Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Распознавание печали у других людей
Теперь давайте переключим наше внимание на то, как отображается эмоция печали на ув и- денных нами лицах. Мы начнем с анализа того, как выглядит эта эмоция в своем крайнем проя в- лении, а затем обратимся к более тонким признакам печали и горя. Давайте еще раз взглянем на выражение лица Бетти. Ее сильная печаль (или горе) отображается на всем лице. Заметным и н а- дежным симптомом печали являются изогнутые углом вверх внутренние уголки бро вей. Этот симптом надежен потому, что немногие люди способны выполнить это движение намеренно и по- этому оно редко имитируется сознательно. (Но этого нельзя сказать о некоторых других выраж е- ниях лица, описанных ниже.) Даже когда люди пытаются не показывать, что они чувствуют, эти изогнутые брови часто выдают скрываемую печаль. Взгляните на пространство между ее бровями. У большинства людей между бровями появляется вертикальная морщина, как появляется она и у Бетти, когда ее брови приподнимаются и сводятся вместе. У некоторых людей эта морщина запе- чатлевается на лице навсегда, и в этом случае она будет углубляться и становиться более замет- ной, когда внутренние уголки бровей станут сводиться вместе и подтягиваться кверху. Чтобы оценить значение бровей, закройте рукой расположенную под ними остальную часть лица Бетти. Ее лицо все равно выглядит печальным, даже когда вы можете видеть только брови. В результате такого движения бровей Бетти верхние веки приобрели треугольную форму. Иногда это может быть единственным признаком печали. Сильная печаль Бетти ясно отражается и в нижней части ее лица. Ее губы вытянуты по гори- зонтали, ее верхняя губа приподнята кверху, а нижняя губа, как мне кажется, слегка дрожит. Ее широко открытый рот еще больше усиливает проявление этой эмоции. Другой важный признак ее печали – это приподнятые щеки, которые являются другой важной составляющей отображения этого сильного чувства на лице. Уголки губ, возможно, оттягиваются вниз, но это движение быв а- ет слишком слабым, чтобы его можно было увидеть, когда губы так явно вытянуты по горизонта- ли, а щеки приподняты кверху. Взгляните на участок кожи между верхней частью подбородка и нижней губой, который анатомы называют выпуклостью на подбородке. Он сморщен и подтянут кверху в результате сокращения мышцы подбородка – мышцы, которая, сокращаясь сама по себе, придает лицу недовольное выражение. Нижняя губа Бетти не приподнята кверху в гримасе недо- вольства, потому что она сильно растянута по горизонтали. Далее давайте обратим внимание на выражение лица более молодой женщины, стоящей за спиной Бетти Ширли. Мы видим лишь часть ее лица, но этого вполне достаточно для того, чтобы заметить, что внутренний угол одной из бровей подтянут кверху и смещен в направлении к центру и что ее щеки приподняты. Эти два симптома совпадают с теми, которые мы видим на лице Бетти Ширли. Губы на лице молодой женщины не приоткрыты, но они могут быть слегка сжаты в п о- пытке сдержать громкие рыдания. Теперь давайте снова взглянем на мальчика из Тузлы. Его брови не изогнуты «домико м». Это объясняется тем, что когда человек плачет, его брови иногда могут опускаться вниз и сво- диться вместе, особенно при сильном приступе плача. У него приподняты щеки и сморщен подбо- родок – такие же симптомы печали мы видим и на лице Бетти. Подтягивание щек кверху иногда приводит к тому, что уголки губ также слегка приподнимаются – как при усмешке. Закройте верх-
нюю часть лица мальчика рукой, чтобы открытой осталась часть лица ниже нижних век. По – прежнему остается очевидным, что эта улыбка – не улыбка радости и что нижняя часть лица вы- ражает печаль. Некоторые ученые оказывались сбитыми с толку такими лицами, выражающими подобие улыбки, и доказывали, что эти «улыбки» не имели ничего общего с удовольствием, пото- му что они проявлялись – и так оно и было на самом деле, – когда человек явно испытывал стра- дание. Но здесь необходимо понимать, что уголки губ приподнимаются в результате усилий мышц щек, а не мышц, которые работают, когда на лице появляется улыбка. Отметьте, что выпуклость на подбородке мальчика совершенно такая же, как и у Бетти. Возможно, но маловероятно, что этот мальчик пытается замаскировать свое горе с помощью улыбки, чтобы показать, что он способен справиться со своим несчастьем (возможно, он не хочет становиться бременем для своей семьи). На фотографии лагеря в Тузле видны две женщины, проявляющие отчаяние или горе. Жен- щина справа имеет архетипически изогнутые брови, растянутый рот, слегка опущенные уголки губ и приподнятые щеки. Женщина, стоящая за мальчиком, фактически повторяет выражение его лица. Мальчик, показанный на с. 132, шел по лесной тропе, проложенной в лесах Новой Гвинеи, и внезапно увидел меня, незнакомого ему человека. Насколько мне известно, он никогда прежде не видел европейцев, за исключением, быть может, случайного исследователя или миссионера. Он и большинство людей его культуры находились в визуальной изоляции от европейской цивилизации – и именно по этой причине я приехал туда, чтобы их изучать. Он никогда не видел фотографий, журналов, кино–и видеофильмов и поэтому не мог с их помощью научиться придавать своему ли- цу те или иные выражения. Я вызывал у этих людей огромный интерес, так как практически все, что я делал, было им неизвестно. Даже то, что я разжигал свою трубку с помощью спичек, вызывало у них удивление, так как спичек они никогда не видели. Меня окружали многочисленные зрители, когда по вечерам я печатал на машинке отчеты о проведенной за день работе. Они думали, что моя пишущая м а- шинка – это особый музыкальный инструмент, издающий одинаковые звуки. Я мог не беспоко- иться о том,
что они будут проявлять стеснение при их съемке на кинокамеру, поскольку они попросту не знали, что такое киносъемка. Я не имел понятия, о чем думает этот мальчик или почему его лицо имеет такое печальное выражение, так как я не говорил на местном языке, а переводчик, обычно помогавший мне в рабо- те, был далеко. У некоторых людей мышцы, сокращающиеся для поднятия внутренних уголков бровей, не вызывают движения кожи лба, но вместо этого создают эту характерную структуру морщин. В своей книге «О выражении эмоций у человека и животных» Чарльз Дарвин писал об этой структуре что, она «может, для краткости, быть названа мышцей огорчения… Она создает на лбу характерный знак, напоминающий по форме подкову». То же самое мышечное сокращение, хотя и более слабое, придает лбу тот же вид, который мы наблюдаем у Бетти Ширли, но у мальчика из Новой Гвинеи вверх поднимаются не брови, а кожа в центральной части лба. У некоторых людей именно таким образом появляется непроиз- вольное выражение на лице, вероятно, по причине специфики их анатомии. Хотя кому–то может
показаться, что мальчик испытывает недоумение, а не печаль, так как его брови сведены вместе, следует отметить, что подковообразная морщина может появиться только вместе с эмоцией печ а- ли. Для сравнения взгляните на стоящего за ним другого мальчика, брови которого просто сведе- ны вместе, что является признаком недоумения или концентрации. Ни щеки, ни рот мальчика не дают никаких указаний на то, что он испытывает печаль. Здесь мы имеем пример неполного выра- жения. Сигнал подается только одной частью лица в отличие от случаев полного выражения, ко- торое можно наблюдать на двух предыдущих снимках. Такое неполное выражение могло бы по я- виться в том случае, если бы он пытался контролировать проявление своей эмоции, так как бровями управлять труднее, чем нижней частью лица. Или, возможно, чувство является слишком слабым, чтобы отображаться на всем лице. Теперь давайте исследуем некоторые составляющие выражения печали и его более тонкие признаки. Для этого мы воспользуемся фотографиями моей дочери Евы, сделанными четыре года тому назад. Я не велел ей изображать конкретные эмоции; вместо этого я показывал ей на своем лице те или другие мышечные движения и просил ее их повторять. Я сделал тысячи снимков, прежде чем получил те, с помощью которых я мог объяснять, как происходят слабые изменения выражений лица. В качестве модели я привлекал только одного человека (хотя я сделал также не- сколько снимков самого себя, показанные в последующих главах), чтобы ваше внимание не отвл е- калось на специфические черты лица, которое вы рассматриваете, и чтобы вы могли сфокусиро- ваться на том, как изменяются эти выражения. Я начну с области глаз, т. е. с век и бровей. На рисунке Б показано нейтральное, неэмоцио- нальное выражение, для того чтобы вы могли сравнивать с ним другие выражения, имеющие изо- лированные и иногда малозаметные изменения. На снимке А показаны опущенные верхние веки, на снимке В показан легкий намек на поднятие внутренних уголков бровей. Даже когда происхо- дят такие слабые изменения, то кажется, что они полностью изменяют все лицо. Чтобы помочь вам увидеть, что только верхние веки слева и только брови справа способны направлять особое сообщение, я сделал две составные фотографии, объединив обе эти характери- стики на изображениях, показанных в нижнем ряду. На снимке Г верхние веки со снимка А поме- щены на нейтральное лицо со снимка Б. На снимке Д брови со снимка В также помещены на не й- тральное лицо со снимка Б. Это должно убедить вас в том, что даже очень незначительные изменения способны повлиять на общий вид всего лица. В данном случае лицо на снимке Д в ы- глядит чуть менее печальным, чем лицо на снимке В. Это происходит потому, что на снимке В имеется легкий намек на то, что верхние веки слегка опущены. Этого нельзя было бы заметить без сравнения снимка В со снимком Д, полученным в результате наложения бровей со снимка В на нейтральное лицо.
А
Б
В (нейтральное)
Г
Д Снимок В имеет очевидные признаки печали; это может быть легкая печаль, контролируемая печаль или печаль, начинающая ослабевать. Не каждый способен распознать ее без достаточной
практики, особенно если эта печаль непродолжительна. Снимок А более неоднозначный. Он м о- жет нести признаки легкой или контролируемой печали, но может и просто указывать на то, что человек скучает или хочет спать, так как слегка опущенные веки являются единственным пода- ваемым этим лицом сигналом. Отметьте, что происходит, когда слегка опущенные веки дополняются поднятием бровей. Снимок Е является составным: он получен путем наложения бровей со снимка В и век со снимка А на нейтральное лицо. Та же комбинация слегка опущенных век и приподнятых внутренних уголков бровей показана на снимке Ж, но на этом нормальном, а не составном снимке движение бровей выражено сильнее. Теперь нет никаких сомнений. Это очевидная печаль, которую можно неправильно интерпретировать только в том случае, если ее проявление будет очень кратковре- менным. Следующий ряд снимков показывает другие изменения в области глаз. На левом снимке З брови ровные, но взгляд направлен прямо перед собой, а верхние веки не опущены. На снимке И брови прямые, верхние веки слегка опущены, а нижние веки слегка напряжены. Сравните нижние веки на снимке И и на нейтральном лице на снимке Б. На снимке К мы видим типичное выраж е- ние печали, при котором взгляд направлен вниз. Вы видели такой взгляд как часть общего выра- жения печали на фотографии Бетти Ширли. Разумеется, люди смотрят вниз, когда они читают или когда они устали, но когда такой взгляд добавляется к печальным бровям, то направляемое сооб- щение становится однозначным. Брови – это очень важный и очень надежный индикатор печали. Они редко принимают та- кую конфигурацию, если печаль в действительности не ощущается, так как лишь немногие люди способны намеренно выполнить такое движение бровями. В их числе можно назвать Вуди Аллена и Джима Керри: и тот и другой часто выполняют это движение. В то время как большинство л ю- дей подчеркивают смысл речи, поднимая или опуская брови, эти два актера часто используют п е- чальные брови для подчеркивания значения отдельных слов.
Е
Ж
З
И
К Это помогает им выглядеть проявляющими сочувствие, чуткость и доброту, но это не обяз а- тельно оказывается отражением того, что они чувствуют на самом деле. Для тех, кто используют приподнятые внутренние уголки бровей для подчеркивания смысла своей речи, это имеет мало значения, но для большинства других людей такие брови являются важным сигналом печали. Теперь давайте посмотрим, как выглядит в состоянии печали рот. На снимке Л уголки губ слегка опущены вниз. Это движение более заметно на снимке М и еще более на снимке Н. Это еще один признак легкой печали, хотя уголки губ могут опускаться и тогда, когда люди пытаются сде- лать свою печаль менее заметной для окружающих. Снимок Н настолько выразителен, что когда это лицо показывается само по себе, без печальных бровей или глаз, то, вероятно, оно восприн и- мается как выражающее не печаль, а что–то другое. Возможно, такое движение ртом делается не- которыми людьми для выражения неверия или отрицания. На следующих снимках показано выражение, возникающее исключительно за счет подтяги- вания вверх нижней губы. На снимке О лицо выражает недовольство. Это выражение может во з-
никнуть само по себе, когда человек только начинает чувствовать печаль как предвестницу плача. Оно может также возникнуть тогда, когда человек находится в угрюмом состоянии. На снимке П движение оказывается слишком сильным, чтобы служить признаком печали, когда оно появляется само по себе: без печальных бровей и век или опущенного взгляда. Напротив, оно может служить символом неопределенности, наподобие пожимания плечами. Снимок Р сочетает подтягивание нижней губы вверх, как на снимках О и П, со сжиманием губ.
Часто такое выражение служит символом решимости или концентрации, а также может быть проявлением манерности некоторых людей, в частности президента Клинтона. Кое–кто добавляет к этому выражению немного улыбки, и оно становится символом их намерения с улыбкой перен о- сить любые трудности.
На следующих снимках показаны смеси двух эмоций. На снимке С показано сочетание пе- чальных бровей с улыбкой во весь рот. Закройте на снимке рот рукой, и вы увидите, что лицо в ы- глядит печальным; если же вы закроете рукой глаза и брови, то лицо будет выглядеть счастливым. Это выражение возникает вместе с горько–сладкими выражениями, вызванными, к примеру, вос- поминаниями о счастливых мгновениях жизни, окрашенными грустью из–за того, что эти мгнове- ния остались в прошлом и никогда уже не повторятся. Оно может возникнуть также, когда человек использует улыбку, чтобы попытаться скрыть или замаскировать печаль.
О
П
Р На снимке Т показана комбинация страха и печали, выраженная с помощью печальных бро- вей и широко открытого от страха рта. Сначала закройте на снимке рукой брови и отметьте страх
в глазах; затем закройте на снимке глаза, и вы увидите, что брови, безусловно, являются печаль- ными, подобными тем, которые мы видели раньше. Снимок У может показывать смесь печали и удивления, потому что губы на лице раздвинуты, а глаза открыты, хотя и не так широко, как на среднем снимке, показывающем смесь страха и печали. На последнем снимке Ф показана комбинация всех признаков печали, которые мы уже виде- ли, с одним новым. Внутренние уголки бровей приподняты, верхние веки слегка опущены, уголки губ оттянуты вниз. Новой характеристикой является приподнимание щек, приводящее к появле- нию морщин, идущих вниз от ноздрей Евы к уголкам ее губ. Эти морщины получили название н о- согубных. Мышцы, которые приподняли ее щеки, вызвали появление этих морщин и подтянули вверх кожу под глазами, в результате чего глаза Евы сузились.
С
Т
У
Ф Регулярный просмотр этих фотографий, а также фотографий, приведенных в начале этой главы, поможет вам лучше понимать, что чувствуют люди, даже когда они не рассказывают вам об этом сами. Вы сможете усовершенствовать свои навыки распознавания легких признаков печа- ли (и эмоций, о которых рассказывается в других главах), если обратитесь к веб–сайту https://www.emotionsrevealed.com
|