Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






За» и «против» исследований, основанных на анализе образов






Остановимся прежде всего на том, что мы знаем лучше всего. Edith Кrаmеr часто заявляла, что некоторые лица (вклю­чая арт-терапевтов) смотрят на искусство «деревянными» гла­зами. На мой взгляд, это обстоятельство может быть причиной того, что большинство проективных рисуночных тестов оказа­лись маловалидными. По-видимому, их разработчики слиш­ком мало знали об особенностях изобразительного процесс а


Гантт Л. Арт-тераneвтичеcкuе исследования 27

и не могли соответствующим образом оценить результаты те­стов. Если же человеку действительно близок язык изобрази­тельного искусства - либо в силу врожденных способностей, либо благодаря полученному образованию - он может быть более подходящей фигурой для проведения исследований с ис­пользованием проективных рисуночных тестов. Мы можем «перевести» процессы художественного творчества на язык психологии. Напna Уаха Kwiatkowska в беседах со своими сту­дентами часто подчеркивала, что они должны выступать в роли своеобразных «переводчиков», раскрывая особенности рисунков пациентов в общении с другими специалистами. В своей работе «Порядок вещей» французский философ М. Фокольт анализи­pyeт культурно- исторические предпосылки, развития наук о че­ловеке. Он показывает, каким образом происходило формирова­ние гуманитарных воззрений на протяжении нескольких веков, и предсказывает, что эти воззрения могут однажды кануть в Лету. Он цитирует Борхеса, который обращается к анализу древней китайской классификации различных «странных» и «невозмож­ных» живых организмов, включающей «ароматизированные» живые существа, «сирены», «фантастические» организмы и т. д. Фокольт при этом указывает, что «экзотическое очарование» иной системы взглядов выявляет ограниченность нашей соб­ственной позиции, не допускающей даже вероятность того или иного явления. Одна из основных его мыслей заключается в том, что до тех пор, пока мы не столкнемся с иной системой взгля­дов, мы не способны осмыслить явления таким образом, кото­рый отличен от стереотипов времени и общества, в котором мы живем. Хотя я и не в полной мере разделяю этой мысли, но думаю, что Фокольт в чем-то прав. Если арт-терапевты имеют свою собственную систему взглядов на изобразительное твор­чество и на то, что в нем имеет наибольшую клиническую зна­чимость, именно им следует задавать тон в проведении иссле­дований, связанных с изобразительным творчеством. Мы можем успешнее других проводить исследования, связанные с анали­зом художественных образов, ибо именно мы способны мыс­лить образами. Именно мы можем различать те переменные, которые способен распознать лишь глаз художника, объединяя

 

 

Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям 28

отдельные элементы в целостное изображение. Мы можем аб­страгироваться от всей той ненужной информации, которой отягощены, например, исследования, связанные с изображе­нием фигуры человека. Многие из этих исследований были попросту лишены глубоко психологического, художественно­го взгляда на вещи. Исследования, основанные на анализе об­разов, должны дать нам определенные «ключи» для использо­вания лечебных подходов. Например, если мы представляем себе, каковы особенности изобразительной продукции клини­чески здоровых лиц, мы по-видимому можем, используя те или иные приемы, способствовать приближению состояния паци­ентов к состоянию здоровых лиц. Если метод, используемый Б. Эдвардс (Edwards, 1979), позволяет человеку развить свои экспрессивные возможности, становится осуществимой и целе­направленная разработка коррекционных подходов.

Сосредоточиваясь на исследованиях, связанных с анализом образов, мы можем подвергнуть проверке наши методы и пред­ставления. Это означает, например, то, что мы должны продол­жить описательную работу Ловенфельд, благодаря которой, путем анализа сотен изображений, в наш обиход вошли такие понятия, как «базисная линия» и «рентгеновский рисунок». Таким образом, мы можем перейти от описания отдельных кли­нических наблюдений к более научному подходу. Говоря о сход­ной проблеме в области антропологии, Бенфер, например, пи­шет, что «... нелегко проводить этнографические исследования, пользуясь лишь обыденным языком повседневной жизни. Язык и методы науки предполагают получение воспроизводимых ре­зультатов и применение процедур их верификации. Они были созданы для того, чтобы решить проблемы, связанные с исполь­зованием повседневного языка, который так любят художни­ки и постмодернисты» (Beпfer, 1996, р. 76). Нам следует учесть как достоинства, так и недостатки, связанные с исследования­ми, основанными на анализе образов. Лично я не стала бы ув­лекаться поисками смыслов, заключенных в символических образах. Хотя я отнюдь не считаю, что символизм не имеет зна­чения, многое уже было сделано историками, антропологами и представителями других гуманитарных наук. До тех пор пока


Гантт Л. Арт-тераneвтичеcкuе исследования 29

 

мы не займемся обсуждением и проверкой их идей, применяя методы, используемые в арт-терапевтических исследованиях, место «первой скрипки» останется за ними. Обращая преиму­щественное внимание на особенности образов, а не на автор­ские ассоциации, мы в то же время можем пропустить нечто чрезвычайно важное для клиента. При написании этой статьи я то и дело мысленно возвращалась к своей работе со студий-

ной группой и к вопросу о том, каким образом я могу исполь­зовать свои исследовательские возможности для прояснения того, что связано с понятиям и арт-терапии и арт-психотерапии. Поскольку я обозначаю данную группу как «художественно­лечебную», я имею возможность определить, что в ней больше всею нравится или не нравится ее участникам. Многие из моих коллег спрашивают участников подобных групп, что им пред­ставляется наиболее полезным в приобретенном опыте. Гото­вы ли мы, получая такую информацию от клиентов, изменить. формы своей работы?

Заключение

В начале этой статьи я выразила мнение, что исследования, основанные на анализе образов, с одной стороны, и исследования, основанные на вербальных подходах, с другой стороны (с при­менением как количественных, так и качественных критериев) дополняют друг друга. Я также показала, какие вербальные при­емы могут использоваться при исследовании образов.

Я убеждена в том, что нам не следует ограничивать себя ка­кой-либо одной моделью исследований и склонна допускать использование различных взаимодополняющих стратегий. Именно нам - арт-терапевтам - следует возглавить исследования, связанные с анализом образов. Ульман в свое время заявила, что.если мы действительно верим в возможности невербаль­ной коммуникации, нам не следует ощущать себя гражданами второго сорта, когда мы вступаем во взаимодействие с пациен­тами посредством их художественного творчества, а не слов. (иlтan, 1975, р. 32). Я бы добавила, что если мы действительно ценим художественное творчество своих клиентов, нам следу-


Раздел 1. Современные подходы к научным исследованиям 30

ет сделать его главным предметом исследований и не чувство­вать себя приэтом в роли исследователей второго сорта.

Литература

Beпfer, R. 1996, April. Science and Antiscience in Antropology.

Ап­tropology Newsletter. № 37, 76 & 74.

 

Edwards, В. 1979. Drawing оп the Right Side of the Brain.

Los Аgeles: Tarcher.

 

Faucau/t, М. 1973. The Order of Things: Ап Archeology of the Ниmаn

Science. New Уork: Random House.

 

Gantt, L. 1998. А Discussion of Art Thetapy as а Science. Art The­rapy:

Journal of the American Art Therapy Association. № 15. Р.3-12.

 

Goffтaп, Е. 1969. Strategic Interaction. Philadelphia, РА: University of Pensilvania Press.

 

Herтaп, J., Репу,. & vaп der Ko/k, В. 1989. Childhood Тгаumа in

Borderline Personality Disorder. American Journal of

Psy­chiatry. Р. 146, 490-495.

 

Juillard, К 1998. Outcomes Research in Health Саге: lmplications for

Art Therapy. Art Therapy: Journal of the American Art

The­rapy Association. № 15. Р. 13-21.

 

Osgood, С., Мау, W. & Miroп, М. 1975. Cross-Cultural Universals of

Affective Meaning Urbana, П: University of illinоis Press.

 

Osgood, С., Sici, G, & ТаппепЬаип, Р. 1957. The Measurement of

Meaning. Urbana, П: Universityof illiоis Press.

 

Rosa/, М. 1998. Research Thoughts: Learning from the Literature and

Experience. Art Therapy: Journal of the American Art

The­rapy Association. № 15. Р. 47-50.

 

U/тaп, Е. 1975. Therapy is not Enough: The Contribution of Art to

General Hospital Psychiatry. In Е. Ulman & Р. Dachinger

(eds.) Art Therapy in Theory and Practice, New Уork: Scho­cken.

 

Williaтs, К, Agell, G.& Goodтaп, R. 1996. Art-Based Diagnosis:

Fact ог Fantasy? American Journal of Art Therapy. М 3. Р. 9-31.

Барбара Болл

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал