Подготовка к деловой игре. Преподаватель (руководитель игры) за 3-4 дня до ее проведения соби- рает учебную группу и разъясняет студентам цель
Преподаватель (руководитель игры) за 3-4 дня до ее проведения соби- рает учебную группу и разъясняет студентам цель, задачи, условия, про- цедуру, время и место ее проведения, характер подготовительной работы. Необходимо, чтобы студенты получили сценарий деловой игры, предва- рительно внимательно его прочитали.
С участием студентов тщательно прорабатываются основные характе- ристики и особенности предполагаемых ролей. Студенты могут предло- жить ввести в игру новые роли, внести соответствующие коррективы в намеченную для обсуждения ситуацию.
Студентам, играющим роли главы областной администрации (или его представителя), а также представителей органов экологического контроля и санитарного надзора, желательно заблаговременно ознакомиться с со- ответствующими законами и положениями, закрепляющими компетен- цию этих органов.
Совместно, участием преподавателя и студентов, подбираются (назна- чаются) ключевые фигуры: прокурор области (края), его заместитель, эксперты. Прокурору области или его заместителю предоставляется воз- можность самому подобрать участников игры. Очень желательно само- выдвижение студентов на роли.
Следует порекомендовать предварительно подготовить тезисы вы- ступлений (докладов), проект решения коллегии, вопросы к участни- кам.
Перед проведением игры преподаватель проверяет готовность студен- тов, в случае необходимости консультирует их, оказывает помощь. При этом он ориентирует студентов, чтобы деловая игра носила дискуссион- ный, творческий характер с активным участием всей учебной группы. Накануне игры преподаватель встречается со студентом, ведущим засе- дание коллегии, обговаривает с ним порядок ее проведения, дает соответ- ствующие рекомендации и советы.
Примерный план проведения деловой игры (вариант)
1. Преподаватель — руководитель игры — объявляет тему, проверя- ет наличие студентов, получивших роли, их готовность к игре; прово- дит инструктаж (2-3 мин.) и предоставляет слово студенту — прокуро-
ру области (края) или его заместителю, который открывает заседание коллегии.
Преподаватель направляет ход игры на всех этапах.
2. Прокурор области (края) или его заместитель, как ведущий засе- дание, делает краткое вступление: объявляет вопрос, выносимый на об- суждение, обосновывает необходимость проведения коллегии, кратко перечисляет задачи, предлагает регламент и предоставляет слово до- кладчику.
3. Начальник отдела (как докладчик) выступает с 10-15-минутным со- общением (докладом), основу которого составляет ситуация, приводимая в пособии, или же иная ситуация1. Докладчиком в обязательном порядке дается оценка состояния прокурорского надзора за исполнением земель- ного и экологического законодательства в проверенных прокуратурах, высказываются предложения по его совершенствованию. Касается он и недостатков в работе комитетов по земельным ресурсам и землеустройст- ву, областного комитета природных ресурсов, центра санитарно- эпидемиологического надзора, делает акцент на перенесении центра тя- жести в работе на надзор за исполнением законодательства названными органами, на необходимость совершенствования взаимодействия с нимд, особенно в части обмена информацией. Говорится о недочетах в работе отдела, касающихся оказания практической помощи нижестоящим про- курорам в правильной организации работы по надзору за исполнением земельного и экологического законодательства. Желательно, чтобы в до- кладе содержались аргументированные, конструктивные предложения, направленные на совершенствование работы прокуратур и природоо- хранных органов в рассматриваемой сфере. Могут вноситься предложе- ния о привлечении к дисциплинарной ответственности прокуроров за се- рьезные упущения в работе.
4. Ведущий предоставляет слово одному из участвовавших в провер- ках работы районных прокуратур прокуроров отдела, который выступает с содокладом (5-8 мин.) или же дополняет докладчика. Если в игре задей- ствованы другие прокуроры отдела — участники проверок — их участие может быть ограничено репликами с мест.
1 Начальник отдела, сославшись на приведенный материал, может не делать до- клада, но остановиться на предложениях, направленных на совершенствование про- курорского надзора и контрольной деятельности природоохранных иных органов. - Прим. авт. 444
5. Далее поочередно предоставляется слово для 5-8 минутных выступ- лений прокурорам районов, города и природоохранному прокурору. По- следние дают оценку состояния прокурорского надзора за исполнением земельного и экологического законодательства во вверенных им прокура- турах, выделяют положительные моменты в работе, анализируют причи- ны недостатков и упущений, делятся соображениями относительно улучшения работы на рассматриваемом участке.
Одновременно прокуроры высказывают критические замечания в ад- рес администрации и органов экологического контроля, подчеркивают необходимость совершенствования контактов и взаимодействия с ними. Желательно также высказать критические замечания в адрес работников прокуратуры области. Выступающие имеют возможность о положитель- ном опыте организации работы в рассматриваемой области.
По окончании выступлений прокуроры отвечают на вопросы.
Возможны выступления участников заседания с дополнениями и предложениями.
6. До 10 минут предоставляется главе областной администрации либо его представителю. Поблагодарив прокурора области за приглашение принять участие в заседании коллегии, он дает краткую характеристику экологического состояния региона, исполнения земельного и экологичес- кого законодательства, принимаемых местными органами власти и уп- равления мер, направленных на оздоровление окружающей природной среды, рациональное использование земель, критически высказывается в адрес прокуратуры и органов экологического контроля. При наличии во- просов глава администрации отвечает на них.
7. Выступают представители комитета по земельным ресурсам и зем- леустройству, комитета природных ресурсов и центра санитарно- эпидемиологического надзора (5-6 минут). Дается характеристика состо- яния окружающей среды, исполнения соответствующего законодательст- ва в регионе, не повторяя сказанного главой администрации, перечисляют применяемые ими меры, направленные на предупреждение нарушений земельного и экологического законодательства, рациональное использо- вание земель, высказывают замечания в адрес прокуроров, поддерживают предложения по большей скоординированности действий прокуратуры, органов экологического контроля, иных органов.
По окончании выступлений они отвечают на вопросы участников за- седания коллегии.
8. Далее ведущий спрашивает, не желает ли кто-либо из участников заседания выступить, имеются ли у них какие-либо замечания или пред- ложения. Всем желающим предоставляется возможность высказаться, подать реплики.
9. Подводятся итоги заседания коллегии. Ведущий благодарит присут- ствующих за активное участие, отмечает позитивную роль коллегии, отвечает на вопросы, акцентирует внимание на необходимости совершен- ствования прокурорского надзора за исполнением земельного и экологи- ческого законодательства, работы прокуратур и природоохранных орга- нов, внедрения в практику того положительного, конструктивного, что высказано участниками заседания коллегии.
Ведущий предлагает проект решения коллегии, из нескольких пунк- тов. Студенты вносят дополнения в проект решения, который принимает- ся большинством участвующих в заседании коллегии. Заседание закры- вается.
По ходу деловой игры преподаватель и студенты могут подавать реп- лики в целях активизации игры и придания ей нужного направления.
окончательная оценка не может превышать 50 баллов (отлично). Оконча- тельная оценка складывается из оценок всех участников деловой игры и оценки учебной группы.
2. Преподаватель, не повторяя сказанного экспертами, в течение 5 ми- нут подводит итоги проведенного занятия, кратко анализируя заключения экспертов. При этом он обращает внимание на полноту достижения по- ставленных перед студентами целей, на недостатки и положительные стороны, высказывает, что могло бы способствовать активизации деловой игры, повышению ее результативности.
В заключение преподаватель благодарит всех присутствующих за ак- тивное участие в деловой игре.
|