Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проектирование регуляционных сооружений ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
К регуляционным сооружениям относятся струенаправляющие дамбы и траверсы. Согласно СНиП струенаправляющие дамбы устраивают в тех случаях, когда поймы пропускают не менее 15% расчетного расхода воды или при средней скорости потока под мостом более 1 м/с. Необходимость строительства дамб вызывается также ситуационными особенностями в месте расположения мостового перехода, а именно: наличием проток, подлежащих перекрытию, или прижимных течений в направлении слабо работающей поймы. Характерное очертание струенаправляющей дамбы в плане приведено на рис. 11 Большая полуось эллипса располагается вдоль речного потока и носит название длины вылета дамбы lв. Малая полуось называется шириной разворота дамбы b. Ниже в качестве примера определяются основные размеры струенаправляющей дамбы расположенной на правой пойме мостового перехода Рис 11. Очертания струенаправляющей дамбы в плане для рассматриваемого примера Для определения основных размеров струенаправляющей дамбы необходимо установить коэффициент стеснения потока подходной насыпью: , где — расход воды, м3/с проходившей в бытовых условиях (т.е. до сооружения мостового перехода) по части рассматриваемой поймы, перекрытой насыпью, определяемый по формуле , здесь w — площадь живого сечения, м2, части рассматриваемой поймы, перекрытая пойменной насыпью при РУВВp%. w= 1608, 9 м2 — средняя скорость течения воды, м/с, на рассматриваемой пойме при РУВВ1% для правой поймы при РУВВ1%.=141, 7 м, = 1, 31 м/с. — общий расход воды, м на водотоке расчетной вероятности превышения; = 17775 м3/с
Qпер = 1608, 9*1, 31 = 2107, 66 м3/с
Ширина разворота дамбы определяется по формуле , где А — коэффициент, зависящий от δ; A=1, 11 — ширина русла реки, м, определенная ранее по карте в горизонталях; =275м. b=1, 11*0, 12*275 = 36, 63 м Длина вылета дамбы определяется по формуле , где λ – значение отношения полуосей дамбы, принимаемое в зависимости от коэффициента стеснения потока; λ = 1, 5. Для рассчитываемой дамбы: lв = 1, 5*36, 63= 54, 95 м Криволинейная приставка в головной части верховой дамбы, сооружаемая для увеличения плавности ввода пойменного потока в отверстие и лучшего обтекания потоком головной части верховой дамбы, имеет угол разворота порядка 90º –120º и радиус, определяемый по формуле: , т.е. Размеры низовых струенаправляющих дамб находятся в зависимости от размеров верховых дамб.
Низовая дамба очерчивается по круговой кривой радиусом , при угле разворота 7º –8º; далее проводят прямую, касательную к круговой кривой в точке С, при этом следует учитывать, что длина вылета низовой дамбы lн определяется по формуле: lн= 0, 5 · l в. Для рассматриваемого случая: lн = 0, 5·54, 95 = 27, 47 м. Бровку верховой дамбы наносят на план перехода по координатам х и у, которые находят по формуле . Координаты бровки дамбы перехода приведены в табл. 9
Верх дамб на всем протяжении проектируется горизонтальным независимо от продольного уклона водотока. Для защиты подходной насыпи от размыва пойменным потоком используют отжимающие поперечные сооружния – пойменные траверсы. Схема размещения траверсов у пойменной насыпи приведена на рис.13
Рис 13. Схема размещения траверсов у пойменной насыпи.
Размещение и длина траверсов у подходной насыпи увязываются с размером струенаправляющей дамбы. Головы траверсов следует располагать на прямой, соединяющей голову верховой дамбы с точкой выхода насыпи за пределы разлива высоких вод. Максимально допустимое расстояние, м, между соседними траверсами определяется по формуле , где 1 – длина предыдущего (меньшего) траверса, м; β – угол растекания потока за траверсом; в расчетах принимается равным β = 14º. γ — угол между направлением трассы и направлением течения, определяемый из выражения: , где - часть ширины рассматриваемой поймы, м, перекрытая насыпью
Наивыгоднейший угол наклона траверса к насыпи α, при котором расстояния между траверсами будут максимальными, а объемы и стоимость их сооружения минимальными: . Чтобы местный размыв не затронул корень траверса и откос насыпи, минимальная длина траверса принимается не менее четырехкратной глубины воды в его голове. В учебных проектах и работах минимальная длина траверса ориентировочно может быть принята равной четырехкратной глубине воды в акватории. Тогда . следовательно γ = 6, 5º, α = 90 – 14 + 6, 5 = 82, 5º, и Дальнейший расчет рекомендуется вести в последовательности, приведенной ниже. Сначала следует определить коэффициенты соотношения длин траверсов α тр. Отношение длины каждого последующего траверса ln к длине предыдущего 1n-1, которое для рассматриваемой конфигурации регуляционных сооружений является величиной постоянной, определяется по формуле . Приняв предварительно длину первого траверса равной l1 определяют расстояние от границы разлива паводковых вод до первого траверса L тр(0) по формуле: принимаем длину первого траверса l1 = 4м, Длина второго траверса l2 определяется по формуле: , где — расстояние между соседними - первым и вторым траверсами, определяемое здесь, как = 5, 35· l1 = 16, 05 м и м Таким образом, Далее производим уточнение длины первого траверса. В целях сокращения объемов работ и уменьшения стоимости сооружения всего комплекса траверсов в пределах рассматриваемой поймы длину последнего из них (расположенного непосредственно перед струенаправляющей дамбой) ориентировочно можно определить по формуле , получаем . Длина траверса, предшествующего рассмотренному, соответственно определяется по формуле . Для рассматриваемого случая м, т.е. несколько больше, чем трехкратная глубина воды в акватории. Далее производим окончательный расчет траверсов. В соответствии с результатом, полученным на предыдущем этапе, принимаем, что 11 = 15, 89 м, тогда . . .
Роль третьего траверса уже будет играть сама дамба, т.к. + + = 574, 4 м > B пб – b – ∆ L тр= 519 – 36, 63 – 15, 49 = 466, 88 м, где Таким образом, расчет закончен, и на основании этого делается вывод о том, что в пределах левой поймы должно быть сооружено два траверса.
Список использованной литературы: 1. ГОСТ 26775-97. Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях. - М.: ГУП ЦПП, 1997. -21 с. 2. Горинов А.В. Проектирование железных дорог. Т. П.- М.: Трансжелдор-издат, 1948.-547 с. 3. Изыскания и проектирование железных дорог: Учебник для вузов /Под ред.И.В.Турбина. - М.: Транспорт, 1989. - 480 с. 4. Кантор И.И. Определение отверстий средних и больших мостов: Конспект лекций. - М: МИИТ, 1977. - 31 с. 5. Конструкции сборных железобетонных и металлических типовых пролетных строений мостов на железных и автомобильных дорогах, изготавливаемые на предприятиях, входящих в систему фирмы МОСТОСТРОЙ: Каталог. - М.: Ассоциация мостостроителей; фирма МОСТОСТРОЙ, 1993. - 29 с. 6. Копыленко В.А., Цыпин В.Ш. Изыскания и проектирование мостовых переходов и тоннельных пересечений на железных дорогах. - М.: УМК МПС России, 1999. - 688 с. 7. Нефедъев В.И. Расчет отверстия моста: Метод.указ. - Л.: ЛИИЖТ, 1968. -30с. 8. СНиП 2.05.03-84*. Мосты и трубы - М.: ЦИТП Госстроя РФ, 1996. -200с. 9. СП 32-102-95 Сооружения мостовых переходов и подтопляемых насыпей Методы расчета местных размывов.
|