Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часть первая 7 страница
Известно, что для стимуляции репаративной регенерации костной ткани применяются препараты, усиливающие анаболити-ческие процессы по схеме, предложенной Жакобом Имоно. Это усиление синтеза ДНК, РНК и в последующем усиление синтеза белка. В литературе отсутствуют данные о применении антиокси-дантов (препаратов и веществ, тормозящих катаболические процессы в стимуляции репаративной регенерации костной ткани). По данным Журавлева, Публи, Маргулиса, углекислый газ как раз и обладает антиоксидантным действием. Вот почему мы поставили перед собой задачу изучить течение репаративной регенерации костной ткани при вдыхании воздушной смеси, содержащей 1—3% углекислого газа. Эксперименты проведены на белых крысах-самцах линии Виста. Всего в опыте обрабатывалось 140 крыс. Животных оперировали под эфирным наркозом. У них стандартным диском резецировали фрагмент диафиза лучевой кости размером около 0, 5 мм. Все животные составляли три серии. Животные первой вдыхали после операции воздушную смесь, содержащую 1—3% СОг, второй — 4—6% СОг, третьей, — 7—9% С02. Животные первой серии были разделены на три группы. Первая: животные вдыхали данную смесь 10—12 ч ежедневно на протяжении 45 дней. Вторая: время подачи смеси —б—8 ч. Третья: время подачи смеси—1—2 ч. На 5, 15, 38, 45-е и в контроле на 60-е и 90-е сутки животных выводили из опыта парами эфира. После выведения готовили гистологические срезы по общепринятой методике. У животных, вдыхавших воздушную смесь, содержащую 1—3% углекислого газа, гистологическим методом исследовался синтез ДНК в регенерате. В результате исследования было выяснено, что вдыхание воздушной смеси с 1—3%-ным содержанием СОг значительно стимулировало сращение дефекта диафиза лучевой кости. У животных, которые находились после операции в виварии с обычным содержанием углекислоты, формирование костной мозоли происходило на 90—120-е сутки. У животных, вдыхающих воздушную смесь с 1—3%-ным содержанием СОг, сращение наступало на 30—45-е сутки. Вдыхание воздушной смеси с 6—8%-ным содержанием СОг оказывало менее выраженный стимулирующий эффект, с 7—9%-ным содержанием СОг замедляло сращение кости, и на 90-е сутки в регенерате присутствовала в основном хрящевая ткань. Таким образом, малая концентрация в воздушной смеси углекислого газа (1—3%) вызывает стимулирующее действие, а увеличение его концентрации, наоборот, тормозит репаративную регенерацию костной ткани. Для изучения механизма действия гиперкапнической смеси мы применяли изучение синтеза ДНК при помощи предварительного введения меченого тритием тимидина. Выяснилось, что на 5-е сутки у животных, вдыхающих воздушную смесь с 1—3%-ным содержанием СОг, в регенерате значительно (в 3—4 раза) увеличивается количество клеток, синтезирующих ДНК. В последующие сроки (на 10—15-е, 30-е сутки) это количество как в контроле, так и в опыте уменьшалось, однако у всех подопытных животных содержание ДНК-син-тезирующих клеток было значительно достоверно выше, чем в контроле. Вдыхание воздушной смеси с 1—3%-ным содержанием СОг менее 10—12 ч (6—8 ч и 1—2 ч) приводит к уменьшению выраженности стимулирующего эффекта, что подтверждает положение о том, что постоянное повышение концентрации углекислого газа вызывает более выраженный эффект. Вот теперь и мы его нашли на морфологическом уровне. Дыхание смесью в течение 1--2 ч почти не вызывает стимулирующего действия. Одновременно у всех животных изучался синтез гликозогли-канов и протеогликанов в регенерате с применением гистохимических методов. Выяснено, что вдыхание воздушной смеси, содержащей
1—3% углекислого газа, значительно изменяет биосинтез этих веществ. Уменьшалось образование гликозогликанов, которые, как известно, тормозят процессы оссификации, отмечалось уменьшение образования протеогликанов. Выраженное стимулирующее действие углекислого газа на течение репаративной регенерации кости дало нам основание попытаться применить в клинике метод ВЛГД для стимуляции регенерации кости у больных. Данная методика применялась у больных хроническим посттравматическим остеомиелитом с течением болезни от 8 до 12 лет. Количество больных —7 человек. Все они находились под нашим наблюдением в течение двух лет. У данных больных удалось значительно уменьшить легочную вентиляцию. Замеры процентного содержания углекислого газа в выдыхаемом воздухе, которые мы провели с использованием газового анализатора АУФ-2, показали, что процентная концентрация СОг в процессе занятия методом у них возросла с 2, 5—3% до 4, 5—6%. Одновременно значительно усилились регенераторные процессы. Рентгенологически было обнаружено, что у данных больных усиливается процесс оссификации в области перелома. Одновременно значительно уменьшились гнойные выделения из раны. У больных с трофическими язвами удавалось значительно уменьшить их площадь в течение 1—2 месяцев. Мы также проследили реакцию саногенеза. Обычно на второй-третьей неделе отмечалось расширение раны. Складывалось такое впечатление, что кожа как бы расходится, расползается в стороны. Длилось это явление 3—4 дня. Потом наступало интенсивное усиление регенераторных процессов, приводящее в конечном итоге к почти полному заживлению кости. Наблюдение этих больных в течение двух лет показало, что трофические изменения в области перелома были фактически ликвидированы. На основании приведенных исследований можно сделать заключение, что углекислый газ обладает выраженным стимулирующим действием на течение регенераторных процессов. Однако стимулирующий эффект зависит от дозы СОг во вдыхаемом воздухе, а также от времени экспозиции данной среды. перекисное окисление у больных бронхиальной астмой
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ПО НЕЗАКОНЧЕННОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ
С. Н. ПАЩЕНКО
На наш взгляд, одной из решающих точек приложения метода ВЛГД является ингибиция перекисного окисления. Как известно, в организме протекает процесс анаболизма, процесс синтеза биополимеров и параллельно ему, к сожалению, процесс разрушения. Процесс анаболизма, процесс синтеза в настоящее время хорошо изучен по схеме Лакоба Мано. Процесс же разрушения, или катаболизма, известен далеко не полностью. Ведущую роль в процессе катаболизма играют перекиси и свободные радикалы. Их образование зависит от насыщения организма кислородом. По выражению А. И. Журавлева, кислород содержит в себе величайший биологический парадокс. Он абсолютно необходим для жизнедеятельности нашего организма, но, с другой стороны, вызывает токсические эффекты, т. е. он вреден. Эти токсические эффекты связаны со стимуляцией процессов разрушения, и ведущая роль здесь принадлежит образованию перекиси и свободных радикалов. Углекислый газ, по еще не совсем ясному механизму, уменьшает интенсивность перекисного окисления. Данная работа как раз и посвящена изучению этого вопроса. Мы исследовали содержание молонового диальдегида, который, как известно, является тестом, позволяющим судить об интенсивности перекисного окисления. Изучали содержание молонового диальдегида в плазме крови больных бронхиальной астмой. Для этого исследовано 36 больных с инфекционно-аллер-гической формой бронхиальной астмы. Под наблюдение брали тяжелых больных, в основном со стероиднозависимыми формами. Все больные проходили лечение на базе пульмонологического отделения 6-й городской больницы под руководством доцента кафедры пропедевтики 3. Е. Григорьевой и заведующей отделением В. И. Чайкиной. У больных изучалось процентное содержание СОг в выдыхаемом воздухе до лечения и в динамике лечения. Выяснено, что до лечения содержание молонового диальдегида было значительным, порядка 6—7 ммоль/л, процентное содержание СОг в выдыхаемом воздухе равнялось 2, 5—3%. Через 3—4 недели, а у некоторых лиц в более отдаленные сроки (через 2—3 месяца) контрольная пауза увеличилась до 30—40 с, процентное содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе — до 4, 5—5, 5%, а в некоторых случаях — до 6%. Параллельно у этих больных значительно уменьшилось содержание молонового диальдегида в плазме крови. Вывод. Накопление углекислого газа в альвеолярном воздухе способствует значительному ослаблению перекисного окисления липидов. Возможно, это приводит к тому, что у больных тормозятся процессы разрушения и на более высоком уровне отмечаются те клинические проявления, которые, конечно же, имеют в основе более тонкую структурную организацию. Приведу результаты лечения 170 больных бронхиальной астмой на протяжении одного года (молоновый диальдегид исследовался не у всех) в пульмонологическом отделении 6-й гор-больницы г. Запорожья. Средняя и тяжелая формы—148 больных, стероиднозависи-мые—42. Из них: 46 инвалидов (29—инвалиды II и III группы). Отдаленные результаты через год: полностью здоровы — 28% больных, практически здоровы—22% (иногда возникают приступы, которые они сами ликвидируют методами ВЛГД). У 24% больных приступы повторяются (для купирования приступов больные применяют метод ВЛГД в сочетании с препаратами — в основном стероидные гормоны). Из 170 человек 15 больных отказались от занятий методом, за остальными продолжается наблюдение.
комментарии к. п. бутейко к докладу с. н. пащенко
Хороший доклад. Желаем дальнейших успехов. Здесь могут быть две диссертации. Но в будущем необходимо строго следить за терминологией. Мы не накапливаем углекислый газ, а ликвидируем дефицит СОг. Не накопление СОг, а ликвидация его дефицита, если он есть, ибо дефицит С02—фактор отрицательный. Не употребляйте фраз: «вредное вещество», «невредное вещество», «кислород вредный», «кислород полезный», «кислород морской». Нет факторов и веществ внутри нас и вне нас вредных или полезных. И быть не может. Вредно или полезно лишь отклонение от нормы данного фактора или вещества. Кислород очень нам нужен. Если он в норме, тогда он полезен. А отклонение в ту или другую сторону вредно. Также — радиация. Полезна или вредна радиация? Полезна, если она в норме. Она является фактором нашей эволюции. Не было бы радиации, не было бы такой эволюции. Если мышление отрицательное, то будет трудно добиться точности терминологии и ясности изложения проблемы. Поэтому бойтесь таких заключений, как «вредно» и «полезно», избегайте употребления этих слов. Есть отрицательные и положительные факторы. То же самое и с СОг. В данном случае речь идет о ликвидации дефицита СОг. Его дефицит — это вредно, а норма — полезна. Если говорить о накоплении СОг, то что такое накопление? Накопление — уже это выше нормы. Вот что подразумевается под накоплением. Поэтому не следует давать пищу нашим критиканам, которые, не понимая сути проблемы, утверждают, что «это же вредно» и т. д. Старайтесь точно отображать истинное явление, не ошибаться. Вам же, С. Н. Пащенко, следует продолжить начатые исследования с учетом сделанных пожеланий.
эффективность метода при лечении больных с различными симптомами болезни глубокого дыхания
М. Е. ГРЕК, врач ЛФК Лесосибирской центральной городской больницы, Красноярский край
Высокая заболеваемость взрослых и детей, рост аллергических заболеваний, в том числе лекарственной непереносимости, привело нас к немедикаментозному лечению методом ВЛГД, разработанному К. П. Бутейко. Под наблюдением находились 548 больных в период с 30 марта 1987 г. по апрель 1988 г. Характеристика больных по возрасту и полу. Взрослые: 136 мужчин и 355 женщин. Из них: 16—20 лет —43; 21—30 лет — 51; 31—40 лет—126; 42—60 лет—223; старше 61 года—48 человек. Дети: 26 мальчиков и 31 девочка. Из них: до 5 лет—21; 6—10 лет —17; 11 —15 лет —19. Характеристика больных по длительности заболевания. Взрослые: 1—5 лет —18; 5—10 лет —111; 10—15 лет—115; 15—20 лет—119; 20—25 лет—72; более 25 лет—56. Дети: до 1 года —31; 1—5 лет —23; 5—10 лет —3. До начала лечения методом ВЛГД проводилось обследование: клинический анализ крови и крови на сахар, биохимические исследования крови, мочи (общий анализ по Нечипоренко, по Зимницкому при необходимости), флюорография различных органов и систем, рентгенография, рентгеноскопия, ФГС, ЭКГ. Результаты лечения представлены в таблице. Отказ от лечения методом ВЛГД 126 человек и нестойкий эффект у 49 больных объясняются наличием хронических очагов инфекции, отсутствием самодисциплины и воли для систематических занятий, неадекватной реакцией на очищение организма от шлаков, неверием в успех и в свои силы.
Таблица
Структура больных по нозологии и результаты лечения методом ВЛГД
После лечения методом ВЛГД полностью отказались от лекарств 263, от гормонов—53 человека (61, 6%). Принимают гормоны для снятия приступов, в том числе во время реакции саногенеза, —29 (33, 8%); уменьшили прием гормонов до 1/2—1/4 таблетки—4 (4, 6%); снимают симптомы различных болезней только методом ВЛГД 319 больных. До 6 месяцев наблюдались 342, 7—12 месяцев—174 пациента. Стойкая ремиссия отмечена у 97 больных. От 1 года до 1, 5 лет наблюдались 32 пациента. Стойкая ремиссия отмечена у 30 больных. Примеры: 1. Больной Н. Л., 17 лет. Диагноз: болезнь Осгуда — Шлат-тера. Беспокоили боли в костях голени до нетерпимых после физической нагрузки. На рентгенограммах разрежение костной ткани в костях голени, увеличение бугристости. Исходные данные: КП —7 с, МП —15—20 с. Через четыре месяца после начала занятий боли стали незначительными, к концу года исчезли совсем.
На рентгенограмме через год лечения методом ВЛГД патологии костей голени не выявлено. 2. Больной К. Ю., 42 года. Диагноз: эндартериит. Предлагалось оперативное лечение. Из-за болей в ногах не мог сделать без отдыха более 30—35 шагов. Исходные данные: КП—10 с, МП —20—25 с. Через 4 месяца лечения методом ВЛГД стал ходить без ограничений. КП—30—40 с, МП—50—60 с. 3. Больная О. В. А., 35 лет. Диагноз: инфекционный полиартрит. Инвалид II группы. Исходные данные: КП—8—10 с, МП—15 с. На занятия приезжала в сопровождении родственников, не могла сама войти в автобус и выйти из него. Через 4 месяца — полное отсутствие скованности, полное восстановление функций опорно-двигательного аппарата. КП —20—30 с, МП — 40—50 с. Число дней нетрудоспособности находившихся под наблюдением за год до начала лечения по методу ВЛГД, по данным анамнеза, составило 3026, за год после лечения—188. Экономия от лечения методом ВЛГД—354 650 руб. До лечения по методу ВЛГД 76 больных провели в течение года в больнице 4 954 койко-дней. После лечения методом ВЛГД число койко-дней за год у этих больных сократилось до 478. Экономия составила 23 051 руб. На лекарства до начала занятий ВЛГД эти 76 человек истратили за год 6 772 руб. 20 коп. После лечения методом ВЛГД на лекарства за год этими же больными истрачено 338 руб. Экономия —6 434 руб. Общая сумма экономии: по поликлинике—354 650 руб., по стационару—23 051 руб. 40 коп., на лекарства—6 434 руб. Всего—384 135 руб. 40 коп.
особенности применения метода влгд у детей
Н. А. ЛАПА, врач ЛФК Новосибирской детской клинической больницы № 8
Занятия с детьми по методу ВЛГД - - своеобразный профессиональный экзамен для врача-методиста по усвоению метода и очень серьезная проверка для родителей. Но это творческая и интересная работа, а главное — всегда перспективная, даже при самых тяжелых детях. Это объясняется тем, что у детей лучшая усваиваемость новой информации, у них меньшая зашлакован-ность организма, не полностью сорваны компенсаторные возможности, большая пластичность обменных процессов, высокие регенераторные способности. Работая с нынешними детьми, мы, соотвеклъенно, проявляем заботу и о последующих поколениях: ведь они — будущие папы и мамы. Дети в меньшей степени, чем взрослые, знакомы с традиционной медицинской информацией. Они больше живут за счет интуиции, правильных врожденных рефлексов, поэтому нетрадиционные медицинские знания чаще совпадают с их потребностями и желаниями. Дети не хотят и не умеют кашлять и отплевывать мокроту, но их заставляют. Многие не хотят пить после еды, не любят бутерброды, предпочитают есть овощи в естественном виде, а не салаты, но их постепенно приучают к этому. Я не встречала детей, по доброй воле и без слез сдающих анализы. Во врачебных кабинетах — море слез: вся природа детей против этого насилия. Зато безлекарственные способы лечения, особенно при подключении физической нагрузки, водных процедур, вызывают у них только положительные эмоции. Врач, работающий с детьми, должен четко давать историю, теорию и практику метода ВЛГД, добиваться понимания происходящих изменений в организме, причин болезни и реального пути избавления от нее. Не превращайте методику обучения методу ВЛГД в клише и штампы, для каждого человека она своеобразна! Очень важно, чтобы родители поняли: процесс оздоровления и поддержания здоровья на хорошем уровне — длинный и трудоемкий, не на месяц или на год, а на всю жизнь. Во время занятий напоминайте родителям о том, что ребенок — человек со своей индивидуальностью, что необходимо его уважать, прислушиваться к его желаниям. Самые тяжелые повреждающие факторы, которые способствуют бесконтрольному увеличению глубины дыхания, — это перекармливание детей, чрезмерное их укутывание, обездвиживание. Развитие детей очень сильно зависит от окружающей действительности. Чем дети меньше, тем от нее зависимее. Поэтому они копируют своих родителей в характерах, взглядах, привычках, в том числе и устремленности к здоровью. Если папа и мама ничего не делают для укрепления своего здоровья, то попытки заставить ребенка делать что-то воспринимаются им как насилие и несправедливость. Лучший побудительный мотив для детей — это личный пример родителей, соревнование с ними. А это значит, что реабилитация должна быть семейной. Во время занятий мы стараемся объяснить и родителям и детям, что здоровье - это большое достояние и, чтобы его получить, необходимо приложить большой труд всей семье и в первую очередь самому ребенку. Ребенок должен понять причину своей болезни и суть метода, иначе вся методика обучения для него превратится в штампы: заклеить рот на ночь, тренировка это 10 контрольных пауз, снятие приступа — это 5 дыхательных циклов и т. д. Для лучшей мотивации и усвоения метода можно дать возможность одному ребенку, который уже усвоил метод ВЛГД, объяснить его суть пришедшему впервые, причем с примерами из личной практики, удачами и ошибками, своими способами расслабления и др. Учиться жить по-новому должен не только ребенок, но и его родители, поэтому если они о чем-либо забыли, врачу надо корректно напомнить им — чаще всего о носовом дыхании, прогулках, еде. По особенностям методического подхода можно разделить детей на три возрастные группы: до 1 года, от 1 до 3 лет, старше 3 лет. Первая группа. Заниматься с детьми в возрасте до 1 года по методу ВЛГД необходимо с самого рождения. Не надо ждать, пока ребенок вырастет и начнет понимать ваши теории и рекомендации. К детям младшей возрастной группы относится ликвидация глубокого дыхания, а волевую часть должны взять на себя родители. Это им надо запастись силой воли, терпением и любовью к ребенку, чтобы вырвать его из рук болезни. Ликвидация глубокого дыхания у детей этой возрастной группы осуществляется с помощью целого ряда факторов, уменьшающих дыхание, а также мероприятий по нормализации носового дыхания. Сюда можно отнести тугое пеленание, фиксацию рта соской или пластырем, водные и закаливающие процедуры, физические упражнения, рациональное питание. В качестве тренировки по методу ВЛГД можно использовать методику, предложенную И. Б. Чарков-ским: ныряние детей в ванне, работа с душем, обучение плаванию новорожденных. Это прекрасная методика. Каждый нырок — это контрольная пауза. Их количество следует постепенно довести до ста — двухсот в день. Вторая группа. Группа от 1 года до 3 лет самая сложная в плане методических рекомендаций. Уже все дети посещают ясли с постоянными сладкими кашами на молоке, их ноги постоянно обуты, сами они подолгу находятся в душном помещении. И все же родители и медики должны контролировать их носовое дыхание и днем и ночью. При необходимости на ночь нужно заклеивать рот пластырем. Ребенок должен спать на жесткой постели и на животе. Занятия с детьми по методу ВЛГД нужно проводить с помощью игровых приемов: 1. Сидя перед зеркалом, «дышим как мышки» — не видно, не слышно. 2. Игра «зайцы — волки». После бега в течение 2—3 мин — остановка и затаивание дыхания. Дети — «зайцы», а врач, один из родителей или детей — «волк». «Волк» ходит по кругу и прислушивается, как дышат «зайцы». Если услышит дыхание, то «съест». 3. От мячика до мячика дойти на контрольной паузе, залезть не дыша на гимнастическую стенку и др. 4. После контрольной паузы (сидя) «стали мягкие, как тряпочки», дышим «как мышки» (врач проверяет способность к расслаблению). У детей в возрасте от 1 года до 3 лет ведущую роль в адаптации к носовому дыханию, в постоянном наращивании СОг играет физическая нагрузка. Надо помнить, что в этом возрасте у детей как никогда развита способность к копированию и подражанию, особенно своих родителей. Поэтому занятия лучше всего проводить вместе с папой или мамой, вместе с ними замерять контрольную паузу, бегать на носовом дыхании, обливаться холодной водой. Детям во время бега или выполнения физических упражнений очень полезно заклеивать рот пластырем. Комплексы упражнений могут быть самые разнообразные, но я преимущество отдаю гимнастике йогов, каждое упражнение которой идет с затаиванием дыхания, многие со значительной разгрузкой мышц-держателей, что имеет общий расслабляющий эффект. На мой взгляд, контрольная пауза для детей в возрасте от 1 года до 3 лет не является показателем количества здоровья, как у взрослых, не отражает тяжести заболевания. Чем больше контрольная пауза у ребенка—тем лучше он понял ваши требования. Конечно, возможны резкие скачки контрольной паузы от 2 до 20 и даже 60 с, и обратно. В этом возрасте надо больше ориентироваться на сохранность носового дыхания и адаптацию ребенка к нагрузке, поэтому обучение методу без подключения физической нагрузки, только сидя (как рекомендуют некоторые методисты), по моему мнению, ошибочное. Третья группа. В возрасте 3 лет и старше у детей к ликвидации глубокого дыхания подключается сознательный компонент и они способны хорошо освоить метод, порой даже лучше родителей. Метод детям мы объясняем следующим образом. Это: 1—постоянное (днем и ночью); 2 — уменьшение (затаивание груди и живота); 3 — глубины дыхания (дышать тихо-тихо, никто не должен видеть и слышать твоего дыхания); 4 — при расслаблении (весь «как тряпочка»); 5 — до легкой нехватки воздуха (есть желание вдохнуть поглубже). Замер контрольной паузы мы обязательно проводим после физической нагрузки (ходьба, бег, марширование, приседание и т.д.). Учим детей быть расслабленными при ходьбе и беге; красивая осанка, опущенные плечи, «мягкая» грудь, живот; бег легкий и свободный. Тренировки проводим вместе с родителями. Можно устраивать соревнования между детьми и взрослыми: кто быстрее увеличит контррльную паузу, сумму контрольных пауз, у кого лучше оценки в дневниках. Для детей и родителей в середине и конце занятия можно устроить экзамен по методу ВЛГД с оценками их знаний и готовности к самостоятельной работе. Вопросы есть в методических рекомендациях К. П. Бутейко. При экзамене родителей особое внимание следует уделять ситуационным задачам. Примеры: 1. Ребенок 7 лет, бронхиальная астма. На методе 2 недели, КП —6—8 с, пульс 100—120 уд/мин, приступы одышки до 4 раз в день, методом ВЛГД снимается половина приступов. Ваши действия? 2. Ребенок 4 года, дисбактериоз. На методе 10 дней, КП удвоилась, беспричинный понос, однократная рвота, подъем температуры до 39°. Ваши действия? Во время занятий обязателен контроль как детей родителями, так и родителей детьми. Дети должны следить во время тренировки за своими родителями, поправлять их, если они допускают ошибки, объяснить им, чем, например, опасны передержка контрольной паузы, увеличение глубины дыхания. Занятия с детьми необходимо проводить от двух недель до одного месяца, лучше ежедневно, по 30—60 мин с последующими водными процедурами.
Пример занятия с детьми от 2 до 7 лет. 1. Сели, закрыли рот, проверили осанку, опустили плечи, успокоили дыхание, расслабили грудь и живот. Считаем пульс, частоту дыхания, определяем исходную контрольную паузу. Проверяем сохранность носового дыхания. Если оно затруднено, прибегаем к методу ВЛГД или физической нагрузке. 2. Замеряем контрольную паузу, после чего дышим «как мышки», только носом. Вспоминаем, что рот — для еды и разговоров, глаза для того, чтобы смотреть, уши для того, чтобы слышать, а нос — чтобы дышать. Как надо дышать? Только носом и потихоньку. 3. Дети разбиваются по 2—3 человека. Производится замер контрольной паузы по группам. Дети из других групп контролируют правильность определения КП, высказывают вслух замечания. Затем замер контрольной паузы делают родители, а дети проверяют их дыхание после паузы. 4. Дети вместе с родителями идут по кругу. Идут медленно, проверяя осанку, тихо дышат носом. Постепенно все переходят на спортивную ходьбу и легкий бег. Бег —2—3 мин на носовом дыхании. Все останавливаются, образуют круг и играют в «зайцы волки». 5. Замеряем контрольную паузу в ходьбе, беге, приседании, подскоках на левой и правой ноге. В перерывах тихое, незаметное дыхание. 6. Выполняем несколько упражнений из гимнастики йогов: «качели», «лук», «змея», «совершенство», «лотос», «рыба» и др. Контролируем дыхание. 7. Делаем упражнения с гантелями. Контроль дыхания. 8. Обтираемся холодной водой. 9. Мануальная терапия или баночный массаж по потребности. 10. Конец тренировки: сели, замер контрольной паузы, пульса, частоты дыхания. 11. Теоретическая часть в течение 10—15 мин.
основы тактики применения методики влгд
К. П. БУТЕЙКО, В. А. ГЕНИНА,
|