Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новая национальная элита в 1917–1918 гг.
Татарская нация в марте 1917 – апреле 1918 гг. (в период между Февральской революцией и установлением большевистского контроля над Волго-Уральским регионом) прошла путь от установления татарской национальной идентичности и создания органов национально-культурной автономии мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири к провозглашению территориальной автономии. При этом группы элиты и движения различных слоев татарского общества зачастую вели отличную друг от друга политику. Поэтому для понимания достигнутых татарским обществом результатов сделаем акцент на двух основных формах национального развития: эволюции общественно-политического движения и формировании автономных органов[32]. К марту 1917 г. у татар светская элита преобладала над конфессиональной, что привело к созданию национально-культурной, а не религиозной автономии. Внутри светской элиты основная борьба за пути развития нации шла между тюркистами и татаристами. В 1917–1918 гг. в национальном политическом движении мы можем выделить три основные группы, ограниченные возрастными рамками: 1. Старшее поколение, обычно в возрасте более 50 лет: а) Духовенство, составившее руководство Диния Назараты, зачастую суфии. б) Буржуазия, составившая руководство Малия Назараты, в основном лидеры традиционных общин диаспоры. в) Служилые мурзы и светская интеллигенция донационального периода. Группа, не сыгравшая большой роли. 2. Среднее поколение: 30–50 лет (в основном 35–40 лет) – «поколение Гаспринского». Выходцы из семей национальной элиты, особенно духовенства, обладавшие, как правило, высшим светским образованием, полученным после среднего религиозного образования в кадимистских медресе. Они составили костяк органов национально-культурной автономии в лице «Милли Идарэ» (Национальном управлении)[33], местных «Милли Шуро» и фракции «тюрекчеляр» (тюркистов) в Миллет Меджлисе (Национальном собрании)[34] и по политической ориентации представляли национальных либералов и умеренных социалистов. Представлено, в основном, светской элитой. 3. Младшее поколение: 20–30 лет (в основном 20–25) – «поколение послереволюционной эпохи». Преимущественно выходцы из семей средних слоев. В основном представители учительства, получившие образование в новометодных медресе, а также светская интеллигенция, получившая исключительно русскоязычное образование. Процент русскоязычного образования неуклонно повышается с уменьшением возраста. Практически никто из них не имел законченного высшего образования. По политической ориентации – умеренные и левые социалисты («татаристы» и большевики). В Миллет Меджлисе они составили фракцию «татарчылар» («татаристы»). Здесь необходимо выделить три группы татаристов, каждая из которых претендовала на доминирование в Идель-Урал Штате. а) Радикальная светская интеллигенция (уфимские левые эсеры – группа Галимджана Ибрагимова и Мусульманский Социалистический Комитет). б) Учащаяся молодежь, в том числе призванная в армию (Харби Шуро). в) Военные из низших слоев (левая часть Харби Шуро и большевики). В силу преобладания сельского населения у татар наиболее распространенной идеологией оставался аграрный социализм, поддерживаемый преимущественно учительством и военными. В 1917–1918 гг. в татарском обществе не сформировался сколь либо значительный лидер либерального направления. Социал-демократических убеждений придерживались, как правило, выходцы из семей светской интеллигенции и частично буржуазии, уроженцы больших городов. Выходцы из семей крестьянства и пролетариата не сыграли сколь либо значимой роли. Эти группы населения фактически не имели собственных организаций, кроме как на местном уровне. 1917–1918 гг. характеризуются контролем среднего поколения над общенациональными организациями и низкой политической активностью буржуазии, сосредоточившейся на деятельности местных национальных фондов. Старшее и среднее поколение, как правило, занявшее место лидеров общественного движения в 1900-е гг., сконцентрировалось с марта 1917 г. на деятельности общенациональных органов, взяло их под свой контроль и не стало создавать партийные структуры. Наоборот, младшее поколение стремилось к созданию политических автономных организаций. Мы проанализируем три основные политические группировки: уфимские левые эсеры – группа Г. Ибрагимова, Мусульманский Социалистический Комитет и Харби Шуро. Как и лидеры «иттифакчылар и «тангчылар» в 1905–1907 гг., лидеры этих движений стремились создать свои партийные организации. Отличие заключалось в том, что целью ставился контроль не над политическим движением всех мусульман России, а над татарским политическим движением. Идея территориальной автономии у этих групп сменила идею экстерриториальной автономии. Реально их деятельность ограничивалась рамками одной губернии и преимущественно губернского центра. Уфимские эсеры опирались на мугаллимов, шакирдов и зажиточное крестьянство Уфимской губернии. МСК – на низшие слои интеллигенции и пролетариат русских заводов, преимущественно в Казани. Единственная из них всероссийская организация Харби Шуро – на мусульман-военнослужащих. Лидеры Харби Шуро на местах зачастую вели самостоятельную политику. Несмотря на заявления о представлении ими интересов низших слоев населения, руководство этих трех организаций состояло из светской интеллигенции, вышедшей из среды буржуазии, духовенства и мурз[35]. В 1917–1918 гг. основу татарского общественного движения составили внепартийные формы вначале в лице мусульманских комитетов и бюро, а затем Милли Шуро и Милли Идарэ.
|