Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 17 Франция 5 страница






ческой форме правления, да в самом законе употреблялся

термин " президент республики". При этом статья, где го-

ворилось о " президенте республики", была принята боль-

шинство в один голос. В конституции не были упомянуты

демократические права и свободы граждан. Но в целом три

конституционных закона устанавливали республиканский

строй во главе с президентом, парламентом как высшим

органом законодательной власти и парламентским прави-

тельством. Президент избирался на 7 лет абсолютным

большинством голосов сената и палаты депутатов, соеди-

ненных для этой цели в единое Национальное собрание. Он

мог быть переизбран. Ему было предоставлено право зако-

нодательной инициативы, опубликования законов, наблюде-

ния за их исполнением. Он мог отсрочить заседания па-

лат, потребовать повторного обсуждения законопроекта,

уже согласованного палатами. С согласия сената он рас-

пускал палату депутатов до истечения законного срока ее

полномочий. Президент являлся главой

вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения

на все высшие военные и гражданские должности. Он имел

право помилования. В итоге конституция наделила прези-

дента всеми атрибутами конституционного монарха, не

хватало лишь положения о наследственном характере его

власти (этот " пробел" монархисты не теряли надежды

впоследствии восполнить). Законодательная власть должна

была осуществляться палатой депутатов и сенатом. Конс-

труирование парламентских учреждений преследовало преж-

де всего цель- нейтрализовать палату депутатов - по су-

ществу единственный орган в системе государственного

механизма, комплектуемый на основе прямых выборов, поэ-

тому в какой-то мере зависящий от мнения избирателей. В

качестве противовеса нижней палате учреждался сенат. На

важность этого органа указывали монархисты, прямо заяв-

лявшие: " Конституция 1875г.- это прежде всего сенат".

Роль и правомочия сената в точности повторяли роль и

правомочия палаты пэров времен реставрации Бурбонов,

что прежде всего означало независимость сената от рядо-

вых избирателей. Вместе с тем сенату предоставлялись

равные с палатой депутатов права в области законода-

тельства. Устанавливалось только, что палата депутатов

первой рассматривает финансовые законопроекты. Факти-

чески создавалось положение, когда без согласия сената

ни один законопроект не мог получить силу закона. Более

того, сенат получил ряд преимуществ по сравнению с па-

латой депутатов. С его согласия президент мог распус-

тить палату депутатов, сенат же роспуску не подлежал.

Сенат мог быть превращен в верховный судебный орган для

суда над президентом и министрами. В конституции не бы-

ло специального раздела, посвященного высшим органам

государственного управления. Законы содержали отдельные

фрагментарные положения, касающиеся деятельности ми-

нистров. Так, говорилось о солидарной ответственности

министров перед палатами за общую политику правительст-

ва, о праве министров иметь доступ в обе палаты и т.д.

Всем этим, по существу, и ограничивалось содержание

конституционных законов. Утверждение республики. Борьба

между монархистами и республиканцами продолжалась и

после 1875 г. Все более явной становилась и ее социаль-

ная подоплека. Содержание борьбы во многом определялось

стремлением отдельных групп монархически настроенных

банкиров, крупных предпринимателей и землевладельцев

занять особо привилегированное положение в государстве.

Против претендентов на " монополию власти" выступала вся

остальная Франция. Это

и обусловило конечную победу республиканцев, хотя борь-

ба была напряженной и изобиловала драматическими ситуа-

циями. В 1877 г. три монархические группировки (легити-

мисты, орлеанисты и бонапартисты) объединились в заго-

воре против республики. Президент Мак-Магон (бонапар-

тист), возглавивший заговорщиков, попытался совершить

государственный переворот. Однако, столкнувшись с соп-

ротивлением республиканцев, Мак-Магон был вынужден уйти

в отставку. Неудачной была и вторая попытка антиреспуб-

ликанского переворота, предпринятая военным министром

Буланже. Опасаясь восстания парижан, Буланже так и не

решился на открытое военное выступление против респуб-

лики. Встретив упорное, все возрастающее сопротивление

народа, монархисты отказались от планов новых династи-

ческих переворотов. Конституционный режим. Упрочение

республики привело к важному изменению фактического

конституционного режима. Это касалось прежде всего пре-

зидентской власти. В глазах республиканцев власть пре-

зидента была скомпрометирована монархическим переворо-

том, совершенным президентом Второй республики Луи-На-

полеоном. деятельностью президента-заговорщика Мак-Ма-

гона. Широкие полномочия президента стали предметом

резкой критики. С другой стороны, в конституционных

полномочиях главы государства новые правящие круги ви-

дели важную гарантию на случай внутриполитических ос-

ложнений. Выход был найден в фактическом ограничении

роли и функций президента. По молчаливому соглашению

партий на этот пост стали выбирать малозначительных де-

ятелей, не способных к проведению самостоятельной поли-

тической линии. Большая часть правомочий президента

фактически перешла парламенту и правительству. Некото-

рые наиболее важные из оставшихся полномочий (право

роспуска палаты депутатов, законодательное вето) прези-

дентом самостоятельно не использовались. При фактичес-

ком сужении полномочий президента ему отводилась роль

своеобразного резерва власти на случай возможного кри-

зиса парламентских и правительственных структур. В 1884

г. в обстановке оживления демократического движения в

стране были приняты некоторые важные поправки и допол-

нения к конституции 1875 г. В частности, запрещалось

пересматривать республиканскую форму правления; предс-

тавители династий, правивших во Франции, лишались права

избираться на пост президента; был изменен порядок

комплектования сената (упразднялась категория несменяе-

мых сенаторов- теперь их всех избирали выборщики от

коммун, причем коммуны с большей численностью населения

избирали большее количество выборщиков).

Немного раньше (в 1879-1880 гг.) торжество республикан-

цев ознаменовало несколько символических актов: рези-

денцией парламента вместо Версаля стал Париж, нацио-

нальным гимном - " Марсельеза", национальным праздником

- 14 июля (день взятия Бастилии). В итоге конституция

1875 г. претерпела важные изменения: 1) палата депута-

тов и сенат превратились в основное звено государствен-

ных властей (это прежде всего неограниченные правомочия

в области законодательства и расширение влияния в об-

ласти исполнительно-распорядительной деятельности); 2)

произошло умаление власти президента; 3) выявилась от-

носительная слабость правительственной власти: прави-

тельство было подконтрольно обеим палатам (вотум недо-

верия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента,

обязывал правительство выйти в отставку). Функциониро-

вание режима республики. Важным элементом механизма

власти, утвердившейся в стране, стали политические пар-

тии. К концу XIX в. исчезло прежнее деление партий на

монархические и республиканские. Бывшие крайние монар-

хисты составили небольшую, пользующуюся незначительным

влиянием консервативную партию. Не выступая открыто

против республики, она пыталась помешать всем мероприя-

тиям, способствующим демократизации государственного

строя. Республиканцы разделились на несколько полити-

ческих группировок. основными из которых были: Левые

республиканцы. Левые демократы, Республиканско-демокра-

тический союз. Они не представляли сколько-нибудь ус-

тойчивых объединений. Исключение составила партия ради-

калов, организационно оформленная республиканцами в

1901 г. и характеризовавшаяся некоторой стабильностью.

В это время появилось много других политических партий

и группировок. Многопартийность была во многом обуслов-

лена предшествующей бурной политической историей стра-

ны. Непрерывно следовавшие одно за другим социально-по-

литические потрясения препятствовали консолидации поли-

тических сил. Возникавшие партийные организации были

крайне неустойчивы: они учреждались, делились, соединя-

лись, наконец, исчезали, чтобы вновь появиться под но-

вым наименованием. Большинство " партий" не имело твердо

установленных организационных форм, постоянного членс-

тва, программных документов и т.д. Они скорее представ-

ляли собой временные объединения политиков, созданные с

единственной целью - добиться избрания на очередных вы-

борах в парламент возможно большего числа своих сторон-

ников. Обычным явлением был переход депутатов из одной

парламентской фракции в другую. Часть парламентариев

меняла свои " партийные убеждения" в зависимости от

складывавшейся конъюнк-

туры, стремясь обеспечить себе карьеру, получить доход-

ную должность. Социальная база всех этих партий была

чрезвычайно неоднородной, но в целом в них доминировали

силы, выступающие за сохранение существовавшего общест-

венно-политического строя. В конце XIX в. возникли ра-

бочие партии. Так, в 1879 г. на съезде профсоюзов было

принято решение о создании социалистической партии. В

своем развитии партия пережила много расколов и объеди-

нений, но в целом в ней возобладало течение " поссиби-

лизма", суть которого сводилась в конечном итоге к

стремлению действовать " по возможности", добиваясь ко-

ренных социальных изменений, перехода к социализму мир-

ным, эволюционным путем, посредством реформ. Парламент

оставался основным звеном государственных властей. В

этой связи особое значение имел порядок выборов депута-

тов. Палата депутатов избиралась на основе прямого из-

бирательного права по мажоритарной системе в два тура.

Страна делилась на избирательные округа. От каждого ок-

руга мог быть избран один депутат. В первом туре изб-

ранным считался кандидат, собравший абсолютное боль-

шинство голосов (более 50% всех участвовавших в выбо-

рах). Если никто не получил требуемого большинства,

проводился второй тур, в котором для избрания было дос-

таточно относительного большинства голосов. В условиях

многопартийности получение абсолютного большинства в

первом туре было явлением довольно редким. Судьба изби-

рательной кампании, как правило, решалась во втором ту-

ре. Последнее создавало чрезвычайно благоприятные усло-

вия для закулисных межпартийных соглашений. Партии, вы-

яснив в первом туре свои возможности, перед вторым ту-

ром договаривались об общих кандидатах, об объединении

голосов и т.п. Поскольку для избрания во втором туре

требовалось относительное большинство голосов, многие

депутаты представляли меньшинство избирателей своего

округа (например, в округе 100 тыс. избирателей, во

втором туре баллотировались четыре кандидата, получив-

шие соответственно 25 тыс., 25 тыс., 24 тыс. и 26 тыс.

голосов; избранным считался последний). В выборах могли

участвовать лица. имеющие французское гражданство, дос-

тигшие 21 года и проживавшие в одном месте, не менее

шести месяцев. Избирательных прав были лишены женщины,

военнослужащие и коренные жители колоний. Сенаторы из-

бирались путем непрямого всеобщего голосования. Каждая

коммуна выбирала одного выборщика. Причем некоторые вы-

борщики не избирались специально для проведения выборов

в сенат. так как уже были избраны в различные государс-

твенные органы (депутаты, генеральные советники, окруж-

ные советники). Выборщики избирали сенаторов. Избира-

тельными округами для них были депар-

таменты (выборы проводились в главном городе каждого

департамента). Для избрания в сенаторы требовалось аб-

солютное большинство голосов в первых двух турах, в

третьем туре достаточно было относительного большинс-

тва. Поскольку сельских коммун было больше, чем городс-

ких, в сенате доминировали консервативно настроенные

политики. Правительство. Многопартийный (многофракцион-

ный) состав парламента и, как следствие этого, отсутс-

твие стабильного большинства приводило к частой смене

кабинетов министров. Срок существования правительства в

период с 1875 по 1918 гг. не превышал в среднем одного

года. Однако смена кабинета не означала обязательную

полную смену состава правительств. Сложилась определен-

ная группа политиков, которые попеременно входили в

состав почти всех правительств, занимая в них различные

министерские посты. Таким образом, эти лица находились

у власти весьма продолжительное время. Бюрократия. Пар-

ламентские выборы и частая смена кабинетов министров

нисколько не затрагивали основную часть государственно-

го аппарата, осуществлявшего управление страной. Рево-

люции, перевороты XIX в. не только не поколебали бюрок-

ратический механизм, созданный еще во времена Первой

империи, но еще более его усовершенствовали и усилили.

Традиция, по которой чиновники остаются несмотря на

смену правительства или режима, была полностью сохране-

на в Третьей республике. В условиях, когда министры

значительную часть своего времени тратили на межфракци-

онную борьбу, нити повседневного управления сосредото-

чивались в руках узкого круга высших чиновников, зани-

мавших свои посты не один десяток лет. Особенно приме-

чательной была роль, выполняемая Государственным сове-

том. Этот орган, учрежденный еще при Наполеоне I, сос-

тоял из представителей высшей бюрократии, назначаемых

декретом президента. Государственный совет консультиро-

вал правительство по вопросам управления. Действуя в

тени. Совет подчас оказывал решающее влияние на харак-

тер принимаемых правительством решений. Одновременно

Государственный совет являлся высшим судом администра-

тивной юстиции, рассматривавшим правонарушения, совер-

шенные чиновниками при исполнении своих обязанностей.

Местное управление. Республика в основном сохранила

прежнее административно-территориальное деление, унас-

ледованное от Первой империи. Отдельные министерства

имели в департаментах, а в ряде случаев и в более мел-

ких административных единицах свои территориальные уп-

равления. Полномочным представителем центральной власти

в департаменте, концентрировавшим почти всю полноту

власти на местах, являлся префект, назначавшийся на

пост декретом президента (по представлению министра

внутренних дел). Правительство сохранило полную свободу

в выборе этих чиновников. Во главе округа находился

супрефект, назначавшийся министром внутренних дел и

подчиненный префекту. В пределах округа супрефект в

значительной мере копировал полномочия главы департа-

мента. Выборные местные органы. Департаментские гене-

ральные советы, окружные советы, муниципалитеты в ком-

мунах ведали вопросами местного благоустройства, раск-

ладки налогов и т.д. О незначительной роли органов

местного представительства свидетельствовало то, что

префект имел право приостанавливать и опротестовывать

решения генеральных советов и отменять решения окружных

советов. Решения муниципалитетов вообще приобретали за-

конную силу лишь после утверждения их префектом. Мэр-

выборное должностное лицо в коммуне мог быть приказом

префекта отстранен от исполнения своих обязанностей, а

министр внутренних дел имел право вообще сместить его с

поста.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал