Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастные ступени организационного развития НКО

 

Редюхин В.И., руководитель секции экспертизы, оценки и рейтингов

Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ,

эксперт по социальному партнерству Программы развития ООН

 

За три года моей работы в Центре «Социальное партнерство» Программы развития ООН при анализе деятельности нескольких тысяч общественных некоммерческих организаций Москвы и регионов РФ возникла гипотеза о неких обязательных «ступенях» (этапах, фазах) развития локальных социальных сообществ. Они очень похожи на этапы возрастного развития отдельного ребенка, которые выделяют психологи.

 

Ø. В «общественном» все начинается с маргинализации и выпадения некоторых людей из «нормального» течения повседневной жизни: родился ребенок-инвалид, сам утратил трудоспособность, потерял жильё… Или с их личного «побега» от государственной занормированности и зашоренности и тотальной административности в пространство творчества: - «а я умею топором ложки вырезать, или люблю кактусы разводить, или танцевать гопак - могу научить любого…» Еще вчера он был точно таким «как все», вписывался в однородную окружающую социокультурную среду, а сегодня оказался по каким-то причинам выброшенным на обочину жизни. С этого чувственно-эмоционального «материала» может начаться объединение людей - с общности их личной боли, насущной проблемы или же желания волонтерски безвозмездно сделать что-то хорошее для окружающих.

 

 

 

0. Постепенно вокруг этого маргинального человека, загоревшегося какой-то социальной идеей могут сплачиваться другие люди, разворачивается общение, накапливается специфическое содержание. И не столь важно, в чем заключается эта идея – в помощи инвалидам (потому что у меня свой ребенок – инвалид) или в обучении детей и молодежи народным ремеслам (потому что я всю жизнь этим занимался, а теперь остался без работы), главное - чтобы личная персональная проблема совпала с имеющимися общественно-значимыми потребностями и тогда на идею, как на огонек света, начинают собираться единомышленники.

На этой «нулевой» фазе развития организации (как правило незарегистрированной и не оформленной нормативно-правово) накапливается содержание общей работы, складываются межличностные отношения между членами этого неформального клуба общения. Внешние связи в этот момент не являются чем-то значимым – «нам и так хорошо вместе». Границы и рамки применимости обсуждаемого не обсуждаются – поговорили, друг другу советы дали, власть поругали, пар вышел, - и разошлись.

 

1. Но, любая общественная организация не может оставаться замкнутой, и раньше или позже выходит на внешние контакты для осуществления помощи человеку и поддержки людей, с такими же как у её участников радостями или проблемами, а также, - ищет любые поводы для презентации другим своей активности. На этой фазе происходит переход от слова к делу, к внешней активности, - общественники проводят какие-то мероприятия и акции, содержание начинает «распирать» изнутри и выплескиваться наружу по горизонтали. Она требует значимых социальных контактов, возможности показать себя и увидеть других, и сталкивается при этом с упруго сопротивляющейся внешней средой, порой отталкивающей возникающее социальное новообразование.

На местах сопротивления простраиваются границы, соединябщие и разделяющие организацию и ее членов с внешним миром, формируются определенного типа отношения. Это проявляется и закрепляется в языке участников организации: за счет различений, обобщений и оформлении имен и предъявления этого тезауруса " упруго сопротивляющейся" окружающей среде, появляются механизмы отличия «своего» от «другого», «чужого» и «иного». В сознание (или бессознательно) участников возникают рамки и границы разной масштабности, обычно связанные с выделением «врагов» и желания «победы» над ними..

 

 

2. Быстрота и способы перехода на следующий этап зависит во многом от личности лидера, от того, кто он в прошлом и настоящем: специалист в конкретной предметной области, управленец и менеджер, разорившийся бывший предприниматель или домохозяйка.

Внутри границ тематического содержания на второй фазе, за счет плотности коммуникации, помимо анализа, необходимого для предоставления отчетности об оказании услуг, чаще всего безвозмездных, может возникать и рефлексия собственной деятельности («что хорошо, а что не удалось сделать и почему?»), которая вытаскивает за тематические рамки в вертикаль управления и самоуправления внутри организации. Тогда, за счет взгляда на собственную ситуацию извне, появляется отчетливый предмет деятельности (а в коммуникации - тот инвариант, на который «можно сослаться или к чему можно отнестись») и возникает групповое самоопределение (способы и средства, цели и ценности деятельности), а, возможно, - и социокультурная идентификация и ФИО: «кто мы, откуда, какова наша миссия?».

 

 

3. На следующей, третьей фазе, у общественников формируется потребность в управлении своим собственным развитием, в планировании и организации деятельности в соответствии с изменяющейся внешней ситуацией. С усовершенствованием практики управления осознается временная составляющая, её границы и их преодоление через проектирование, проектную деятельность и создание проектов. Поиск финансирования заставляет обратиться к методам фандрайзинга, к специфике работы с персоналом, к разработке стратегического планирования. Делая этот шаг НКО, как правило, начинают интенсивно осваивать проектный подход, разрабатывать социальные программы и участвовать в конкурсах на грантовую поддержку

В коммуникации при переходе от «имен» к «понятиям» обеспечивает появление «предметности», возможность управления собой, созданной организацией и содержанием деятельности

.

 

4. На четвертой фазе организационного развития происходит обнаружение " других, чужих и иных" уже как таких же субъектов, - организаций, конкурирующих в проектах за ресурсы развития..Вследствие появления конкурентности и возможного рынка услуг в поле зрения попадают и множатся новые сервисные управленческие деятельности, обеспечивающие первоначальную базовую деятельность (консультирование, проектирование, програмирование, сценирование, оценивание, экспертиза, аудит, обучение для повышения квалификации...) или ограничивающие её функции (лицензирование, нострификация, сертификация, аттестация, аккредитация). Происходит, как говорят в бизнесе, - диверсификация видов деятельности НКО и расширение сферы предоставляемых платных услуг/

 

 

5. На пятой фазе в условиях общей недостаточности ресурсов может возникнуть потребность в кооперации конкурирующих (или игнорирующих друг друга) структур и в лоббировании общих интересов. НКО выходят в позицию координации других организаций на территории или в регионе. Обычно, это попытка объединить организации «своего» же типа профиля относительно целевой группы: сироты, семья, инвалиды, талантливые дети или дети с ограниченными возможностями, то есть понятных и близких по предмету деятельности.

Если дело доходит до необходимости общего нормативно-правового обеспечения, разработки законов и нормативных актов (права детей, закон об альтернативной службе,, «ювенальная юстиция, акты о социальном партнерстве…), то вместо управления начинается и становится значимой политика...

 

 

Принятые и утвержденные законодательные нормы, регулирующие социальные отношения рано или позже кому-то становятся «тесными», порождают неудовольствие и новых маргиналов, становящихся ядрами инновационных социальных трансформаций. На этой пятой фазе цикл организационного развития НКО завершается и совпадает с началом, возможно замыкаясь на другом организационном или содержательном уровне.

 

 

 

6. Эта периодизация очень похожа на этапы возрастного развития ребенка, последовательно проходящего возрастные периоды игры, обучения, общения, исследования и т.д. Как с годами человек в принципе может и не взрослеть психологически, точно так же конкретная НКО может долгие годы не передвигаться на следующий этап социальной зрелости и быть успешной во всех отношениях, если за счет внешних или внутренних причин не возникает кризисов развития и потребности в изменении форм деятельности и переходе к следующей фазе.

Но, точно так же, как ребенок, не прошедший и не переживший какой-то сензитивный этап возрастного развития, постоянно испытывает впоследствии жизненные трудности, то и общественная организация в своем «историческом» развитии не прошедшая предыдущую фазу испытывает риск неуспешности за счет выхода за «зону ближайшего развития». Без глубокого освоения конкретного содержания организация не сможет координировать деятельность других, если нет опыта презентации и организации собственной деятельности, то вряд ли НКО будет успешной в разработке и реализации социально-значимых проектов.

Может быть, поэтому, - из-за «непрожитости» всех фаз организационного развития, отсутствия исторической связности и недостаточной целостности, на практике до «седьмого шага» дело никогда не доходит и любые сообщества (личностно-персональные, общественно-гражданские, профессиональные, муниципальные, производственные, финансово-промышленные...) или топчутся на одном месте, или, отставая от изменяющейся внешней ситуации, раньше или позже начинают разваливаться.

 

Такова гипотеза, возникшая на основе анализа феноменов организационного развития НКО в реальном социуме. Она заставляет задуматься - всеми ли видами деятельности стоит заниматься общественникам в данный момент жизни их собственной НКО.

 

© Редюхин В.И., Аналитический центр «Концепт», август 2002-2010

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Вік, з якого настає кримінальна відповідальність
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал