Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Зарубежные системы физического воспитания ребенка






Одним из первых государств, уделявших особое внимание фи­зическому воспитанию ребенка была Спарта (древнегреческий полис в Пелопонессе).

В спартанском обществе контроль государства над воспитанием ребенка начинался с первых дней жизни младенца. После рожде­ния ребенка отец нес его в Совет старейшин, который, оценив физическое здоровье, определял дальнейшую его судьбу. Если ре­бенок оказывался здоровым, то счастливый отец возвращался с ним домой, а если нет, то, по данным различных источников, его или отдавали в рабство или воспитывали в специальных домах. Су­ществовала легенда, что больных новорожденных спартанцев бро­сали в пропасть.

До семилетнего возраста физическим воспитанием ребенка за­нималась семья. Смысл этого воспитания заключался в закалива­нии. С семилетнего возраста всех мальчиков направляли в обще­ственные дома. Главное место в их воспитании, очень суровом, занимало физическое развитие. Чтобы сделать мальчиков более выносливыми, кормили их весьма скудно, ходили они босыми и, как правило, без одежды.

Основными занятиями, связанными с физическим воспитани­ем мальчиков, были охота, различного рода обрядовые танцы, а также многочисленные состязания в беге, прыжках, метании дис­ка и копья, борьбе.

Следует заметить, что в Спарте была постоянная забота роди­телей и о физическом развитии девушек, которые, как и юноши, участвовали в военных походах и сражениях. По свидетельству Плу­тарха, «девицы также упражнялись в беге, борьбе, бросании диска и копья, чтобы их тела были сильны и крепки, и чтобы такими же были рождаемые ими дети. Закаленные такими упражнениями, они могли легче вынести муки деторождения и выйти из них здоровы­ми».

Таким образом, забота о физическом развитии в Древней Спарте распространялась не только на мужчин, но и на женщин. Женщи­ны Спарты гордились тем, что их потомство — это мужественные,


ловкие и смелые люди. А причину этого они видели в своем физи­ческом совершенстве.

Таково было спартанское воспитание. Оно было в основном на­правлено на улучшение физического развития. Умственное воспи­тание являлось частным делом каждого спартанца.

Заботу о физическом совершенстве проявляла не только Спар­та. Древний историк Геродот сохранил для человечества описание мужественного воспитания женщин у скифов. К примеру, если женщина не могла уничтожить хотя бы одного врага своего наро­да, ей не разрешалось иметь мужа. Женщина должна была быть сильной, ловкой, смелой, и поэтому воспитание девочек должно было соответствовать требованиям времени.

Значительное внимание вопросам физического воспитания уде­ляли древнегреческие философы.

Аристотель (340 до н.э.) писал о взаимосвязи физического и психического состояния организма. Он утверждал, что гнев, ра­дость, печаль накладывают свой отпечаток на состояние мышц. Подчеркивая важность гигиены движений, закаливания ребенка, он считал, что движение — это жизнь и что физическое воспита­ние предшествует умственному. Ничто так не ослабляет и не исто­щает человека, как продолжительное физическое бездействие.

В городах Древней Греции физическое воспитание носило клас­совый характер, особенно в Афинах. Известный философ древ­ности Платон так охарактеризовал воспитание в этом городе: «Вос­питание и наставление начинается с самых первых лет существо­вания и продолжается до конца жизни. Выучив ребенка игре на кифаре, учителя знакомят его с творениями выдающихся поэтов-песнотворцев. Эти произведения они поют под звуки инструмен­та и приучают свои души к ритму и гармонии, благодаря чему они научатся быть более благородными для слова и дела, ибо вся человеческая жизнь нуждается в гармонии и ритме. Потом они посылают детей к учителю гимнастики, чтобы таким образом луч­ше приспособить их тела к мужественной жизни и чтобы благо­даря телесной слабости у них не появлялось малодушия во время войны или в каких-либо других случаях. Таким образом поступа­ют те, которые имеют средства, те, кто богат. Их дети раньше начинают свое образование и оканчивают последними» [6, с. 208— 209].

Если Спарту и Афины в вопросах воспитания объединяет клас­совый подход, то само воспитание значительно отличается и прежде всего тем, что из афинянина готовили всесторонне образованного человека, получавшего умственное, эстетическое и физическое воспитание, в то время как спартанца учили лишь быть выносли­вым воином.


В Афинах семилетнего мальчика отдавали в школу, но он про­должал жить с родителями. В городе существовали частные школы; трех видов, которые поочередно посещали учащиеся. В граммати-■ ческих школах они обучались чтению и письму. В музыкальных — пению и игре на музыкальных инструментах. В гимнастических — борьбе и различным физическим упражнениям.

Воспитание в Афинах не было таким жестоким, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей про­являли родители. Интересно отметить, что если родители не дава­ли сыну должного воспитания, то он имел право отказаться со-! держать их в старости. Обращает на себя внимание и то обстоятель-! ство, что физическая подготовка в основном осуществлялась в го­сударственных школах (гимназиях), а не в частных, что свидетель­ствовало о заинтересованности государства в подготовке верной своей опоры против рабов и внешних врагов. Для гимназий («гим-нос» — нагой) строились специальные здания, спортивные пло­щадки и городки. В них, в отличие от частных школ, мог поступить каждый (кроме рабов).

Преподаватели гимнастики не только обучали отдельным уп­ражнениям (например, борьбе), но и наблюдали за влиянием их на организм, за соблюдением гигиенических правил. Это означа­ло, что преподаватели должны были не только быть хорошими педагогами, но и знать основы современной им медицины.

Необходимо подчеркнуть, что далеко не все дети свободных граждан получали образование. Дети крестьян из окружающих го­рода сел, ремесленников и рыбаков часто не имели такой возмож­ности. Что касается девочек, то они не получали такого физиче­ского воспитания, как в Спарте, а обучались лишь ведению до­машнего хозяйства.

Таким образом, хотя физического развития греки добивались ради мощи своих государств, они понимали в то же время, что занятия физическими упражнениями способствуют более совер­шенному физическому развитию человека.

Уже в начале IV в. до н.э. в Афинах создаются профессиональ­ные наемные войска вместо гражданского ополчения из числа сво­бодных людей. Это обстоятельство отразилось и на физическом вос-I питании. Оно отодвигалось как бы на второй план, уступая место ораторскому искусству. Физические упражнения стали более лег­кими, необходимыми скорее для отдыха, чем для воспитания вы­носливости.

Специфика того времени и взгляды на физическое воспитание отразились в трудах древнегреческого философа Платона, кото­рый сводил физическое развитие человека к тому, чтобы «совер­шенствовалась душа человека».


На этот исторический период приходится расцвет медицины.

Постепенный переход медицины на научную основу способ­ствовал и совершенствованию системы физического воспитания.

Древнегреческий врач Гиппократ представлял себе физиче­ское воспитание как занятие различными физическими упраж­нениями, использование которых содействует разностороннему, более гармоничному развитию тела. Он рекомендовал тем, кто занимается гимнастикой, бегать и бороться зимой, а летом — меньше бороться и совсем не бегать, но гулять в прохладе. Те, которые утомляются от бега, должны бороться, а которые утом­ляются борьбою, тем следует бегать, ибо таким образом какая-либо часть тела, утомленная от трудов, лучше всего может со­греться, укрепиться и отдохнуть.

Многое из того, к чему Гиппократ пришел в результате наблю­дений, в последующем получило свое научное подтверждение.

Физическое воспитание в Риме носило иной характер, чем в Греции. Хотя как в Греции, так и в Риме воспитание сводилось к подготовке воинов, тем не менее до 16 лет юноша воспитывался в семье. Физическое воспитание не было чем-то особенным. Оно носило трудовой характер. Дети должны были работать в поле вместе с родителями, участвовать в охоте и т.д. Участие в разно­образном труде и было основной школой физического воспита­ния и закаливания организма. Юноши много времени посвящали бегу, метанию различных тяжелых предметов (диска, копья), борьбе, фехтованию, верховой езде, различным играм, в том числе с мячом.

В период образования Римской империи (первые века н.э.) физическое воспитание преследовало двоякую цель. С одной сто­роны, нужно было подготовить выносливых, крепких воинов на­емной армии и их военачальников, а с другой — обеспечить физи­ческую подготовку тех, кто выступал в различных состязаниях, устраиваемых как зрелища для народа, чтобы отвлечь его от на­сущных проблем, свойственных антагонистическому обществу.

У многих народов существовал обычай, согласно которому, что­бы стать полноправным членом племени, юноши должны были так или иначе доказать свою физическую силу.

Сохранившиеся исторические данные о быте множества раз­личных племен в XII—XV вв. н.э. на островах в Океании также свидетельствуют о том, что в жизни всех этих народов физичес­кая подготовка занимала большое место. Так, аборигены Австра­лии для физического воспитания широко использовали бумеран­ги и упрощенные копья для метания. Гели бы они не занимались этим, им трудно было бы рассчитывать на успешную охоту, ко­торая требовала ловкости, выносливости и быстроты. У северо-


американских индейцев были распространены борьба, скачки, игры с мячом.

В период позднего Средневековья, когда в недрах феодального строя начала быстро развиваться промышленность и бурно рас­цветать торговля, в связи с чем постепенно складывался класс буржуазии и купечества, появились и новые представления о физи­ческом воспитании, отразившиеся затем в идеологии гуманизма.

В эпоху Возрождения гуманисты, признавая ценность человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей, восхищаются красотой тела. Так, известный художник эпохи Возрождения Альберти писал, что созданные художниками изображения богинь представляются нам красивыми только потому, что они отражают красоту живых женщин, которые были натурщи­цами. Леонардо да Винчи восхищался красотой окружающего мира, однако считал, что человек — самое прекрасное творение природы.

В первой половине XV в. итальянец Витторино да Фельтре со­здал школу, названную им «Домом радости», в которой ученикам была предоставлена возможность получать как умственное, так и физическое воспитание.

В XV в. французский гуманист Франсуа Рабле написал книгу «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой обращал внимание на не­обходимость физических упражнений, чередуемых с умственными занятиями, прогулками по окрестностям и разумными развлече­ниями. Рабле считал, что каждый человек имеет право на физичес­кое совершенствование, здоровье, жизнерадостность, а физичес­кое воспитание должно организовываться так, чтобы дети в про­цессе воспитания не только получали физическую закалку, но и выполняли все физические упражнения без принуждения, испы­тывая при этом радость. Вместе с тем он уделял особое внимание и гигиеническому воспитанию детей, указывая на необходимость приучать их с ранних лет мыть тело и чаще менять одежду. Физи­ческая нагрузка, по его мнению, окажется полезной в том случае, если она будет постепенно увеличиваться, за менее сложными дви­жениями должны следовать более сложные.

В конце XVI в. итальянский гуманист Иероним Меркуриалис создал первое руководство по гимнастике. Гимнастику он рассмат­ривал как важное средство в укреплении здоровья человека и под­готовке его к несению военной службы. Меркуриалис активно про­пагандировал гимнастику, считая ее прекрасным искусством, с помощью которого можно воспитывать «божественно храбрых людей». Будучи врачом, он утверждал, что физические упражне­ния способны изменять даже конституцию человеческого тела, исправляя его дефекты, как природные, так и приобретенные в результате неправильного образа жизни.


Однако произведения гуманистов были недоступны широким массам, к тому же они были написаны на латинском языке. Да и само воспитание, предлагаемое ими, было рассчитано в основном на обеспеченных людей.

Ближе к чаяниям народа стояли первые социалисты-утописты — англичанин Томас Мор и итальянец Томмазо Кампанелла. В сво­их книгах о вымышленных государствах, построенных на прин­ципах социалистического общества, они предсказывали идею все­стороннего воспитания (умственное, нравственное и физиче­ское) для подготовки к труду и с помощью труда. Воспитание человека должно начинаться с самого раннего возраста. Вот что писал по этому поводу в своей книге «Город Солнца» Кампанел­ла: «По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку, гуляя вокруг стен домов; они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четы­ре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занима­ются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются их члены. При этом до седьмого года они ходят всегда босиком и с непокрытой головой» [7, с. 151].

Для физического воспитания Кампанелла избрал игры, кото­рые были широко распространены среди народа. В человеке, полу­чившем хорошее физическое и умственное воспитание, он видел образец совершенства.

Социалисты-утописты нашли своих последователей в ряде стран Европы. Наиболее ярким представителем среди них был выдаю­щийся чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592—1670), который уделил значительное внимание физическому воспитанию. Он считал, что без физического воспитания немыслимо нормаль­ное духовное развитие. Больной человек не может стать всесторон­не развитым — таков был его вывод. В книге «Мир чувственных вещей в картинках» он ярко выразил возможные формы физиче­ского воспитания, высказал смелую для того времени мысль, что любого ребенка, независимо от его происхождения, можно вос­питать как всесторонне развитого, физически крепкого человека. Позже он обобщил свой педагогический опыт в книге «Энцикло­педия видимого мира».

Коменский был уверен, что формирование человека должно начинаться в раннем детстве. Усвоенное в этом возрасте особенно прочно.

По утверждению Коменского, сам человек есть не что иное, как гармония в отношении тела и души. Как и сама Вселенная есть подобие огромного механизма, столь искусно составленного из множества колес и звуковых приборов, что в общем для непре-


рывности движений и для гармонии одно сочетается с другим, — таков и человек. Что касается тела, устроенного с изумительным искусством, то первым двигателем является сердце, источник жизни и действий, от которого остальные члены получают движение и меру движений. Силой, вызывающей движение, является мозг, ко­торый с помощью нервов, как бы шнуров, притягивает и отпус­кает остальные колеса (члены). А разнообразие деятельности внут­ри и вне заключается именно в этой самой соразмерности пропор­ции движений.

Подобным образом в душевных движениях главным движущим колесом является воля; рычаги, приводящие ее в движение, — это желания и страсти, которые склоняют волю в ту или другую сто­рону. Рычагом, открывающим движение и замыкающим его, явля­ется разум, который взвешивает и определяет, чего, где, в какой мере нужно желать или чего избегать. Остальные движения души есть как бы меньшие колеса, следующие за главным [8, с.63—64].

В трудах Коменского уже четко проглядывали смелые, совершен­но новые методы воспитания. Основой этих методов являлось фи­зическое развитие, без которого немыслим человек, обладающий хорошим здоровьем. Взгляды Коменского были высоко оценены прогрессивными людьми его времени и более поздних периодов.

Вопросам физического воспитания большое внимание уделял английский философ-материалист Джон Локк (1632—1704), кото­рый считал обязательным условием воспитания крепкое физиче­ское развитие. Чем слабее тело, тем меньшей волей человек обла­дает, тем меньше у него возможностей достичь желанной цели. «Лишь в здоровом теле, — писал Локк, — может быть здоровый дух». Поэтому он считал, что физическое воспитание должно на­чинаться с первых дней жизни человека, рассматривая его как самое первое воздействие взрослых на детей.

В сочинениях выдающегося французского мыслителя Жан Жака Руссо (1712 — 1778) также значительное место отводилось вопро­сам физического воспитания. Он призывал к тому, чтобы физи­ческое воспитание начиналось с первых дней рождения человека. Основой физического воспитания, по его мнению, должны быть детские подвижные игры и физические упражнения. В его взглядах нашла свое отражение весьма «крамольная» для того времени мысль, что и женщина должна получить физическое воспитание. Руссо вы­ступал против постоянного пребывания девочек дома, в закрытом помещении, лишенном свежего воздуха, предлагал воспитывать их, вовлекая в подвижные игры на свежем воздухе, рекомендовал еже­дневные прогулки. «Они должны, — писал он, — играть, прыгать, бегать, кричать, как это свойственно их резвому возрасту». Отсут­ствие движений, в его представлении, калечило и тело, и душу.


Руссо считал, что истинная грация — это непринужденность движений, свежесть и здоровье.

Своеобразные взгляды на физическое воспитание имел швей­царский педагог Иоганн Песталоцци (1746—1827). Им была выдви­нута теория, согласно которой человек рождается с заложенными в нем определенными способностями. Цель воспитания, по его мнению, сводилась лишь к развитию этих способностей путем уп­ражнений. Вместе с тем он считал, что в течение жизни человек не может приобрести никаких задатков, если они не были заложены в нем при рождении. Это его ошибочное представление омертвля­ло роль живой практики в воспитании человека. Однако во взгля­дах Песталоцци были и прогрессивные мысли. Так, им был разра­ботан аналитический метод физического воспитания; при физи­ческих упражнениях он предлагал постепенный переход от более простых форм движения к более сложным. К простым, или эле­ментарным, движениям Песталоцци относил движения в суставах. Отсюда основой физического воспитания он считал гимнастиче­ские упражнения, связанные с нагрузкой на суставы. Предложен­ные им гимнастические упражнения получили широкое распрост­ранение в ряде стран Западной Европы.

Таким образом, первые социалисты-утописты и выдающиеся мыслители XVI —XVII вв. уже ясно себе представляли необходи­мость всестороннего развития личности, сочетающей в себе обра­зованность и физическое совершенство.

В эпоху капитализма вопросам физического воспитания были посвящены работы передовых ученых, педагогов.

Французский социалист-утопист Теодор Дезами (1803—1850) писал, что для физического совершенствования нужна длительная систематическая работа, которая обеспечивает формирование дви­гательных навыков [9].

Дезами, как и многие его предшественники, был сторонником раннего физического воспитания, причем он полагал, что физи­ческое воспитание необходимо проводить с учетом возраста и пола и обязательно в процессе труда. Исходя из разных физиологиче­ских особенностей организма мальчиков и девочек, Дезами пред­лагал подготавливать их по разным программам. Он писал: «...Для того, чтобы гражданское население состояло из одних только креп­ких и трудоспособных мужчин, необходимо обеспечить хорошим телосложением тех, кого природа предназначает дарить государ­ству граждан. Необходимо, следовательно, посредством труда и фи­зических упражнений предохранять организм женщин от износа».

Большое внимание вопросам физического воспитания уделял французский публицист, идеолог «мирного коммунизма» Этьенн Кабе (1788—1856) в книге «Путешествие в Икарию». В этой вымышленной


им стране благодаря хорошему физическому воспитанию жили люди красивые и здоровые. Он писал, что дети там — прелестны, мужчи­ны сильны и красивы, женщины очаровательны и божественны.

Взгляды Этьенна Кабе на физическое воспитание отличались своей удивительной прозорливостью. Он одним из первых выска­зал мысль, что заботу о человеке следует начинать еще с того периода, когда тот находится во внутриутробном развитии. «Вам надо с самого начала знать, — писал Кабе, — что республика заботится о своих детях не только со времени их рождения, но даже в период беременности их матерей» [10, с. 218].

Такая задача вполне современна и сегодня. Кабе считал, что каждая супружеская пара должна знать все о беременности и нор­мальном развитии плода. Он высказал весьма передовую для свое­го времени мысль о том, что необходимо издавать популярные брошюры по анатомии и гигиене, а врачам следовало бы органи­зовывать курсы для беременных женщин. Для правильного ухода за ребенком Кабе предлагал обеспечить каждую мать инструкцией, в которую врачи должны записывать советы, соответствующие по­следним достижениям науки. Он так же, как и Дезами, высказал догадку, что при разумном воспитании можно добиться больших успехов в совершенствовании человека.

Вполне обоснованно первые шаги в физическом воспитании ребенка он возлагал на матерей, но на матерей грамотных, знаю­щих основы воспитания. Эти знания матери должны получать на специальных курсах. «Там обсуждаются тысячи вопросов, — писал Кабе, — относящихся не только к кормлению ребенка и отнятию его от груди, прорезыванию зубов, обучению ходьбе, его пита­нию, одежде и купанию, но и к развитию и усовершенствованию каждого его органа, так как убежден, что ребенок может быть из­вестным образом так же формирован, как и растения и животные, и что пределы усовершенствования человеческого рода еще неиз­вестны» [10, с.219]. Кабе считал, что воспитание — процесс ак­тивный, что человеческий разум и опыт могут влиять на физичес­кое воспитание, и, самое главное, он был убежден, что физичес­кое воспитание приносит пользу, когда оно всесторонне, причем оно не должно отрываться от воспитания умственного и нравствен­ного.

В физическом воспитании он придавал большое значение вскарм­ливанию ребенка грудью матери. Мать, родившая ребенка, долж­на быть окружена заботой и вниманием со стороны всех окружаю­щих ее лиц. Это будет создавать у нее хорошее настроение, что и позволит ей воспитывать счастливых и здоровых детей. Он был убеж­ден, что при таком воспитании каждое новое поколение будет становиться более совершенным. Обязательным условием физи-


ческого воспитания Кабе считал занятие дома и в школе гимнас­тикой, которую рассматривал как важное средство в усовершен­ствовании всех частей тела. Особое значение он придавал различ­ным детским играм, которые, по его мнению, ставят себе целью развить грациозность, силу и здоровье.

Однако Кабе полагал, что нужно заниматься теми упражнени­ями, которые чаще применяются в практической жизни и более целенаправленно влияют на приобретение необходимых навыков. Он писал: «Хорошо ходить, бегать, прыгать во всех направлениях, карабкаться, взбираться, спускаться, плавать, ездить верхом, танце­вать, кататься на коньках, фехтовать, проделывать, наконец, во­енные упражнения, — все эти упражнения и игры укрепляют тело и совершенствуют его» [10, с. 222].

Среди всех видов физической нагрузки Кабе особое предпоч­тение отдавал ходьбе. «Хорошо ходить, — писал Этьенн Кабе, — это значит ходить с грацией и долго». Кабе придавал большое значение играм и гулянию на воздухе. Игры детей и юношей он рассматривал как жизненную необходимость, как содержание их жизни, как радость бытия. Вместе с физическими упражнения­ми, влияющими на физическое развитие человека, Кабе считал также необходимым всему подрастающему поколению занимать­ся различным трудом, который не только доставляет удоволь­ствие, но и имеет большое значение в физическом формирова­нии человека.

Наряду с физическим дети должны получать и гигиеническое воспитание, приучаться с раннего возраста к соблюдению чисто­ты как одной из первых обязанностей.

Кабе считал, что ребенку с ранних лет надо прививать любовь к родителям, ко всем старшим, желание обслуживать самого себя, помогать ближним. Нравственный человек — это тот, кто лишен чувства эгоизма и честолюбия, наделен чувством уважения к лю­дям, является патриотом своей родины, а также хорошим супру­гом, отцом, умеет укрощать свои страсти. Все эти черты характера вырабатываются у каждого члена общества в результате разумного и продуманного воспитания. Общий процесс воспитания не может быть полным без эстетического воспитания. Кабе мечтал о том, чтобы все дети без исключения учились музыке и пению.

Не менее интересны взгляды на воспитание еще одного социа­листа-утописта — Шарля Фурье (1772—1837). В его трудах четко подчеркивается мысль о сочетании умственного и физического вос­питания в процессе труда. Он утверждал, что «... воспитание имеет целью осуществлять полное развитие физических и умственных спо­собностей, применять их все, даже развлечения, к производитель­ному труду» [11, с.336].


Замечательной фигурой среди всех социалистов-утопистов XIX в. является Роберт Оуэн (1771 —1858). Великий социалист-утопист уде­лял большое внимание всестороннему развитию человека. Оуэн, мечтая о будущем обществе, полагал, что «...первоочередной за­дачей общины всегда будет предоставление всем ее членам наи­лучшего физического, нравственного и умственного воспитания» [12, с.263-264].

В вопросе формирования всесторонне развитого человека на пер­вое место Оуэн ставил физическое воспитание как основу всего последующего воспитания. В сохранении здоровья он видел один из главных принципов будущего совершенного общества. По его мнению, здоровье, физическое совершенство и умственное вос­питание принесут истинное счастье человечеству. Оуэн был убеж­ден, что при помощи воспитания можно не только сделать чело­века физически совершенным, но и воздействовать на его физи­ческую природу в целях ее дальнейшего совершенствования. Он считал, что «...физические упражнения, введенные для усовер­шенствования природных склонностей, укрепления здоровья и силы отдельных людей, составят часть системы образования и вос­питания детей. Таким образом, дети, развлекаясь, будут приобре­тать в раннем возрасте привычки, которые помогут им сделаться в старшем возрасте хорошими защитниками своей страны, если потребуется, защищать ее; по всей вероятности, на них можно будет положиться гораздо больше, чем на людей, физическое, ум­ственное и нравственное воспитание которых было менее тща­тельным» [12, с. 263—264].

Иоганн Христофор Гутс-Мутс (1759—1839) — выдающийся не­мецкий теоретик и практик физического воспитания. Он изучал гимнастику и дал научное обоснование и методику ее проведения. Субъективная гимнастика заключается в установлении гармонии между телесными и духовными силами человека. Объективная — в приобретении навыков, полезных для жизни, которой управляет тысяча случайностей. По мнению Гутс-Мутса, гимнастика укреп­ляет мышцы, оживляет кровообращение, закаляет кожу, развива­ет в мускулах и теле навыки наиболее ловких и эффективных дви­жений, совершенствует органы чувств.

Он написал самоучитель по плаванию, учебно-методические рекомендации по играм. По его книгам преподавали гимнастику не только в Германии, но и в Дании, Швейцарии, Англии и Гол­ландии.

Значительный вклад в теорию физического воспитания детей внес Жорж Демени (1850 — 1917), французский физиолог и педа­гог, автор гимнастической системы физического воспитания. Его система была рассчитана на непрерывные занятия, использование


упражнений на растяжку, расслабление, движения под музыку. Рас­считанная на годы, система не давала мгновенных результатов, а это не устраивало французское правительство, которое поощряло готовность молодежи к военной службе, но не к психофизическо­му совершенству.

В конце XIX — начале XX в. появилась система гимнастики для детей раннего и дошкольного возраста, создателем которой был И. Мюллер. Она вызвала много споров, особенно со стороны вра­чей и сторонников других систем воспитания. Мюллер утверждал, что сила и разум каждого народа развиваются из телесного здо­ровья ребенка. Говоря о гимнастике для детей, он писал: «Растира­ние тела после ежедневного купания отлично действует даже на грудных детей, и такие манипуляции очень нравятся детям. Они улыбаются и чувствуют себя довольными, когда им разминают ко­нечности или живот» [13, с. 6].

Мюллер в работе с детьми широко использовал упражнения в дыхании по способу Сильвестра и Шефера, статические позы, вращения туловища со сгибанием в стороны; кружение рук и ног, «ходьбу на руках», «тачку» и др. Купание, как уже указывалось выше, сопровождалось массажем или растиранием. Мюллер в сво­их работах ставил цель — дать в сжатой и конкретной форме* про­грамму физических упражнений, доступную каждому ребенку.

Это была одна из первых зарубежных систем физических уп­ражнений для детей от рождения до 4 — 5 лет.

В культурном наследии стран Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, в которых распространен буддизм, сохранилось не­мало систем психофизической тренировки. Будучи древней рели­гией, буддизм оказал разностороннее влияние на духовное и ис­торическое развитие Индии, Китая и других стран Азии. В них по­являются разнообразные школы психофизической тренировки. В философском трактате «Бхагавад-гита», написанном примерно за тысячу лет до н.э., впервые упоминается гимнастика йога.

Примерно к I в. до н. э. относится четырехтомное сочинение муд­реца Патанджали, в котором были собраны все известные в эту пору сведения о йогах. Называлось оно «Йога-сутра», что означает «высказывания о йогах». В нем впервые подробно описаны диета, упражнения, психотренировка, мистические аспекты йоги и т.д.

На пути очищения и совершенства существенное место отво­дилось хатха-йоге — комплексу физических и этических норм. В переводе с санскрита хат — «солнце», что символизирует жиз­ненную силу, бодрость, энергию; ха — «луна», их бледное отраже­ние, составная часть хатха-йоги представлена физическими уп­ражнениями, в том числе дыхательной гимнастикой, с целью уп­равления физическими и психическими функциями организма.


Типичными для йоги являются «асаны» — канонизированные позы с задержкой дыхания на каждой позе от нескольких секунд до минуты и более. В предисловиях к книгам по йоге оговаривает­ся, что йогой нельзя заниматься без учителя — гуру, так как это может принести вред.

Несмотря на почтенный возраст, йога и сегодня чрезвычайно популярна на Востоке. В каждом городе Индии есть центры йогов, об этом учении выходят все новые книги, снимаются филь­мы. В Ришикеше, у подножия Гималаев, находится современный международный центр по изучению йоги, основанный Свами Ши-ванандом в 1932 г. Как врач, знакомый с современными ему ме­тодами лечения, Шивананд пришел к выводу, что с помощью йоги можно эффективно устранять физические и психические недуги человека.

Увлеченность йогой переросла границы Индии и широко рас­пространилась в другие страны мира, особенно в последние деся­тилетия XX в. Однако йога это не только наука о теле, это прежде всего учение о душе. Йога не предполагает занятий с детьми до 7 лет, и в Индии ребенок первое приобщение к психофизическо­му совершенству получает в семье. В настоящее время появились некоторые зарубежные публикации по йоге для детей (авторы — создатели Бэби-йоги — Свами Вишну-девананди, Х.Кеннет и др.).

В Китае традиционным видом спорта является ушу. В переводе с китайского ушу означает «мастерство воина», «боевое (военное) мастерство», «искусство воина». В содержание этого вида спорта включены элементы рукопашного боя, упражнения с предметами для нападения и самообороны. Комплексы упражнений выполня­ются индивидуально и группами в соответствии с разработанны­ми правилами и содержат: удары ногой, рукой, броски, захваты, падения, выпады, рубящие и колющие действия.

Существуют многообразные «стили» ушу. Как система упражне­ний ушу возникла из потребности подготовки к труду и ведению военного дела. В Китае Зто семейная традиция, тайны этой систе­мы упражнений строго охраняются и соблюдаются.

Использование восточных систем в российских дошкольных уч­реждениях требует специальных исследований и не может быть однозначно рекомендовано.

В мировой физической культуре существовали также европей­ские национальные системы — немецкая, сокольская, шведская и др.

В последние годы XX столетия наблюдается проникновение об­щечеловеческой культуры в национальные системы физического воспитания, что является естественным отражением их взаимо­обогащения.



Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.015 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал