Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Добровольный отказ






И, наконец, эти законы носят добровольный характер в том смысле, что каждый может творить и изобретать вне рамок договора о собственности. Множество творческих людей вообще не заходят в рыночное пространство и не подписывают контрактов. Они добровольно самоустраняются. Они не требуют соблюдения своих прав. Некоторые признают, что их произведение имеет небольшую или нулевую экономическую ценность, и попросить деньги значило бы убить его в зародыше. Другая группа людей, работа которых имеет цену, отказывается от финансовых выгод по моральным соображениям. Некоторые разработчики программного обеспечения настроены против авторского права, по этой причине большинство Интернет-протоколов не защищены авторским правом или патентом. Чуть позже в этой главе я вернусь к этому отрицанию, поскольку у него есть важные последствия. А некоторые просто совершают ошибку, как те музыкальные компании, полагавшие, что авторские права на песни «Биттлз» гроша ломаного не стоят, или как компания Xerox, решившая не патентовать свой графический пользовательский интерфейс (GUI), не видя в этом никакого толку, и тем самым позволив компаниям Apple и Microsoft копировать его бесплатно и заработать на этом существенную прибыль.

 

В следующем разделе подробно обсуждаются четыре основных типа интеллектуальной собственности. Автор или изобретатель сами не могут выбрать тот или иной. Продукт определяет категорию. Книга относится к закону об авторском праве, производственный процесс – к области патентного права, а индивидуальное имя – к закону о торговой марке. Некоторые продукты попадают более чем в одну категорию. Письменное описание научной идеи может быть признано литературным произведением, и попасть под защиту авторского права, так же идея может (или не может) быть защищена патентом. Точно так же и кинофильм, являясь предметом авторского права, включает в себя множество других произведений и соответствующих прав. Почти наверняка там будет музыка, и права на музыку будут включать авторское право, право на исполнение и права на запись. Последние, между прочим, называются “механическими” правами. Вот так все сложно.

Эндрю Вайли не единственный человек, кто хотел бы выбрать тот или иной вид права. Многие авторы хотят перейти от слабой формы авторского права к формам, эффективно закрепляющим собственность – торговой марке и патенту. Общество одобрило различные связки моральных и экономических прав для художественного выражения и промышленной инновации. Поскольку художественное выражение становится более промышленным, отделить права становится все труднее. В конце 1990-ых один художник в Лондоне разрезал напополам овцу. Результат этого художественного акта подпадал под действие авторского права. Ученые в Шотландии клонировали овцу. Они получили патент на свой метод. Если бы Дэмиан Херст был таким же решительным или дальновидным в вопросах юридических как и в эстетических, он бы подал патентную заявку на свою половину овцы. Получилось бы патентованное искусство.

 

Патенты

Патенты представляют четкий пример того, что интеллектуальная собственность - это собственность. Патенты не просто являются собственностью, они являются монопольной собственностью, и сделано это намеренно. Прекрасные и убедительные слова Джефферсона о невозможности обладания идей не помешали ему стать одним из трех людей, организовавших первое патентное бюро в Америке. В это время он занимал пост государственного секретаря, а его компаньонами были Генри Нокс, военный министр, и Эдмунд Рэндолф, генеральный прокурор, и статус этих людей подчеркивает серьезность, с которой новое правительство относилось к данному делу.

Патенты демонстрируют интерес правительств и отраслей промышленности к приватизации творческих продуктов. Под приватизацией я имею в виду процесс распространения прав частной собственности на творческие продукты, и особенно на те, которые ранее вообще не рассматривались как частная собственность, или лишь до определенной степени. Этот процесс начинался в XVв., медленно и бессистемно набирал силу в последующие столетия, пока в конце XX в. не стал основной парадигмой в наших отношениях к новым идеям и изобретениям. За последние несколько десятилетий большее количество креативных людей обращают значительное внимание на денежную ценность результатов своего труда. Многие компании, и не подозревавшие об интеллектуальной собственности, начали оценивать ее очень высоко. Существует и мировая тенденция к расширению прав частной собственности на то, что раньше расценивалось как часть общего достояния (например, генетический материал). Хотя изобретатели зачастую жалуются на трудность получения патента, с каждым днем сделать это становится все легче. В течение первого года Джефферсон и его коллеги выдали три патента. Сейчас Американское бюро регистрации патентов и торговых марок выдает по три патента каждые двадцать минут в течение рабочей недели. Западные правительства поощряют патентные бюро к выдаче максимально возможного количества патентов, чтобы поддержать свою конкурентоспособность на международном уровне. Международные таблицы с показателями производства сельскохозяйственной продукции или с протяженностью железных дорог заменили списки новых патентов.

Из всех четырех доказательств в защиту интеллектуальной собственности аргументы в пользу патентного права основаны, главным образом, на новизне, вознаграждении и раскрытии информации. Широко распространено предположение, что вероятность получения патента стимулирует людей тратить свое время и деньги на исследования и разработки в поисках технологической инновации. Американцы и британцы ясно обозначают эту связь в инструкциях, разработанных для патентных бюро. Японское правительство представило в 1998 году новую патентную систему со следующим обоснованием: “Япония находится в отчаянном положении, но новая патентная система обеспечит людям защиту и важные стимулы к изобретению нового, и таким образом, подтолкнет к множеству новых технических достижений”. Было подчеркнуто, что “за сорок пять лет, с 1947 года по 1992 год, продолжительность жизни в Японии выросла на двадцать лет, и приблизительно половина этого роста произошла благодаря недавно разработанным лекарствам, которые появились только потому, что фармацевтические препараты защищены патентами”. Компании, занимающиеся исследованиями и разработками, в целом согласились бы с этим утверждением, хотя и рыночная конкуренция является таким же по силе фактором влияния. Фактор раскрытия, обнародования, хотя часто ему отводится незначительная роль, является также существенным, поскольку от обладателя патента требуется опубликовать секреты своего ремесла, и таким образом открыть возможности для дальнейшего изобретательства и усовершенствования их другими.

Патент имеет дело с тем, как работают вещи, что делается и как это делается. Он защищает идею и ее реализацию или “воплощение” в некоем устройстве. Каждый, кто пожелает получить патент, должен подать подробную заявку, которая будет проверена на соответствие трем параметрам: новизна, неочевидность (или изобретательность) и полезность, измеряемая технической эффективностью. Патент обычно выдается первому из тех, кто подал заявку (при соответствии всем трем параметрам), а не первому из тех, кто изобрел (если только ранее изобретение не было опубликовано, и таким образом, было создан “прототип”). Патент не обязывает своего обладателя предпринимать еще какие-либо действия, он попросту препятствует тому, чтобы кто-то еще делал тоже самое. После получения вознаграждения, регулярные выплаты делаются максимум в течение двадцати лет, по истечении которых изобретение становится общественным достоянием.

 

Слово “патент” происходит от латинского слова “открытый”, словосочетание “патентная грамота” обозначает то, что документы могли быть открыты и проверены - это и было традиционным способом награждать привилегией. Первый зарегистрированный патент был выдан муниципалитетом Флоренции в 1421 году на изготовление стекла, и далее в начале XV в. патенты стали распространяться по всем северным итальянским государствам. Они были материальной, доказуемой частью собственности, и ценным деловым активом. В 1460-ых, когда Иоганн фон Шпейер пересек Альпы и привез один из новых немецких печатных прессов в Венецию, он запросил “патентную грамоту” для защиты своего бизнеса. Иначе местные жители, возможно, построили бы такой же пресс и составили ему конкуренцию. Муниципалитет согласился и выдал ему патент на печатание книг в городе в течение пяти лет. Писатели такой защиты не имели, тогда об авторском праве еще не думали.

 

 

Несколько лет спустя, когда Уильям Кэкстон, другой успешный европейский торговец, привез печатный пресс в Лондон, он обустроил цех в окрестностях Вестминстерского аббатства с целью добиться патронажа Церкви и увеличить шансы на то, что Эдвард IV пожалует ему подобную монополию. И Кэкстон, и король остались довольны сделкой. В течение последующих нескольких столетий монархи и гильдии использовали патенты в качестве источников дохода, а также как средство политической и религиозной цензуры. В Англии, Франции и других странах в течение длительного времени патенты также были средством сдерживания иностранных конкурентов.

Постепенно, по мере развития торговли и коммерции, изобретатели добились права на такие патенты, которые более определенно защищали их деловые интересы, независимо от королевской прихоти. Современное патентное право берет свое начало в британском Уставе Монополий 1624 года, который ограничил выдачу монопольного патента на новые изобретения, “нового способа изготовления”. Больше правители и политики не могли выдавать патенты только, чтобы удовлетворить потребности внутри страны. Еще меньше возможностей стало делать это на постоянной основе, позволяя получателям передавать права своим наследникам. Это положило начало договору о собственности.

 

Однако, определение того, что представляет собой изобретение, было туманным, процедуры его регистрации были неофициальными и неясными, и как результат - воздействие патентования на развитие науки и производства, даже во времена промышленной революции, было меньше, чем могло бы быть. У. Р. Корниш из Кембриджского университета подчеркивает, что, несмотря на утверждение о том, что сильные идеи, защищенные патентом, поощряют инновации, промышленная революция не может служить тому доказательством. Лишь в конце XIXв. в большинстве стран начали учреждать патентные бюро и вводить системные правила регистрации патентов, предусматривающих надлежащий поиск с целью убедиться, не существовало ли изобретение ранее. Корниш, пересчитав данные комитета Л. Фрая 1901 года утверждает, что 40% или более британских патентов были выданы на изобретения, уже упомянутые в более ранних заявках и, по этой причине, они были недействительны. Первое британское патентное бюро начало свою деятельность в 1883 году, и система единственной проверки заявлений на “новизну” была дополнена сегодняшними проверками на наличие “изобретательского шага” и “технического эффекта”, или практичности.

 

В США понятие интеллектуальной собственности включено в Конституцию необычным способом. Первая система регистрации там была создана в 1790 году, официальная система проверки - в 1836 году. В Японии впервые законопроект о патентах был принят в 1885 году, в самом начале периода Мэйдзи, во время модернизации страны и еще до того, как была одобрена новая конституция, настолько важным представлялось это в тот момент. Один из американцев, помогавших Японии реформировать образовательную систему, сказал как-то своему переводчику, что американцы большую ценность придают оригинальным исследованиям, выдаче новых патентов и регистрации новых торговых марок, а Япония является нацией копировальщиков. Переводчик Корекио Такахаши вспоминал, что у него не было “ни малейшего представления о том, что это такое”, но он твердо решил это выяснить. Он создал патентное бюро, стал его первым управляющим, позже стал премьер-министром и сыграл решающую роль, стимулируя компании регистрировать и защищать свою интеллектуальную собственность.

 

С тех пор большинство стран учредили свои патентные бюро или присоединились к международным соглашениям, во многих странах для выдачи патентов применяются одинаковые процедуры проверки. Самые загруженные офисы расположены в странах с большими затратами на исследования и разработки и с самыми большими потребительскими рынками - это Американское бюро регистрации патентов и торговых марок, за ним следуют Патентное бюро Японии и находящееся в Мюнхене Европейское патентное бюро. (В главе 3 я дам дополнительную информацию об этих офисах).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал