Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологическое воспитание и образование
В 1991 г. впервые в нашей стране в законодательном порядке была установлена необходимость организации системы всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования. Такая система должна охватывать весь процесс от дошкольного, школьного воспитания и образования до профессиональной подготовки специалистов в средних, специальных и высших учебных заведениях, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Основными целями экологического образования и воспитания являются развитие культуры личности и общества, экологического сознания и мышления, ответственного отношения человека к природе, формирование практического опыта природопользования и компетентности принятия решений. Одним из принципов в образовании и воспитании должна быть гуманизация, ориентация на развитие социально активной личности, экологического сознания, мышления, культуры. Процесс этот находится еще в самой начальной стадии развития. Тем не менее Законом Российской Федерации предусмотрена обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях (ст.74), включая: • овладение минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний; • в соответствии с профилем в специальных средних и высших учебных заведениях предусматривается преподавание специальных курсов по охране окружающей природной среды и рациональному природопользованию. Законом предусматривается также, что лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний. В Законе определено, что руководители министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций, другие должностные лица и граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека на территории РФ, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку. В заключение следует обратить внимание, что противоречия между экономическим экстремизмом! } хозяйственной деятельности в предыдущие годы, который, к сожалению, продолжается и в настоящее время, и потребностями населения в здоровой окружающей природной среде требуют строгого выполнения существующих законов и необходимости разработки новых, которые позволят гарантировать экологические права граждан и общественных объединений. Экологический кризис можно преодолеть лишь при условии, что представители международного сообщества, государственные и региональные лидеры, каждый человек будут относиться к природе не как к внешнему объекту, а как к субъекту. Планету Земля надо рассматривать как организм, здоровье которого зависит от здоровья всех его частей. По своему интеллекту человечество уже подошло к той черте, за которой начинается переход биосферы в ноосферу, сферу разума. Основная проблема - готовы ли мы к этому шагу в духовно-нравственном отношении? Основой нового мышления должно быть умение учитывать интересы всего человечества, понимать его единство и неразрывность связей с природой. Человечество не может развиваться дальше без широкой экологической ориентации во всех областях жизни - от экономики до общественного сознания и культуры. Судьба природы и общества, всего человечества, нашей планеты должна волновать каждого. Равнодушие и безответственность могут привести к непредсказуемым и необратимым последствиям, девальвации самого ценного качества человеческого духа - морали. Тревожно в нашем мире из-за нерешенности многих глобальных проблем. Земля - одна на всех, и каждый несет ответственность за ее сохранность. Обязанность науки и общества - остановить процесс ухудшения состояния биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Решение многих вопросов в реализации проблем сохранения и укрепления здоровья каждого человека и в целом жизни на Земле во многом зависит от взаимопонимания нравственных и профессиональных качеств педагогов, врачей, политиков, деятелей науки и культуры, тех, кто оказывает реальное влияние на сознание народов всего мира.
Приложение 1 ПЕРЕЧЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ЗАКОНОВ И ДРУГИХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ЭКОЛОГИИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
|