Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диспозитивные нормы__
____________________________________________________________________________________________________________________________________ Задание 5. Определите функцию ударения в данных парах слов. атл А с и А тлас __________________________________________________ О браза (Р.п. ед. числа сущ образ) и образ А (И.п. мн.числа)_______________ О зера и оз Ё ра ___________________________________________________ с О ли (Р.п. сущ. соль) и сол И (пов. накл. глаг.солить) ____________________ вод Ы и в О ды______________________________________________________ брон И ровать и брониров А ть ________________________________________ г О рода и город А __________________________________________________ И рис – ир И с ______________________________________________________ м О ря и мор Я ____________________________________________________ сел А (Р.п. ед. числа сущ. село) и с Е ла (от глаг. сесть) ____________________ Задание 6. Определите причины отклонения от литературной нормы в данных примерах. 1. По телевизору рекламировали новую шампунь.______________________ 2. Последний раз я платила за переговоры в марту месяцу.______________ 3. Знает кошка, чью мясу съела._____________________________________ 4. Дайте мне, пожалуйста, один кофе и одна булка.____________________ 5. Рядом с нашим домом строится новый магАзин.____________________ 6. На все у меня времени не хватат._________________________________ 7. У меня на кухне висит кружевная тюль.____________________________ 8. Я скажу тебе один умный вещь.___________________________________ Задание 7. Зачеркните слова с неправильным ударением. алфАвит – алфавИт, арАхис – арахИс, катАлог – кталОг, квАртал – квартАл, сАжень – сажЕнь, слИвовый – сливОвый, снАдобье – снадОбье, укрАинец – украИнец, дОговор – договОр, дОбыча – добЫча, диспАнсер – диспансЕр, дОсуг – досУг, докУмент – докумЕнт, жАлюзи – жалюзИ, Искра – искрА, фенОмен – феномЕн, щАвель – щавЕль, Эксперт – экспЕрт, ворожЕя – ворожеЯ, обеспЕчение – обеспечЕние, Оптовый – оптОвый.
Задание 8. Определите, в каких словах произносится ('Э), а в каких – ('О). Неправильный вариант зачеркните. В каких словах возможны оба варианта? Подчеркните их и запомните. Опека – опёка, афера – афёра, маневры – манёвры, пещера – пещёра, свекла - свёкла, недоуменный – недоумённый, нареченный – наречённый, белесый – белёсый, блеклый – блёклый, издевка – издёвка, желчь – жёлчь, береста – берёста, истекший – истёкший, издалека – издалёка, новорожденный – новорождённый, блеф - блёф. Задание 9. По орфоэпическому словарю проверьте произношение согласных перед Е в данных словах. В чем особенность? Запомните эти слова! Дезодорант, бизнесмен, лорнет, лотерея, маузер, маренго, менеджмент, новелла, сенбернар, сенсорный, сентенция, сессия, терапевт, стратегия, рейс.
Задание 10. Подчеркните сочетания, в которых на месте ЧН невозможно фонетическое «ШН». Скучный день, вкусная яичница, старая перечница, удобный очечник, молочная кислота, круглый двоечник, сердечная мышца, сердечный друг, круглый отличник, коричневый цвет, устроить девичник, хорошая булочная, двуручная сумка, полуночница.
Задание 11. Найдите слово, в котором написание и произношение согласных полностью совпадает. Праздник, лестница, сверстник, астма, солнце, лестный, страстный, честный, крестный, поздний, прелестница, костный. Самостоятельная работа
Задание 1. Проверим грамотность! Найдите слова, написанные без ошибок. Исправьте ошибки, допущенные в остальных словах. Скурпулезный, друшлаг, без брелка, с брелоком, перетурбация, явства, светопредставление, времяпрепровождение, летосчисление, перспектива, полисемия, ретроспектива, альтернатива, прерогатива, полиартрит, полифония, инциндент, интендант, прецендент, претендент, дикообраз, дермантин, беспрецендентный, мебелировка, межгородний, брудершафт, ланшафт, прелесница, леймотив.
Задание 2. Расставьте ударения в данных словах. Проверьте правильность постановки ударения по орфоэпическому словарю. Выпишите в правую колонку слова, имеющие равноправные акцентологические варианты, запомните их…
Задание 3. Следующие заимствованные слова распределите в две колонки. В случае затруднения обратитесь к орфоэпическому словарю. Можно отметить знаками + или – в соответствующих колонках.
Поработаем со словами! Соотнесите слова с соответствующими им значениями
|