Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идея храма.






«Архитектура, как и каждый вид искусства, имеет присущий ей профессиональный язык – язык архитектурных форм, неразрывно связанный однако с мировоззрением человека, с его духовным устроением. Именно поэтому смысл и значение архитектурных форм русского православного храма можно уяснить лишь рассматривая Храм в его идее – как плод Домостроительства Божия – на основании Священного Писания и творений Святых Отцов Церкви» (5, 65).

Храм в православном сознании мыслится как образ мира, и сам мир сравнивался с храмом, созданным Богом как величайшим Художником и Архитектором. «Исходное начало для определения основной идеи храма есть его наименование – церковь. … Церковь как Царство Христово, по своему назначению, а потом и по историческому развитию должна была включить все народы мира и объять все пределы вселенной, даже до края земли»(5, 23). Наименование храма церковью указывает, что и его архитектура должна отвечать идее – Церкви Вселенской и предъявлять именно образ мира, конечно, такой, какой его представляла древняя Космография. Св. Дмитрий Ростовский писал: «Основание Дома Божия, Церкви, Сам Христос, стены – закон Божий, столпы – апостолы, евангелисты, учители, покров – Дух Святый» (5, 65). Так, например, Восток полагался областью света, «страны живых», местом райского блаженства, поэтому алтарь храма соответствует райской области. Запад же наоборот рассматривался как страна заходящего как бы умирающего солнца, а потому областью мрака, скорби, смерти, областью вечного жилища мёртвых, чающих воскресения и суда. Нередко именно на западной стене храма писались сцены страшного суда: в Великом Новгороде в Знаменском соборе.

? студентам: «Как Вы понимаете слова «Храм не в брёвнах, а в рёбрах»? Человек в Новом завете апостолом Павлом назван храмом (1 Кор. 6.19 – «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?»). Пословица, с одной стороны, по-своему отражает эту идею, а с другой стороны, утверждает мёртвенность самих построек, если они не будут освящены верой христиан. Не случайно, поэтому некоторые формы храма антропоморфны. Ценно не само здание храма, а тот храм, который выполняет своё предназначение. «Храм для христианина – средоточие света, благодати мира, жизни Божией, освящения и святости, духовного и телесного обновления, силы, мудрости духовной. Здесь непрестанные токи божественной жизни проливаются; здесь течёт источник безсмертия; здесь чаша жизни и хлеба жизни…» - так описал св. праведный Иоанн Кронштадский смысл храма в жизни человека.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал