Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Седативные средства. Средства для лечения маний.
Актуальность темы. В последние десятилетия наблюдается значительный рост нервно-психических заболеваний. По данным ВОЗ, от 30 до 50% больных, обращающихся к врачам общемедицинской сети, составляют лица с функциональными расстройствами нервной системы. Тяжелые психические заболевания, требующие госпитализации пациентов, составляют около 1% от всех заболеваний, что требует назначения антипсихотических средств, уменьшающих продуктивную симптоматику психозов (галлюцинации, бред, агрессивность и др.). При неврозах, неврастениях приоритетными в настоящее время являются транквилизаторы бензодиазепиновой группы. Врачу необходимо знать фармакологическую характеристику указанных групп средств, отличия их от давно известных бромидов, валерианы, пустырника и уметь четко ориентироваться в назначении соответствующих препаратов. Цель занятия: изучить классификацию, свойства, фармакокинетику и фармакодинамику, показания к назначению и побочные эффекты основных нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств. Задачи: · уяснить особенности нейролептиков, механизмы антипсихотического эффекта, показания к применению, побочные эффекты; · знать транквилизаторы разных групп, механизм седативного действия, другие фармакодинамические эффекты, применение; · изучить свойства бромидов, валерианы, пустырника, особенности действия, применение; · особенности действия и применение лития карбоната; · уметь выписывать рецепты на основные препараты темы. Содержание компетенций и планируемый пороговый уровень развития компетенций: ОК-1: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью анализировать действие основных антипсихотических, анксиолитических и седативных препаратов, а также использовать их свойства при применении на практике: - уметь анализировать показатели фармакокинетики и особенности фармакодинамики изучаемых средств, оценивать возможность развития эффекта при их применении; - знать побочные эффекты нейролептиков, транквилизаторов, седативных, солей лития, оценивать возможность развития лекарственной зависимости при их применении; - владеть навыками использования основных фармакокинетических параметров и сведений о зависимости фармакодинамики от свойств нейролептиков, транквилизаторов и седативных средств, условий их применения, особенностей форм выпуска, дозового режима и путей доставки лекарственных препаратов в организм; ПК-22: в результате изучения темы студент должен овладеть способностью и готовностью назначать и использовать нейролептики, транквилизаторы, седативные и нормотимические средства, проводить мероприятия по соблюдению правил профилактики побочных эффектов: - знать классификацию и основные характеристики изучаемых средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к их применению, побочные эффекты; - уметь анализировать действие нейролептиков, транквилизаторов, седативных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования в медицинской практике; выписывать их в рецептах; - владеть правилами назначения изучаемых препаратов при лечении различных заболеваний и патологических состояний с учетом показаний. ПК-19: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью применять основные нейролептические, транквилизаторы и седативные средства при наиболее часто встречающихся заболеваниях у взрослого населения и подростков, а также при неотложных состояниях (острый психоз); - знать особенности фармакокинетики и фармакодинамики антипсихотических, анксиолитических и успокоительных препаратов, достоинства и недостатки различных лекарственных форм, использующихся в медицинской практике; - уметь использовать различные лекарственные формы изучаемых препаратов, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики; - владеть навыками выбора нейролептиков и транквилизаторов для лечебных мероприятий при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях. ПК-31: в результате изучения темы студент должен овладетьспособностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт применения основных нейролептиков, транквилизаторов, седативных и солей лития: - знать принципы изыскания и испытания новых лекарственных средств; информационно-справочные и поисковые системы; - уметь работать с научной литературой, вести поиск информации о применении и действии изучаемых препаратов; - владеть навыками поиска, анализа и обобщения информации о применении и действии основных нейролептических, анксиолитических, седативных средств. Препараты для изучения: аминазин, пропазин, левомепромазин, алимемазин, метеразин, этаперазин, трифтазин, флуфеназин, тиопроперазин, пипотиазин, перициазин, тиоридазин, хлорпротиксен, зуклопентиксол, флупентиксол, галоперидол, дроперидол, бенперидол, флуспирилен, пимозид, пенфлюридол, азалептин, оланзапин, карбидин, зипрасидон, сертиндол, сульпирид, тиаприд, сультоприд, амисульприд, рисперидон, кветиапин; хлозепид, сибазон, феназепам, нозепам, лоразепам, бромазепам, мезапам, гидазепам, эстазолам, клоразепат, клобазам, альпразолам, тетразепам, тофизопам, мепротан, амизил, гидроксизин, буспирон, оксилидин, мебикар; валерианы корневища с корнями, валокормид, валоседан, корвалол, валосердин, валокордин, пустырника трава, пассифлоры трава, ново-пассит, натрия бромид, калия бромид, бромкамфора; лития карбонат, микалит, лития оксибутират, План изучения темы (уяснить и запомнить). 1. Классификация нейролептиков по химической структуре. Особенности действия пиперазиновых, пиперидиновых и алифатических производных фенотиазина. 2. Механизмы антипсихотического эффекта. 3. Фармакокинетика и фармакодинамика аминазина. 4. Сравнительная характеристика с аминазином других антипсихотических средств. 5. Показания к применению аминазина, побочные эффекты, противопоказания. 6. Классификация транквилизаторов по химической структуре. 7. Механизмы седативного действия транквилизаторов и фармакодинамические эффекты. 8. Показания к применению транквилизаторов, побочные эффекты, противопоказания; тактика назначения этих средств. 9. Механизм седативного действия бромидов, фармакокинетика, фармакодинамика, показания к применению, побочные эффекты, противопоказания. 10. Фармакологические эффекты валерианы, пустырника, применение различных препаратов этих растений. 11. Эффекты и применение лития карбоната. Уметь выписать в рецептах с указанием конкретного показания (рецепты выписать в тетради для самостоятельной работы): аминазин в драже и ампулах, трифтазин, дроперидол, тиоридазин, азалептин, сибазон в таблетках и ампулах, феназепам, нозепам, настой и настойку валерианы, корвалол, настойку пустырника, микстуру Бехтерева. Источники информации: а) Основная литература: 1. Харкевич, Д.А. Фармакология: учеб. для студентов мед. вузов/Д.А.Харкевич.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. Гриф УМО 2. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А. Харкевича. - М.: МИА, 2005. Гриф УМО б) Дополнительная литература 3. Венгеровский, А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учеб. пособие для мед. вузов/ А.И.Венгеровский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИФ " Физико-математ. лит.", 2007. - 702 с. Гриф УМО 4. Майский, В.В. Фармакология: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В.В.Майский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 397 с.: ил. Гриф УМО 5. Машковский, М.Д. Лекаpственные сpедства: пособие для врачей/ М.Д.Машковский. - 15-е изд., пеpеpаб., испр. и доп. - М.: Новая Волна, 2008. 6. Фармакология (тестовые задания): учеб. пособие для студентов мед. вузов/ под ред. Д.А.Харкевича. - М.: МИА, 2005. - 455 с. Гриф УМО 7. Катцунг, Б.Г. Базисная и клиническая фармакология: учеб. пособие для системы последиплом. и доп. мед. и фармацевт. образования/Б.Г.Катцунг; пер. с англ. Э. Э. Эвартау.-2-е изд., пеpеpаб. и доп.-М.: Бином; СПб.: Диалект. Т.1, Т2.-2007. Гриф МЗ РФ
|