Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Источники права.






Особенность мусульманского права состоит в том, что его нормы были исключительно тесно переплетены с религиозными и этическими предписаниями. Мусульманское право – это единство положений правового, религиозного и морального характера. Этико-религиозные начала мусульманского права составляли образ жизни народа и определили своеобразие особой цивилизации. Основными источниками мусульманского права являлись Коран и Сунна. Коран – это книга, в которой записаны изречения Мухаммеда. По мнению мусульман догматиков считается, что Коран храниться на небе, а на земле люди пользуются его копией, состоящей из 114 глав и 6225 стихов. Они не представляли собой композиционного единства, то есть Коран – это конгломерат догматических, ритуальных и юридических предписаний. Собственно правовые нормы делятся на 2 категории:

1. Нормы, которые содержат ясные указания на решение каких либо судебных дел (около 100 стихов).

2. Нормы, в которых имеются лишь косвенные заключения по какому либо виду правоотношений (около 150 стихов).

В Сунне содержаться придания о решениях и наставлениях пророка, сохранившиеся в памяти учеников (приблизительно 4500 приданий), где сформулированы правила религиозного культа и нормы взаимоотношений между мусульманами.

Третий источник мусульманского права – Фетва. Это толкования шариата, данное крупными мусульманскими законоведами и представителями высшего духовенства на основе судебных прецедентов. Однако в начале 11 века было запрещено толковать Коран и Сунну в юридической области.

Четвертый источник – это Адаты. Адаты – это правовой обычай. Он мог приниматься только в случаях, когда то или иное отношение не было урегулировано Кораном, Сунной, Фетвой.

Пятый источник мусульманского права – Кануны. Это были постановления халифов.

Четвертый и пятый источник не являлись официальными источниками права, однако в реальности они сыграли определенную роль в формировании мусульманской правовой системы.

Уже в средние века мусульманское право приобретает нечеткое деление на основные отрасли:

  1. Право личного статута. Основные институты этой отрасли: брак, развод, завещание, наследование по закону, обязанности по воспитанию детей, ограничение правоспособности.
  2. Муамалат, который регулировал вопросы собственности, различные виды сделок, порядок исполнения обязательств и т.п.
  3. Уголовное право.
  4. Судебно-процессуальное право.

Вопрос 48. Характеристика институтов мусульманского права («Право личного статута», муамалат)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал