
| 2.25
| Рисование «Ворон и ворона»
|
|
|
| 2.26
| Рисование «Дятел»
|
|
|
| 2.27
| Рисование «Воробей»
|
|
|
| 2.28
| Рисование «Экзотической птицы»
|
|
|
| 2.29
| Рисование «Элементов городецкой росписи»
|
|
|
| 2.30
| Рисование «Городецкой росписи»
|
|
|
| 2.31
| Рисование «Веточка городецкой росписи»
|
|
|
| 2.32
| Рисование «Городецкой росписи на кувшине»
|
|
|
| 2.33
| Рисование «Городецкие мотивы»
|
|
|
| 2.34
| Рисование «Городецкий узор на деревянной ложке»
|
|
|
| 2.35
| Рисование «Разделочная доска»
|
|
|
| 2.36
| Рисование «Городецкая тарелочка»
|
|
|
| 2.37
| Рисование «Элементы хохломской росписью»
|
|
|
| 2.38
| Рисование «Веточка хохломской росписи»
|
|
|
| 2.39
| Рисование «Хохломская роспись в круге»
|
|
|
| 2.40
| Рисование «Золотые узоры»
|
|
|
| 2.41
| Рисование «Хохломской узор на кувшине»
|
|
|
| 2.42
| Рисование «Хохломской узор на деревянной ложке»
|
|
|
| 2.43
| Рисование насекомых
|
|
|
| 2.44
| Рисование «Попрыгунья стрекоза»
|
|
|
| 2.45
| Рисование «Божья коровка»
|
|
|
| 2.46
| Нетрадиционные методы рисования
|
|
|
| 2.47
| Рисование «Волшебный рисунок»
|
|
|
| III
| Лепка
|
|
|
| 3.1
| Лепка «Моя любимая игрушка»
|
|
|
| 3.2
| Лепка «Дымковской игрушки»
|
|
|
| 3.3
| Лепка «Филимоновской игрушки»»
|
|
|
| IV
| Аппликация
|
|
|
| 4.1
| Аппликация «Укрась шарфик узором»
|
|
|
| 4.2
| Аппликация «Коврик»
|
|
|
| V
| Устное народное творчество и литература в изобразительном искусстве
|
|
|
| 5.1
| Иллюстрирование сказок А.С. Пушкина
|
|
|
| 5.2
| Иллюстрирование русской народной сказки «Конек -Горбунок»
|
|
|
| VI
| Историческое прошлое нашей Родины в изобразительном искусстве
|
|
|
| 6.1
| Рисование «Русский быт»
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
Учебно-тематический план на 5-го года обучения.
№
п/п
|
Название тем
|
Всего часов
| В том числе
| Теория
| Практика
| I
| Вводное занятие
|
|
| -
| II
| Рисование
|
|
|
| 2.1
| Рисование «Как я провел лето»
|
|
|
| 2.2
| Рисование «Осеннее убранство природы»
|
|
|
| 2.3
| Рисование «Осенние листочки в букете»
|
|
|
| 2.4
| Рисование «Зарисовка с натуры листьев деревьев»
|
|
|
| 2.5
| Рисование деревьев
|
|
|
| 2.6
| Рисование «Элементы дымковской игрушки»
|
|
|
| 2.7
| Рисование «Многоцветье дымки»
|
|
|
| 2.8
| Рисование «Голубая сказка гжели»
|
|
|
| 2.9
| Рисование «Гжельская роспись в круге»
|
|
|
| 2.10
| Рисование «Гжельская роспись на кувшине»
|
|
|
| 2.11
| Рисование «Зимние бабочки»
|
|
|
| 2.12
| Рисование «Гжельская тарелочка»
|
|
|
| 2.13
| Рисование «Разделочная доска»
|
|
|
| 2.14
| Рисование «Элементы городецкой росписи»
|
|
|
| 2.15
| Рисование «Городецкая роспись»
|
|
|
| 2.16
| Рисование «Веточка городецкая роспись»
|
|
|
| 2.17
| Рисование «Городецкая роспись на кувшине»
|
|
|
| 2.18
| Рисование «Городецкие мотивы»
|
|
|
| 2.19
| Рисование «Городецкий узор на деревянной ложке»
|
|
|
| 2.20
| Рисование «Разделочная доска»
|
|
|
| 2.21
| Рисование «Элементы хохломской росписи»
|
|
|
| 2.22
| Рисование «Веточка хохломской росписи»»
|
|
|
| 2.23
| Рисование «Хохломская роспись в круге»
|
|
|
| 2.24
| Рисование «Золотые узоры»
|
|
|
| 2.25
| Рисование «Хохломской узор на деревянной ложке»
|
|
|
| 2.26
| Рисование «Лаковая миниатюра»
|
|
|
| 2.27
| Рисование «Моя будущая профессия»
|
|
|
| 2.28
| Рисование «Мы юные краеведы»
|
|
|
| 2.29
| Рисование «Зарубежный друг»
|
|
|
| 2.30
| Рисование «Молодежь планеты в борьбе за мир»
|
|
|
| 2.31
| Рисование «Мы охраняем памятники нашей Родины»
|
|
|
| 2.32
| Рисование «Детская площадка»
|
|
|
| 2.33
| Рисование «Пейзаж родного края»
|
|
|
| 2.34
| Рисование «Вид из окна»
|
|
|
| 2.35
| Рисование «Натюрморт»
|
|
|
| III
| Лепка
|
|
|
| 3.1
| Лепка «Дымковской игрушки»
|
|
|
| 3.2
| Лепка «Филимоновской игрушки»»
|
|
|
| 3.3
| Лепка «Каргопольской игрушки»
|
|
|
| 3.4
| Лепка «Растительный барельеф»
|
|
|
| 3.5
| Лепка «Сказочный барельеф»
|
|
|
| IV
| Аппликация
|
|
|
| 4.1
| Аппликация «Цветы в вазе»
|
|
|
| 4.2
| Аппликация из гофрированной бумаги
|
|
|
| V
| Наша родина
|
|
|
| 5.1
| Рисование «Детская площадка»
|
|
|
| 5.2
| Рисование «Город будущего»
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
Содержание программы первого года обучения.
|