Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как пользоваться словарем






 

Несмотря на все перипетии, эта книга сохранила некоторые достоинства

первоначального издания - издания Даубманнуса. Так же как и то издание,

она может быть прочитана разными способами. Это открытая книга, а когда

ее закроешь, можно продолжать писать ее; так же как она имеет своих лек-

сикографов в прошлом и настоящем, то и в будущем могут появиться те, кто

будет ее переписывать, продолжать и дополнять. В ней есть словарные

статьи, конкордансы и комментарии, как в священных книгах или кроссвор-

дах, и все имена и понятия, которые в ней отмечены знаком креста, полу-

месяца или звезды Давида, нужно искать в соответствующем разделе слова-

ря, если кому-то захочется найти более подробное объяснение. То есть

слова под знаком:

 

? - следует искать в " Красной книге" словаря (христианские источники о хазарском вопросе),

? - нужно искать в " Зеленой книге" словаря (исламские источники о хазарском вопросе),

? - нужно искать в " Желтой книге" словаря (древнееврейские источники о хазарском вопросе).

 

Статьи, помеченные знаком

 

? - можно найти во всех трех книгах,

 

а те, что со знаком

 

А - находятся в APPENDIX I в конце книги.

 

Иначе говоря, читатель может пользоваться книгой так, как ему пока-

жется удобным. Одни, как в любом словаре, будут искать имя или слово,

которое интересует их в данный момент, другие могут считать этот словарь

книгой, которую следует прочесть целиком, от начала до конца в один при-

сест, чтобы получить более полное представление о хазарском вопросе и

связанных с ним людях, вещах, событиях. Книгу можно листать слева напра-

во и справа налево, так в основном и листали словарь, опубликованный в

Пруссии (еврейские и арабские источники). Три книги этого словаря - Жел-

тую, Красную и Зеленую - можно читать в том порядке, какой придет на ум

читателю, например начав с той страницы, на которой словарь откроется.

Именно поэтому в издании XVII века каждая книга была переплетена от-

дельно, что в данном случае сделать невозможно по техническим причинам.

" Хазарский словарь" можно читать и по диагонали, чтобы получить срез

каждого из трех источников - исламского, христианского и древнееврейско-

го. При таком способе пользования словарем наиболее целесообразно груп-

пировать статьи по тройкам: или смотреть те, что даны со знаком?, то

есть представлены во всех трех словарях, как, например, в случае со сло-

вами " Атех", " каган", " хазарская полемика" или " хазары", или выбрать три

разные личности, связанные одной ролью в истории хазарского вопроса. Та-

ким образом, во время чтения можно связать в одно целое статьи из трех

разных книг этого словаря, которые говорят об участниках хазарской поле-

мики (Сангари, Кирилл, Ибн Кора), о ее хронистах (Бекри, Мефодий, Хале-

ви) или об исследователях хазарского вопроса в XVII веке (Коэн, Масуди,

Бранкович) и в XX веке (Сук, Муавия, Шульц). Разумеется, не следует об-

ходить вниманием и персонажи, пришедшие из трех преисподен - исламской,

еврейской и христианской (Ефросиния Лукаревич, Севаст, Акшани). Они про-

делали самый длинный путь, чтобы добраться до этой книги.

Однако обладателя словаря не должны смущать эти инструкции. Он может

со спокойной душой пренебречь всеми советами и читать так, как ест:

пользоваться правым глазом вместо вилки, левым вместо ножа, а кости бро-

сать за спину. Этого достаточно. Правда, может случиться, что читатель

заблудится и потеряется среди слов этой книги, как это произошло с Масу-

ди, одним из авторов словаря, который заплутал в чужих снах и уже не на-

шел дороги назад. В таком случае читателю не остается ничего другого,

как пуститься с середины страницы в любую сторону, прокладывая свою

собственную тропинку. Тогда он будет продвигаться сквозь книгу, как

сквозь лес, - от знака до знака, ориентируясь по звездам, месяцу и крес-

там. В другой раз он будет читать ее, как птица трясогузка, которая ле-

тает только по четвергам, или же перетасовывать и перекладывать ее стра-

ницы бесчисленными способами, как кубик Рубика. Никакая хронология здесь

и не должна соблюдаться, она не нужна. Каждый читатель сам сложит свою

книгу в одно целое, как в игре в домино или карты, и получит от этого

словаря, как от зеркала, столько, сколько в него вложит, потому что от

истины - как пишется на одной из следующих страниц - нельзя получить

больше, чем вы в нее вложили. Кроме того, книгу эту вовсе не обязательно

читать целиком, можно прочесть лишь половину или какую-нибудь часть и на

этом остановиться, что, кстати, всегда и бывает со словарями. Чем больше

ищешь, тем больше получаешь; так и здесь счастливому исследователю дос-

танутся все связи между именами этого словаря. Остальное для остальных.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал