Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовое воспитание






Ключевые понятия. Труд, трудовое воспитание при преподавании биологии.

Результаты профессиональной подготовки. 1. Формулировать опреде­ления понятий о труде и трудовом воспитании. 2. Определять возмож­ности школьной биологии в трудовом воспитании учащихся.

Важным аспектом воспитания современного человека являет­ся трудовое воспитание. Оно предполагает развитие главной че­ловеческой потребности — потребности в труде. Основной целью трудового воспитания является формирование готовности к труду, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, как важнейшей обязаннос­ти человека. В связи с этим человек осознает задачи труда, моти­вы трудовой деятельности, необходимость овладеть трудовыми умениями и навыками, накопление опыта по самообслуживанию, а также опыта профессиональной деятельности.

В школьных условиях методами трудового воспитания являют­ся повседневное наблюдение за поведением и деятельностью школьников на уроках, практических работах, разные виды бесед, убеждение, метод положительного примера и др. В качестве форм трудового воспитания выступают уроки, экскурсии в природу, практические работы в уголке живой природы и на учебно-опыт­ном участке, лабораторные работы, оформление и выполнение домашних и летних заданий, внеклассная работа.

Школьное трудовое воспитание направлено на формирование психологической и практической готовности школьников к тру­ду. Изменение экономической, экологической и социальной си­туации в стране, внедрение различных форм собственности, при­нятие многих важных законов кардинально меняет смысл и на­правленность трудового воспитания школьников, вызывает к жизни новые подходы и формы. Современный этап предъявляет высо­кие требования к личности производителя: отношение к труду как к важнейшему общественному долгу; уважение к труду и его результатам; постоянное проявление инициативы; активный твор­ческий подход к труду; внутренняя потребность работать в пол­ную меру своих умственных и физических сил; стремление стро­ить труд на принципах научной организации; отношение к труду как к осознанной необходимости и основной жизненной потреб­ности человека.

Вопросы для актуализации материала. На основе материала курса по общей педагогике сформулируйте суждения о трудовом воспитании учащихся. С какими формами трудового воспитания вы знакомились при его изучении.

Школьная биология имеет достаточные потенциальные воз­можности для трудового воспитания. В разделе «Растения» уча­щихся важно знакомить с культурными растениями, приемами их выращивания, ухода за ними, проращивания семян, вегетативно­го размножения и других растениеводческих работ. В разделе «Животные» учащиеся должны получить представления о работе по охране редких и исчезающих видов, выращиванию домашних животных. Раздел «Человек и его здоровье» призван знакомить с вопросами охраны здоровья людей, а раздел «Общая биология» — с трудами ученых-биологов, изучающих законы природы, при­емы работы селекционеров и биотехнологов. Эта основа дает воз­можность формировать представление о том, что труд человека является не только производительным, но и созидательным, ин­тересным и творческим процессом.

Воспитание культуры труда предусматривается при выполне­нии индивидуальных и коллективных учебных работ учащихся, начиная с самых простых. Особо надо остановиться на организа­ции условий учебного труда. В первую очередь нужно воспитать отношение учащихся к школьному помещению и учебному обо­рудованию. Кабинет биологии должен способствовать желанию и возможностям в нем учиться. Здесь предусматриваются при­способления для демонстрации наглядных пособий, опытов, ра­стений и животных, оборудования для проведения практических работ, наличие справочной литературы. Отношение учащихся к учебному оборудованию следует вырабатывать приемами его ис­пользования. Дежурные учащиеся подготавливают его к уроку, разносят инструменты и материал для практических работ и за­тем собирают. Пособия располагают в определенной системе при помощи учащихся. Учащихся привлекают к ремонту пособий и изготовлению новых самодельных таблиц, гербариев, раздаточ­ного материала, различных моделей. Они должно храниться в порядке и при необходимости использоваться на уроках. Показ значимости работы учащихся имеет большое воспитательное зна­чение.

Важно обращать внимание на культуру выполнения индивиду­альных работ учащихся по заданиям. Известно, что культура тру­да складывается из правильности проведения наблюдений и опы­тов с учетом условий, сравнения опыта с контролем, измерения в определенные отрезки времени, точной записи, тщательной гер­баризации, изготовления препаратов, содержания в системе и порядке растений и животных, а также строгой планировки учеб­но-опытного участка.

На воспитание оказывает влияние и правильное ведение запи­сей в ученической тетради. Казалось бы, незначительная работа — фиксация наблюдений за прорастанием семян, но она свидетель­ствует о культуре труда.

Культура труда заключается не только в тщательном выполне­нии каждым учащимся порученной ему работы и умелом исполь­зовании знаний, но и в коллективной его организации. Как пра­вило, индивидуально выполняемые задания являются частью кол­лективной работы. Например, на учебно-опытном участке каж­дое звено показывает свои посадки и рассказывает об опыте все­му классу. Воспитание коллективизма осуществляется путем об­суждения проектов организации, содержания, оборудования ка­бинета биологии, уголка живой природы, планировки учебно-опытного участка и посевов на нем, организации работы ассис­тентов, заведующих отделами кабинета, уголка, участка, органи­зации кружка.

В процессе обучения биологии имеется возможность воспиты­вать культуру умственного труда, формировать умение выступать с сообщениями, докладами, использовать наглядные пособия. При воспитании культуры умственного и физического труда на биоло­гическом материале следует использовать все формы организации учебного процесса — уроки, экскурсии, внеурочную, внекласс­ную, домашнюю работу и массовые общественно полезные ме­роприятия. Все работы, выполняемые учащимися, должны быть не только точными, научно правильными, но и красиво выпол­ненными и оформленными. В рамках внеклассной работы боль­шим успехом пользуются в школах ученические научные вечера с докладами учащихся, выставки, кампании — Неделя леса, День птиц, День Земли, Неделя биологии, на которые приглашаются родители. Эта форма работы, пропагандирующая науку, имеет большое значение, так как учащиеся приобретают убежденность, практикуя свое миропонимание, свои знания.

Вопросы и задания для самоконтроля. I. Сформулируйте определения понятий о труде и трудовом воспитании. 2. Какие возможности имеют разделы школьной биологии для трудового воспитания? 3. Какие формы и методы можно предложить для трудового воспитания учащихся при обучении биологии? 4. Для уроков по темам «Культурные природные сообщества (поле, сад, парк)» (6 кл.), «Биологические способы борьбы с вредными насекомыми. Охрана насекомых» (7 кл.) сформулируйте зада­чи с позиций трудового воспитания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал