Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
III. Многоточие умолчания
1) «Все это было дико, мрачно, нелепо, но ведь положение мое тоже было и дико, и мрачно... Я посмотрел на крепко запертую дверь, на железную печку, на стены каменного мешка... Здесь можно погибнуть безвестно и навсегда... Потом пришел в голову, что если закрыть эту печку с угаром... Вообще начинался какой-то странный кошмар...» (В. Короленко «Искушение») 2) «Жена его... впрочем, они были совершенно довольны друг другом». (Н. Гоголь «Мертвые души») 3) «Но что страннее, что непонятнее всего, - это как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это совсем непостижимо, это точно... нет, нет, совсем не понимаю. Во-первых, пользы отечеству решительно никакой, во-вторых... но и во-вторых, тоже нет пользы. Просто я не знаю, что это...» (Н. Гоголь «нос») Рассмотренные знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие) требуют определенной интонации, присущей мелодики русской речи. Прежде чем остановиться на чтении тире и скобок, рассмотрим особый прием, называемый «приемом вводного», без владения которым невозможно прочитать фразу, имеющую скобки и тире. «Прием вводного» заключается в следующем: 1) Вводная часть предложения отделяется от главной части паузами, голос на слове, предшествующем группе вводного, повышается. 2) Затем вводное предложение произносится с понижением голоса, монотоном, с некоторым ускорением или замедлением темпа, но с обязательным повышением голоса на ударном слове. 3) После произнесения группы вводных слов голос вновь возвращается к той же высоте, с которой произносилась главная часть предложения.
Скобки
Слова, заключенные в скобки, обычно служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, для второстепенного замечания. В скобки могут быть заключены отдельные слова, словосочетания и целые предложения. Скобки всегда окружены паузами и читаются «приемом вводного». Например: «Стрельцы, народ, мальчишки | (Алексашка с Алешкой) | ворвались во дворец, | разбежались по сотням комнат». (А. Толстой «Петр Первый») Внутри скобок голос почти не должен менять высоту, тут преобладает монотон - безударность или, как говорил Станиславский, «бескрасочная» интонация. Но внутри скобок, включающих в себя несколько слов, всегда есть слово, требующее выделения с помощью повышения голоса. Если голос на ударном слове внутри скобок совсем не повышать, то внутри предложения прозвучит интонация точки и предложение закончится раньше времени, будет потерян смысл. В то же время повышение голоса на ударном слове на ударном слове внутри скобок будет значительно меньшим, чем перед скобками.
|