Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Дисциплина История Государства и Право Зарубежных Стран






Костанайский филиал

Кафедра права

 

Дисциплина История Государства и Право Зарубежных Стран

 

Тема: Право Древнего Китая

 

Выполнила: Гросс К.

Группа: КЮ-103

2013г.

Костанай 2012

Тема:

Право Древнего Китая

 

 

 

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………………………………………….

2.Сословно-классовое деление в Древнем Китае……………………………………….

3.Государственный строй…………………………………………………………………………….

4.Местное управление………………………………………………………………………………….

5.Право Древнего Китая……………………………………………………………………………….

6.Источники права……………………………………………………………………………………….

7.Уголовное право……………………………………………………………………………………….

8.Семейное право………………………………………………………………………………………..

9.Судебный процесс…………………………………………………………………………………….

10.Заключение……………………………………………………………………………………………..

11.Список используемой литературы…………………………………………………………

 

 

Введение

История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов обозначаемых
в исторической литературе по имени царствующих династии: период Шан
(Инь) (XV-XI вв. до н.э.), период Чжо (XI — III вв. до н.э.). В период Чжоу
выделяются особые периоды:
Чуньцю (VIII — V вв. до н.э.) и Чжаньго — " борющихся царств" (V—III
вв. до н.э.), последний завершился созданием централизованных империй в
периоды Цинь и Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.).
Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае начали
возникать во II тысячелетии до н.э. в долине реки Хуанхэ на базе
перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В
иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей,
прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой
аристократии: правитель-ван и его приближенные, родственники, сановники,
племенные вожди и рядовые соплеменники, а также чужаки-иноплеменники,
превращаемые, как правило, в рабов.
Создание первоначального примитивного государственного образования
в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства,
орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек,
защиты территорий. Это выразилось, во-первых, в превращении племенного
вождя в обожествляемого правителя иньского царства — вана, обладавшего
значительной властью, во-вторых, в образовании административного
аппарата, состоящего из многочисленных управителей, военачальников,
жрецов и прочих, противостоящих массе общинников. В эпоху Инь
утверждается верховная собственность царя-вана на землю, этому
способствовали представления о ване как о земном божестве.
Социальное и политическое развитие народов всего бассейна реки
Хуанхэ было значительно ускорено завоеванием царства Инь в конце XII в.
до н.э. пришедшими с запада чжоусскими племенами, которые установили
господство над населением всего Северного Китая, над множеством
разрозненных родоплеменных коллективов, находящихся на различных
стадиях разложения родовых отношений. Чжоусский ван был поставлен
перед необходимостью организации управления огромной территорией. С
этой целью он передал завоеванные земли в наследственные владения своим
родственникам и приближенным, которые вместе с землей получали и
соответствующие титулы.
Первоначально власть титулованных владельцев уделов сдерживалась
силой центральной власти. Однако в VIII в. до н.э. удельные правители,
бывшие верные подданные вана, начинают приобретать фактически полную
независимость. Власть вана ограничивается пределами его владения-домена.
Становясь местными царьками, удельные правители сами начинают
жаловать земли за службу, обрастая своими вассалами, своим аппаратом
управления. Таким образом, в чжоусском Китае господствует
раздробленность с характерной ей междоусобицей, приводящей к захвату то
одним то другим местным царством позиций гегемона, к поглощению им
более мелких царств.

Долголетние непрерывные войны привели к экономическому упадку, к
разрушению ирригационных сооружений и, наконец к осознанию
необходимости мира, сближения народов Китая Выражением новых
настроений стали проповедники конфуцианской религии, призывающие к
объединению страны " без пристрастия и уничтожения людей". Несмотря на
войны, в период Чжаньго усиливаются экономические и культурные
контакты различных районов и народов, что приводит к их сближению, к
" собиранию" земель вокруг семи крупных китайских царств.
В истории Древнего Китая V в. до н.э. был во многих отношениях
переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые
приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей
политической идеологией и стало конфуцианство. Благодаря внедрению
железных орудий труда происходит резкий подъем экономики. Освоение
новых земель, улучшение ирригационных сооружений, рост
сельскохозяйственного и ремесленного производства способствуют
развитию товарно-денежных отношений, складыванию рынка, выделению
купечества. В этих условиях происходит интенсивное разложение общинной
и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного
землевладения.
Все это приводит к тому, что в последние века до н.э. в Китае
проявляется противоборство двух тенденций в развитии общества. С одной
стороны, развивается крупная частная собственность на землю, основанная
на эксплуатации крестьян-арендаторов, наемных работников, рабов; с другой
— формируется широкий слой податного крестьянства, непосредственно
подчиненного государству. Это были два возможных пути развития: 1)
через победу крупной частной собственности на землю — путь
раздробленности, междуусобиц; 2) через упрочение государственной
собственности на землю и создание единого централизованного государства.
Утверждается второй путь, носителем которого выступает царство Цинь. В
221 году до н.э. оно победоносно закончило борьбу за объединение страны.
Основы социальных порядков, государственная машина, созданные в
циньском Китае, оказались столь приспособленными к нуждам империи, что
они без всяких изменений были перенесены в Хань. Став традиционными,
они фактически сохранились в императорском Китае до буржуазной
революции 1911—1913 гг.
В этой курсовой работе мы поговорим о государственном и правовом устройстве Древнего Китая


.

2.Сословно-классовое деление в Древнем Китае

В шаньско-иньском (XV—XII вв. до н.э.) и раннечжоусском (XI—Х вв.
до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае
складывающиеся сословно-классовые границы проходили между тремя
социальными слоями: а) привилегированной правящей родовой
аристократией, состоящей из верховного правителя, его родственников и
приближенных, местных правителей с их родственниками и
приближенными, а также из глав родовых и большесемейных (клановых)
объединений; б) свободными крестьянами-общинниками; в) бесправными,
рабами, которые находились в услужении у представителей знати.
Правящая знать жила за счет эксплуатации не только рабов, но и
общинников-крестьян, присвоения их прибавочного продукта. Этому
соответствовала система " общественных полей", при которой 1/9 часть
общинной земли обрабатывалась сообща общинниками, а урожай с
" общественных земель" в виде ренты-налога шел на содержание правителя и
знати, а также на государственные и общественные нужды.


В связи с дальнейшим развитием государственного аппарата,
усложнением управленческих функций в чжоусском Китае формируется еще
одно привилегированное сословие — чиновников различных рангов,
существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме
" кормления" с определенных общин, территорий.
Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной
земли (особенно " общественных полей") знатью, верхушкой чиновничества
приводит в VI, V вв. до н.э. к росту как крупного, так и мелкокрестьянского
частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных

и малоземельных крестьян, которые становятся, как правило, арендаторами-
издольщиками на частновладельческих и государственных землях
.
Вместе с исчезновением " общественных полей" рента-налог в форме
отработок на " общественных полях" была заменена налогом продуктами
соответственно количеству земли, находящейся у отдельных семей. Впервые
налог с количества обрабатываемой земли, закрепленной за отдельными
хозяйствами, был введен в царстве Лу в 594 году до н.э.
Несмотря на качественный перелом в экономике в это время, процесс
образования классов в Древнем Китае шел медленно. Основная
эксплуатируемая масса населения не была однородной ни с классовой, ни с
сословной точек зрения. В нее входили работники, лишенные полностью или
в значительной мере собственности на землю и на другие средства
производства; арендаторы-издольщики из свободных безземельных и
малоземельных крестьян рабы наемные работники.
Эксплуататорский социальный слой был также неоднороден. Он состоял
из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных
крупных землевладельцев и купцов Выделялся еще один социальный слой,
более однородный в классовом отношении, слой непривилегированных
свободных мелких производителей, собственников средств производства —
крестьян и ремесленников. Они находились под тяжким бременем налоговой
эксплуатации.
Различия между тремя вышеуказанными общественными слоями
находили выражение и в праве. " Благородные" противопоставлялись
законом и традицией как " подлым" (бесправным рабам, крепостным,
оброчным невольникам), так и " простонародью" (свободному крестьянству,
ремесленникам).

Рост крупного землевладения, сопровождаемого массовым
обеземеливанием общинников-крестьян, подтачивал основы традиционной
системы эксплуатации податного крестьянства. Катастрофическое
сокращение числа налогоплательщиков вынуждало государство с помощью
реформ ограждать их от разорения. В 119 году до н.э., например, ханьский
император Уди издает указ о конфискации у крупных землевладельцев
(купцов и ростовщиков) частных земель и рабов. Им вводится большой
налог на крупные состояния. Еще более радикальная попытка ограничить
рост крупного землевладения была предпринята императором Ван Маном в 9
году до н.э.

 

Он попытался провести перераспределение земельного фонда.
Вся земля была объявлена императорской собственностью, запрещалась ее
купля-продажа. Однако этот запрет был снят под давлением крупных
собственников ровно через три года.
Реформы и в дальнейшем способствовали установлению определенного
равновесия государственного и частного землевладения.

 


 

3.Государственный строй.

Деспотические черты правления стали складываться еще в иньском
Китае, где сначала не существовало строгого порядка престолонаследия —
наследовали братья, сыновья, племянники. В конце Инь престол стал
передаваться старшему сыну. В это время складывался и административный
аппарат, в котором чиновники из поколения в поколение занимали одни и те
же должности, передаваемые по наследству, однако с соизволения вана.
В раннечжоусском Китае власть и личность вана окончательно
сакрализуется. Он носит титул " сына Неба", который " управляется Небом",
его называют " отцом и матерью" своих подданных. Ван — первосвященник.
Центром управления в чжоусском Китае был двор вана. Дворцовая
система управления замыкала на дворце всю деятельность по обслуживанию
самого вана и по управлению государственными делами. Близко к вану стоял
цзай — управитель, который вместе с подчиненными ему чиновниками был
глашатаем воли вана внутри дворца, ведал дворцовыми ремесленниками,
следил за храмами предков вана и пр. Особое место при дворе занимали
шаньфу (стольники), обслуживающие личные нужды вана, выполняющие
универсальную и особо доверительную работу по выполнению его
различных административных и военных поручений. Ряд должностей был
связан с функциями контроля над государственной хозяйственной
деятельностью. Леса, воды, пастбища, например, были объектом забот
особых чиновников, подчиненных " надзирателю земель".
По образцу двора вана строилось управление и в автономных уделах.
Администрация в уделах возглавлялась удельными правителями — чжухоу,
они опирались на советников и помощников. Правителей уделов собирал ван
для обсуждения вопросов о " наказаниях, о ритуале, о справедливости". В
VII—VI вв. до н.э. чжухоу, вышедшие из подчинения вана, стали заключать
на своих съездах " клятвенные договоры" между собой, ставшие основной
формой их взаимоотношений.


В циньско-ханьском Китае складываются централизованные
деспотические империи. Победу централизации в Древнем Китае можно
объяснить рядом причин, в частности этнической, духовной, культурной
общностью населения Китая. Не последнюю роль сыграло и осознание
наиболее дальновидными представителями правящих слоев Китая
необходимости объединения, прекращения между-усобной борьбы " всех
против всех". Эти стремления выразились в распространении в эпоху
Чжаньго идеологии логистов.
" Власть — это то, чем располагает лишь правитель", — писал Шан Ян,
один из идеологов легизма и государственный деятель Циньской империи.
Деятельность легистов, отстаивающих в качестве главных интересы
правителя, государства, казны, была ответом на развитие частной земельной
собственности, угрожавшей традиционной системе эксплуатации податного
крестьянства.
Шан Ян в IV в. до н.э. провел серию реформ, которые привели к
централизации царства Цинь и его последующему усилению,
завершившемуся созданием Циньской империи. На основании этих реформ
была разрешена свободная купля-продажа земли, введен налог на землю,
который взимался с каждого землевладельца в зависимости от размеров его
земельного владения. С налогом на землю было введено четкое
административно-территориальное деление, а также круговая порука в
десяти-, пятидворках, призванных на основе взаимной слежки охранять
порядок на своих территориях. В целях предотвращения длительных распрей
семейных кланов была запрещена кровная месть. Введены единые мера и вес
и др.
Политика легистов в царстве Цинь нанесла сильный удар главному
противнику централизации — потомственной титулованной аристократии.
По новому положению о рангах знатности они присваивались не в связи с
аристократическим происхождением, а за заслуги перед правителем. В конце
III в. до н.э. в империи Хань была создана система 20 чиновничьих рангов,
соответственно которым чиновники занимали должности и получали
жалованье. Последнее означало выплату от 10 тыс. даней зерна в год
обладателю 1-го ранга, до 100 даней — обладателю 20-го ранга. 1 дань —
103, 5 литра зерна..
Власть монарха в циньско-ханьском Китае обожествлялась. Правитель
царства Цинь, объединивший в границах Циньской империи обширные
территории, принял титул императора (ди). Император выступал в качестве
символа, олицетворения " связывающего единства" страны. Важное место в
государственном аппарате занимали органы, которые были связаны с
ритуалом и обрядами, призванными поддерживать миф о божественном
происхождении " сына Неба". В руках китайского деспота сосредоточивалась
полнота военной и законодательной власти. Он был высшим судьей, стоял во
главе многоступенчатого военно-бюрократического аппарата, назначал всех
высших чиновников центрального и местного аппаратов.
Центральный аппарат империи включал в себя ряд ведомств:
финансовое, военное, судебное, обрядов, сельского хозяйства, ведомство
императорского двора, дворцовой стражи. Главы ведущих ведомств
приглашались на совещания к императору, на которых обсуждались важные
вопросы государственной жизни.
По сравнению с государственным аппаратом других древневосточных
государств этот аппарат отличался и многочисленностью, и большим
объемом полномочий, что в свою очередь определяло социальную
значимость, престиж чиновничества.
Финансовое ведомство вместе с военным ведомством сложились еще в
VII—IV вв. до н.э. в царстве Лу. Во главе его в Ханьской империи стоял
канцлер (чэмсян), выполнявший обязанности первого министра, главного
помощника правителя (вначале их было два — " левый" и " правый"). Он
разрабатывал финансовую политику, определял суммы налоговых и других
поступлений в доход казны, государственные расходы и пр.
Со временем вместе с усложнением функций государственного аппарата
стала больше разграничиваться деятельность отдельных ведомств, но это
был длительный и незавершенный в Древнем Китае процесс. Командующим
армией, например, считался сам император, но положение канцлера как
первого помощника и главы административного аппарата делало его
ответственным за все военные приготовления.
Финансовое ведомство осуществляло свои функции вместе с ведомством
императорского двора, которое выполняло и некоторые функции
организатора общественных работ.
В империи существовало особое ведомство обрядов, руководимое
верховным жрецом. Унифицированный ритуал должен был служить
социальному сплочению, воспитанию населения в духе признания
незыблемости и святости существующих порядков. Характерно, что
верховный жрец осуществлял надзор за созданной в 124 году до н.э.
императорской академией, готовящей высокопоставленных чиновников. Он
тем самым выступал в роли " министра образования".
Цензорские органы возглавлялись верховным цензором. Чиновники
этого ведомства, доверенные лица и личные представители императора
стояли на страже существующих порядков как в центре, так и на местах. Они
были " глазами и ушами" императора в каждом округе, контролировали
работу всех его должностных лиц, следили за их благонадежностью,
расследовали по прямому поручению императора заговоры и другие
государственные преступления.
Глава ведомства сельского хозяйства был своеобразным верховным
казначеем, ответственным за поступления в государственную казну налогов,
откупных платежей за трудовые повинности, доходов от государственных
монополий на соль и железо. Он контролировал также расходы на
содержание чиновничества и армии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал