Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, принципы и система экологического права. Соотношение экологического права с другими отраслями
Экологическое право - это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Принципы экологического права можно классифицировать на общеправовые, принципы Общей и Особенной частей. Общеправовые (иначе их называют конституционными) принципы предусмотрены в Конституции Российской Федерации. Эти нормативные предписания обладают наивысшей юридической силой. Исходя из принципа народовластия российский народ осуществляет свою власть в экологических правоотношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть вторая ст. 3 Конституции РФ). Согласно части первой ст. 3 Конституции РФ многонациональный российский народ — единственный источник власти в России и носитель суверенитета. Принцип гуманизма состоит в том, что отношения в области охраны окружающей среды, экологического благополучия строятся с учетом интересов не только настоящих, но и будущих поколений людей. Приоритетными составляющими принципа являются следующие требования. ✓ недопустимость такого порядка использования объектов природы, который бы способствовал причинению вреда здоровью людей; ✓ каждый субъект экологических правоотношений обязан осуществлять свою деятельность таким образом, чтобы не нарушать требований экологической безопасности. Принцип законности предполагает точное и безусловное выполнение всех нормативных предписаний любым субъектом экологических правоотношений. Составляющие этого принципа. ✓ всеобщность, то есть распространение нормативных предписаний на всех без исключения граждан и организации, которые выступают в качестве субъектов экологических правоотношений; ✓ безусловность, то есть недопустимость отступления от требований нормативных предписаний под предлогом каких-либо обстоятельств, за исключением предусмотренных законом; ✓ единство, что означает единообразное применение нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений в любом регионе России. Соблюдению этого принципа способствует наличие специально уполномоченных для надзора за законностью органов (прокуратура), органов, осуществляющих правосудие (суды), принятие особых нормативно-правовых актов (материальных и процессуальных). Принцип интернационализма объединяет в себе составляющие. ✓ международную; ✓ национальную. Международная составляющая принципа интернационализма в экологических правоотношениях предусматривает сотрудничество разных стран в области охраны окружающей среды (в частности, обеспечение свободного и беспрепятственного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и передовых природоохранных технологий, помощь одного государства другому в чрезвычайных экологических ситуациях и т. д.). Национальная составляющая как элемент принципа интернационализма в экологических правоотношениях отражает внутригосударственное сотрудничество между федерацией и ее субъектами в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также в природопользовании и обеспечении экологической безопасности. О важности принципа интернационализма свидетельствует также значение международных договоров в деле охраны природной среды. Согласно ст. 82 Федерального закона " Об охране окружающей среды", если международным договором в области охраны окружающей среды, заключенным РФ, установлены иные правила, чем те, что предусмотрены российским законодательством, то применению подлежат правила международного договора. Таким образом, международно-правовые нормы имеют приоритет перед национальными нормами. Успех в деле охраны окружающей среды невозможен без соблюдения на практике принципа единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений. Исходя из требований статей 42 и 58 Конституции РФ осуществление прав и свобод в области экологических правоотношений неразрывно связано с выполнением гражданами своих обязанностей. Так, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). При этом каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Тесная связь между правами и обязанностями субъектов-природопользователей — характерный признак рассматриваемого принципа. Ключевой составляющей принципа гласности является право каждого проживающего на территории России на достоверную информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ). Должностные лица, виновные в пре доставлении неправдивых сведений, искажении соответствующей информации, несут административную и иную ответственность. Наряду с этим принцип гласности предполагает публичное освещение фактов применения ответственности за экологические правонарушения. Это требование имеет важнейшее профилактическое значение. Принципы Общей части отражают специфику экологической системы страны, состоящей из совокупности природных объектов. Исходя из этого различают следующие принципы. Приоритет интересов народов, проживающих на соответствующей территории, и защита прав отдельного человека предусматривает следующее. ✓ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть первая ст. 9 Конституции РФ); ✓ природные объекты не могут отчуждаться у России в пользу другого государства, за исключением случаев, установленных законом; ✓ управление в сфере использования и охраны природных объектов осуществляется по д контролем органов управления общей компетенции; ✓ государство вправе координировать использование природных объектов, в том числе изымать их для государственных или муниципальных нужд и принудительно выкупать. Защита прав отдельного человека обеспечивается тем, что согласно ст. 42 Основного закона каждый в РФ имеет право на благоприятную окружающую среду в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера (ст. 11 Закона " Об охране окружающей среды"). Данное право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медицинской помощи. Принцип строго целевого использования природных объектов недопускает использования природных объектов не по целевому назначению. Запрещается, например, использовать земли сельскохозяйственного назначения в иных целях, не связанных с ведением сельского хозяйства. Исключения составляют случаи, предусмотренные законом. Целевое назначение природных объектов определяется не только при их предоставлении (приобретении), но и посредством придания им соответствующего правового статуса. Предусмотренные в проекте хозяйственного устройства природных объектов требования государства обязательны для исполнения субъектами экологических правоотношений, любым природопользователем. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов предусматривает получение при минимальных затратах наибольшего экономического эффекта от использования природных объектов в хозяйственной деятельности, исключающей причинение экологического вреда природной среде. Отличительный признак этого принципа — единство экономической и экологической составляющих. Экономическая составляющая направлена на достижение положительного эффекта от использования природных объектов при оптимальном вложении затрат. Экологическая составляющая содержит требование об охране окружающей среды и соблюдении экологической безопасности в процессе хозяйственной деятельности, предусматривающей использование природных объектов. Принцип приоритета охранительных мероприятий в использовании природные объектов предусматривает что любые природные объекты не застрахованы от отрицательного воздействия, обусловленного деятельностью. При этом обязанность природопользователя — предусмотреть выполнение соответствующих мероприятий, направленных на бережное использование природных объектов. В процессе хозяйственной деятельности может возникнуть ситуация, когда наиболее выгодный, с экономической точки зрения, способ экологопользования повлечет за собой причинение вреда тому или иному природному объекту. В таком случае приоритетным будет являться экологическое требование. Значит, способ хозяйствования, наносящий ущерб природному объекту, не может применяться: его необходимо приостановить или скорректировать. Принцип комплексного подхода в экологопользовании содержит требование, согласно которому при использовании определенного природного объекта необходимо учитывать его экосвязи с другими природными объектами и с окружающей природной средой в целом. Требования принципа обусловлены сущностью экосистемы, означающей единый природный комплекс, образованный живыми организмами и средой их обитания (атмосфера, почва, водоем и т. п.), в котором все компоненты связаны между собой обменом веществ и энергии. Принцип платного использования природных ресурсов и природных объектов: платность природопользования включает плату за природные ресурсы, за загрязнение окружающей среды и за другие виды воздействия. Плата за природные ресурсы (землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается. ✓ за право пользования природными ресурсами в пре делах установленных лимитов; ✓ сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; ✓ на воспроизводство и охрану природных ресурсов и т.д. Плата за загрязнение окружающей среды и другие виды воздействия взимается, в частности за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды загрязнения. ✓ в пределах установленных лимитов; ✓ сверх установленных лимитов. Существенное значение имеет тот факт, что внесение указанной платы не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением. Уникальностью каждого природного объекта обусловлено требование бережного к нему отношения со стороны природо- пользователей. Не случайно правовые принципы Особенной части экологического права предусматривают наличие определенных приоритетов в использовании тех или иных природных объектов. Приоритет земель сельскохозяйственного назначения означает, что пригодные по своим характеристикам для ведения сельского хозяйства земли прежде всего должны использоваться в сельскохозяйственных целях. Для несельскохозяйственных нужд должны предоставляться земли, которые не пригодны для использования в сельском хозяйстве. Использование любых земель связано с необходимостью проведения мероприятий, предусматривающих повышение плодородия почв. До выполнения работ, в результате которых может быть поврежден плодородный слой почвы, этот слой необходимо снять и направить для реализации мер по повышению плодородия земельных угодий. Требования, касающиеся бережного отношения к землям сельскохозяйственного назначения, предусматриваются целым рядом ведомственных нормативных актов. Так, например, плановые работы по ремонту и реконструкции линий электропередачи, проходящих по сельскохозяйственным угодьям, производятся по согласованию с землепользователями и, как правило, в период, когда эти земли не заняты сельскохозяйственными культурами или когда можно гарантировать сохранность культур. Иногда работы по предотвращению аварий или ликвидации их последствий на линиях электропередачи выполняют в любое время года и без согласования с землепользователем. В таком случае предприятия, в ведении которых находятся линии электропередачи, по завершении соответствующих работ должны привести земельные угодья в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению, а также возместить землепользователям убытки, причиненные при производстве работ. Приоритет вод питьевого и бытового назначения предусмотрен Водным кодексом РФ, согласно которому использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является приоритетным. В этих целях должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные и подземные водные объекты. Использование подземных водных объектов, пригодных для питьевого водоснабжения, в иных целях не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Для обеспечения населения водой, пригодной для питьевого водоснабжения, на случай возникновения чрезвычайных ситуаций резервируются источники питьевого водоснабжения на базе защищенных от загрязнения и засорения подземных водных объектов. Для этих источников устанавливается специальный режим охраны и контроля их состояния. Приоритет использования недр для разработки полезных ископаемых предусматривает требование, согласно которому площади залегания полезных ископаемых используются прежде всего для извлечения природных богатств подземных кладовых. Застройка на этих территориях производится при соблюдении ряда условий. Для застройки площадей залегания полезных ископаемых необходимо получить разрешение федерального органа управления государственным фондом недр (его территориального органа) и органов государственного горного надзора. Такое разрешение может быть выдано при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки. Что касается самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых, то она прекращается без возмещения произве денных затрат, затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов. Приоритет лесов защитного назначения предусматривает что законодательством предусматривается статус повышенной охраны для лесного фонда, имеющего экономическое, экологическое и социальное значение. Исходя из значения выполняемых функций и местоположения в лесном фонде выделяют леса первой, второй и третьей групп. Леса первой группы (основное назначение которых — выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных функций), а также леса особо охраняемых природных территорий дифференцируются по категориям защитности. Приоритет условий существования животных в состоянии естественной свободы установлен требованиями Федерального закона " О животном мире". Запрещается пользование животным миром в научных, культурных и просветительных целях, если для этого требуется изъять животных из природной среды, и такие действия наносят вред животным и среде их обитания. Наличие данного принципа обусловлено тем, что животный мир — это достояние народов Российской Федерации, неотъемлемый элемент природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющийся природный ресурс, важный регулирующий и стабилизирующий компонент биосферы. Система экологического права включает в себя юридические нормы, представленные в виде главных частей, основных разделов, институтов и входящих в них норм. Как и во многих других отраслях права, в экологическом — выделяют Общую и Особенную части. Кроме того, ряд норм составляет Специальную часть экологического права. Общая часть включает такие разделы, как ✓ предмет и систему экологического права; ✓ источники и принципы экологического права; ✓ экологические правоотношения; ✓ права собственности и природопользования; ✓ экологическая экспертиза; ✓ экологический контроль; ✓ управление экологией; ✓ ответственность за экологические правонарушения. Особенную часть составляет ряд эколого-правовых режимов использования природных объектов и защиты экологической системы, а также эколого-правовой режим и охрана экологических систем, находящихся в сфере производственной деятельности и антропогенного воздействия. В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы. ✓ недропользования; ✓ водопользования; ✓ лесопользования; ✓ пользования животным миром; ✓ использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства; ✓ использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере сельскохозяйственного производства; ✓ экологических систем, в которых находятся населенные пункты. Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Специальная часть экологического права регулирует следующий спектр вопросов: ✓ международно-правовая охрана окружающей среды; ✓ загрязнение Мирового океана; ✓ экология и космос. Основные нормы и институты экологического права формируются на основе базовых отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие общества и природы. Конституционное право включает конституционные нормы по охране окружающей среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность органов власти в данной сфере. Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть экологоправового механизма охраны окружающей среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права, предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды. Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию экологических отношений. Все чаще гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования. Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде. Согласно ст. 3 Федерального закона " Об охране окружающей среды" одним из основных принципов охраны природной среды является принцип международного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется распространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международные экологические исследования. С учетом международных стандартов разрабатываются также нормативы предельно допустимых вредных воздействий (в частности, определяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, требования к различным энергетическим объектам, использованию радиоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из которых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права свидетельствуют также статьи Конституции РФ и федеральных законов, предусматривающие приоритет правил международных договоров, принятых с участием России. Взаимовлияние экологического права и природно-ресурсных отраслей права прослеживается в том, что природно-ресурсные отрасли (лесное, водное право и др.) содержат нормы экологического права.
|