№
| Вопросы
| Варианты ответов
|
|
|
|
1.
| Как ученик реагирует на новый фактический материал (конкретные сведения, факты, слова и пр.)
| а) безразлично
б) эмоционально
|
2.
| Как ученик включается в выполнение новых практических заданий, в решение новых задач на применение хорошо известного способа
| а) неохотно, безразлично
б) охотно
|
3.
| Отвлекается ли ученик при выполнении новых практических заданий?
| а) очень легко
б) работает сосредоточенно
|
4.
| Задает ли ученик вопросы по новому фактическому материалу?
| а) нет
б) задаёт
|
5.
| Как относится к ответам учителя на свои вопросы (или на вопросы других учеников)?
| а) удовлетворяет любой ответ
б) добивается содержательного ответа
|
6.
| Стремится пи ученик к самостоятельному выполнению практических заданий?
| а) нет, охотно прибегает к внешней помощи
б) да
|
7.
| Как ученик реагирует на новый творческий материал (выявление существенных признаков понятий, способов действия)?
| а) безразлично
б) эмоционально
|
| Задает ли ученик вопросы по новому теоретическому материалу?
| а) нет (почти никогда)
б) задает
|
9.
| Как ученик реагирует на факт самостоятельного решения им задачи?
| а) безразлично
б) эмоционально
|
10.
| Стремится ли отвечать на вопросы по новому теоретическому материалу?
| а) нет
б) да
|
11.
| Бывает ли, чтобы вопросы ученика по новому материалу выходили за пределы темы?
| а) нет
б) да
|
12.
| Пытается ли ученик делать самостоятельные выводы из нового материала?
| а) нет
б) да
|
13.
| Проявляет ли ученик стремление систематически получать новую информацию вне школы и учебников (читает дополнительную литературу, посещает кружок и т.д.)?
| а) нет (изредка)
б) да
|
14.
| Может ли ученик правильно ответить на вопрос «Что нужно узнать?» до решения задачи?
| а) нет
б) да
|
15.
| Может ли ученик ответить на вопросы: 'Что ты должен был узнать?» и «Что узнал нового?» - после решения задачи?
| а) нет
б) да
|
16.
| Различает ли ученик задачи, требующие разных способов решения, если они внешне сходны (по сюжету, формулировке элементов условия)?
| а) нет
б) да
|
17.
| Как ученик включается в решение новой теоретической задачи (выделение нбовых понятий, их свойств, следствий и т.п.)?
| а) не включается
б) включается, но затем теряет ее основную цель, сводит ее лишь к результату
в) включается, сохраняя все существенное содержание цели
|
18.
| Может ли ученик, решив теоретическую задачу, дать содержательное обоснование способов действия?
| а) нет
б) да
|
19.
| Решив теоретическую задачу, может ли ученик объяснить связь ее способа с уже известным ему?
| а) нет
6) да
|
20.
| Решив теоретическую задачу, пытается ли ученик ставить сам новые задачи, вытекающие из данного способа (принципа)?
| а) нет
б) да
|
21.
| На что направлена основная активность ученика при решении новых задач?
| а) на копирование действий (указаний) других (учителя, учеников)
б) самостоятельный поиск решения
|
22.
| Может ли ученик самостоятельно рассказать о своих действиях, решив задачу?
| а) нет
б) да
|
23.
| Может ли ученик решить новую задачу самостоятельно?
| а) нет
б) да
|
24.
| Пытается ли ученик при решении новой задачи использовать уже известные ему способы?
| а) нет
б) да, чаще всего неправильно, не вносит изменений
в) да (с учетом изменений в условиях)
|
25.
| Если ученик использует для решения какой-либо способ, непригодный для данной задачи, может ли он без помощи учителя обнаружить свою ошибку?
| а) нет
б) да
|
26.
| Может ли ученик внести изменения в усвоенный ранее способ действий в соответствии с условиями новой задачи?
| а) нет б) только с помощью в) пытается сделать сам, но не может г) может самостоятельно
|
27.
| Может ли ученик после неудачных попыток решить задачу правильно, объяснить причину неудач?
| а) практически нет
б) может
|
28.
| Умеет ли ученик на каком-то этапе изучения материала при введении новых способов действия увидеть его принципиальную общность с известными ему ранее, и выделить этот принцип?
| а) нет
б) да
|
29.
| Допускает ли ученик при решении знакомых задач одни и те же ошибки?
| а) да
б) иногда
в) нет
|
30.
| Может ли ученик при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку?
| а) нет
б) в некоторых случаях
в) нет
|
31.
| Умеет ли ученик правильно объяснить ошибку на изученное правило, на применение известного способа?
| а) нет
б) да
|
32.
| Как поступает ученик, если ему показывают на наличие ошибки (учитель, ученики или родители)?
| а) некритически исправляет
б) исправляет после того, как поймет основание критики
|
33.
| Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий к ошибкам, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки является именно этот способ?
| а) нет
б) только с помощью
в) может самостоятельно
|
| Может ли ученик дать объяснение причинам таких ошибок (соотнести способы доистий, обосновать пригодность одного и непригодность другого)?
| а) нет
б) да
|
35.
| Как ученик обосновывает правильность выполнения заданий, решения задач, если не допускает ошибок?
| а) не обосновывает
б) ссылается на свои отметки, слова учителя
в) ссылается на образец, правило, схему
г) выделяет содержательную связь между условиями (особенностями задачи и своими действиями)
|
36.
| Как относится ученик к критике своих действий, решений, знаний со стороны учителя (учеников)?
| а) безразлично
б) эмоционально, но без попыток учета степени справедливости критики
в) стремится разобраться в основании критики
|
37.
| Может ли ученик оценить свои возможности решать новую (еще не разобранную с учителем) задачу?
| а) нет (или учитывает лишь случайные признаки задачи)
б) оценивает, ссылаясь на свои удачи (неудачи) в прошлом опыте
в) ссылается на известное правило (сходных по типу задач)
г) может, если с помощью учителя увидит возможность перестройки известного ему способа д) может самостоятельно (учитывая все условия задачи и своих действий)
|
№
| Вопросы (утверждения)
| Варианты ответов
|
|
|
|
1.
| Абсолютно безразличное отношение к новому фактическому материалу ученик проявляет
| а) часто (или почти всегда)
б) редко (или никогда)
|
2.
| В выполнение новых практических задач ученик включается с неохотой (или безразлично)
| а) часто
б) редко
|
3.
| При выполнении новых практических задач ученик отвлекается
| а) часто
б) редко
|
4.
| Ученик задает вопросы по новому фактическому материалу
| а) никогда (редко)
б) часто
|
5.
| Задав вопрос, ученик удовлетворяется любым ответом (даже бессодержательным или не относящимся к заданному им вопросу)
| а) всегда
б) редко
|
6.
| При решении практических задач ученик легко отказывается от попыток самостоятельного действия (прибегает к помощи или бросает)
| а) часто
б) редко
|
7.
| На новый теоретический мате-эиал ученик дает абсолютно безразличную реакцию
| а) часто (всегда)
б) редко (никогда)
|
8.
| По новому теоретическому материалу ученик задает вопросы
| а) никогда (редко)
б) часто
|
9.
| Успешно решив задачу, ученик выражает удовольствие (радость)
| а) редко
б) часто
|
10.
| Ученик стремится отвечать по новому теоретическому материалу
| а) никогда
б) иногда (часто)
|
11.
| Вопросы, задаваемые учеником по новому теоретическому материалу, выходят за пределы темы, обнаруживая его размышления
| а) никогда
б) иногда (часто)
|
12.
| Делать самостоятельные выводы из нового материала ученик пытается
| а) никогда
б) иногда (часто)
|
13.
| Ученик обнаруживает стремление получать новую информацию за пределами уроков путем чтения дополнительной литературы и др.
| а) никогда (редко)
б) часто (систематиче
|
14.
| Ученик может правильно отвечать на вопрос «Что нужно сделать?» до решения задачи
| а) никогда (изредка)
б) часто (всегда)
|
15.
| Ученик может ответить на вопросы «Что ты должен был узнать?» или «Что узнал нового?» после решения задачи
| а) никогда (изредка)
б) часто (всегда)
|
16.
| Ученик путает (не различает) практические задачи, сходные внешне (по сюжету, формулировке), но требующие разных способов
| а) часто
б) редко (никогда)
|
17.
| Включаясь в решение теоретической задачи, ученик в процессе решения подменяют ее задачей получения конкретного результата, т.е. задачей практической
| а) всегда (часто)
б) редко (никогда)
|
18.
| Включаясь в решение теоретической задачи, ученик стремиться обнаружить общий принцип действия в задачах данного класса
| а) никогда (изредка)
б) часто (всегда)
|
19.
| Решив теоретическую задачу, ученик может дать содержательное обоснование способа
| а) никогда (изредка)
б) часто (всегда)
|
20.
| Решив теоретическую задачу, ученик пытается на ее основе сформулировать новые задачи
| а) никогда (изредка)
б) часто (всегда)
|
21.
| При решении новой задачи ученик ограничивается механическим копированием действий учителя или других учеников
| а) часто (всегда)
б) никогда (редко)
|
22.
| После решения задачи может рассказать о способах своих действий
| а) никогда (редко)
б) часто (всегда)
|
23.
| Решить новую задачу ученик самостоятельно не может, нужна помощь учителя
| а) всегда (часто)
б) это очень редко (никогда не бывает)
|
24.
| При решении новой задачи ученик использует знакомый способ, ориентируясь на внешнее сходство с усвоенными задачами (не видит новизны задачи, не принимает косвенных подсказок)
| а) часто, при этом не обнаруживает его непригодность
б) часто, но может увидеть про-5лему
в) почти никогда
|
25.
| В случае несоответствия условиям задачи применяемого для решения задачи способа ученик может сам обнаружить это несоответствие
| а) почти никогда
б) практически всегда
|
26.
| Ученик может перестроить усвоенный ранее способ действия в соответствии с условиями новой задачи
| а) никогда
б) может с помощью
в) пытается самостоятельно, но не всегда может без помощи довести до конца
г) часто делает это самостоятельно
|
27.
| После неудачных попыток решить задачу ученик может правильно объяснить причину затруднений
| а) почти никогда
б) практически всегда
|
28.
| Ученик умеет находить общий принцип построения действий, соотнеся усвоенные ранее способы с новыми, найденными при введении новых условий
| а) никогда
б) иногда (чаще - при некоторой помощи) в) часто (всегда)
|
29.
| При решении знакомых задач ученик допускает одни и те же ошибки
| а) часто (всегда)
б) иногда
в) почти никогда (в отдельных случаях)
|
30.
| Допустив при решении знакомой задачи ошибку, ученик может самостоятельно ее найти и исправить
| а) никогда
б) иногда
в) часто (всегда)
|
31.
| Указанную или обнаруженную самостоятельно ошибку при использовании усвоенного способа ученик может объяснить
| а) никогда (редко)
б) часто (всегда)
|
32.
| Указанную учителем ошибку ученик исправляет без стремления в ней разобраться
| а) всегда (очень часто)
б) никогда не делает этого, пока не поймет в чем и почему ошибся
|
33.
| Применяя способ действий, не отвечающий условиям новой задачи, ученик может обнаружить вызванные этим ошибки
| а) никогда
б) часто, но нуждается в некоторой помощи
в) может во многих случаях самостоятельно
|
34.
| Ошибки, возникшие по причине применения способа, несоответствующего новым условиям задачи, осознает и может четко объяснить причину их появления
| а) никогда
б) часто (нуждается в помощи)
в) практически всегда
|