Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Идея министерства изящных искусств
Уже после своего назначения на государственный пост Ф.А.Головин предложил: " Необходимо, чтобы уже сейчас художники на своих съездах и в литературе выяснили вопрос о том, кто и каким образом должен оберегать в государстве интересы искусс- тва. Лично я, - признавался он, - лелею мечту - на развалинах гнилого министерства двора создать особое министерство или ве- домство искусств" 544 0. Мечта комиссара запоздала, если быть точным, на месяц. Уже 4 марта в Петрограде по инициативе М.Горького и на его квартире собралась представительная - около 50 человек - группа деятелей русского искусства: А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский, К.С.Петров-Вод- кин, Н.К.Рерих, И.А.Фомин, Ф.И.Шаляпин и другие. На этом сове- щании было выдвинуто предложение об организации министерства изящных искусств. Совещание идею одобрило и для дальнейших действий сформировало группу, получившую название " комиссия Горького". Скоро, очень скоро в бурной и зачастую неразборчивой в средствах полемике тех дней " комиссию" обвинят и в поползно- вении узурпировать художественную власть, и в других смертных грехах. Нам необходимо, поэтому, разобраться, и хотя бы в первом приближении попытаться понять мотивы, которыми руководствова- лись художники, защищая идею министерства искусств. Однако здесь необходима оговорка. Вступая на путь предположений, мы должны отдавать себе яс- ный отчет, что нас подстерегает соблазн простых объяснений. В этом случае действия художников, составивших " комиссию Горько- го", могут интерпретироваться как отражение групповой борьбы, неудовлетворенных личных амбиций или властолюбия. Можно допус- тить, что все эти моменты - осознанно или неосознанно - при- сутствовали в их решении. Но они ли главные? Еще Плутарх, обсуждая мотивы гражданского поступка консула Попликолы, приговорившего своих сыновей к смертной казни за за- говор против Рима, писал: " Справедливее, однако, чтобы суждение об этом муже шло по стопам его славы, и наше собственное слабо- волие не должно быть причиною недоверия к его доблести" 545 0. Не будем, поэтому, унижать художников своим " недоверием" к побудительным мотивам их действий. Главной движущей причиной их поведения нам представляется глубокая озабоченность судьбой российской культуры, ее возможным распадом в это смутное время. " Революция и культура" - суровая реальность этой проблемы властно требовала срочных, незамедлительных действий. Художественная интеллигенция России не имела опыта ее ре- шения. Однако многие, если не все из них, помнили грозную сти- хию народного гнева в первую революцию (1905-1907 гг.). В мае 1905 г. В.Э.Мейерхольд писал из Николаева К.С.Станиславскому: " Все ждут беспорядков. Боятся избиения интеллигенции" 546 0. А в октябре 1905 г. другой, уже петербургский очевидец событий, С.П.Дягилев с тревогой сообщал А.Н.Бенуа: " Что у нас творится - описать невозможно: запертые со всех сторон, в полной мгле, (...) и в ожидании пулеметов. (...) когда пройдет эта дикая вакханалия, не лишенная стихийной красоты, но как всякий ура- ган, чинящая столько уродливых бедствий? Вот вопрос, который все теперь себе задают и с которым все время живешь" 547 0. " Дикая вакханалия", о которой пишет С.П.Дягилев, стоит в одном ряду с пушкинским " бессмысленным и беспощадным" русским бунтом, и суровая реальность первой революции подтверждала эти опасения интеллигенции. Не случайно, в октябре 1905 г. А.Н.Бе- нуа писал из Парижа В.Ф.Нувелю: " Важно напоминать в переживае- мый момент переполоха и сумятицы, чтоб, спасаясь из разваливаю- щегося дома, не забыли унести из него наиболее драгоценные сок- ровища, которые станут украшением нового дома и приятным воспо- минанием о старом. Если хочешь, это буржуазная мысль, но я соз- наю и это в себе, что я должен стоять и за буржуазные заветы, ибо в них большая сила и благо" 548 0. (Отметим в скобках, что интеллигентнейший А.Н. Бенуа стес- няется и чуть ли не извиняется за " буржуазные" мысли. Как же поработали в России ее духовные " пахари" - публицисты, филосо- фы, революционеры, - что это слово стало для интеллигенции ру- гательно-презрительным, а антибуржуазность воспринималась чуть ли не как гражданская добродетель! В Октябре 1917 это аукнется и станет причиной перехода части интеллигенции на сторону Со- ветской власти - наивные, они увидели в ней родственную анти- буржуазную душу). Вот этой " буржуазной" заботой о спасении " драгоценных сок- ровищ" культуры, и прежде всего, охране памятников искусства и старины была проникнута деятельность " комиссии Горького". Ра- ботники искусства, входящие в нее, понимали опасность разгула уже никем и ничем неконтролируемой российской вольницы, разг- рабления или уничтожения имущества ненавистных бар и помещиков, ставших символом многовекового угнетения. Стихии можно было противопоставить только организацию, и она виделась им как сла- женное министерство изящных искусств, в котором тон задают сами художники. Неизбежное при этом обюрокрачивание художников приз- навалось не злом, но благом. Есть веские основания полагать, что идея была предложена А.Н.Бенуа. Уже в годы первой революции он выступил с разверну- той программой художественных реформ в стране. Его исходная по- сылка - " в истинно культурном государстве искусство не может быть частным делом. Оно должно прочитывать, иллюстрировать жизнь самого государства, сообщать ему красоту и размах" 549 0. В силу этого он приходил к естественному выводу " создания целого министерства искусства", не останавливаясь даже перед " принуди- тельной экспроприацией предметов" искусства 550 0. А через пять лет в докладе на Всероссийском съезде худож- ников (декабрь 1911 г.) он утверждал: " Есть в бюрократии и ко- лоссальная сила, т а к а я сила, с которой не может сравниться ни одна другая общественная сила. Не только на великие, но и на красивые дела способна (и я бы сказал даже призвана) эта мощная бюрократия: стоило бы только ей (...) найти настоящих двигате- лей, которые сумели бы из этого громадного инструмента извле- кать все заложенные в существе его, но до сих пор латентно в нем пребывающие симфонии" 551 0. В полном соответствии с платоновским идеалом А.Н.Бенуа полагает, что художественная бюрократия должна " блюсти во всей чистоте так называемый хороший вкус в государстве, воспитывать хороший вкус в юношах". По его мнению, задача такого огромного масштаба " не может быть делом дробной, частичной инициативы. Только мощному государственному учреждению, располагающему полнотой власти и соответствующими материальными возможностями под силу ее решение, естественно, при одном главном условии - в нем будут трудиться сами художники (...). Я вижу перед собой великолепную машину, которая остановилась и ничему не служит, с другой стороны я вижу людей, которые, я в этом убежден, могли бы привести эту машину в движение на общее благо. Для меня совершенно ясный отсюда вывод, нужно э т и м л ю д я м поручить э т у м а ш и н у. Они-то уж сумеют с ней справиться, они-то знают, как ею воспользоваться. Дайте только протянуть проводы от нее к другим колесам государственного механизма... И тогда наступит эра, в которой снова создадутся великолепия, достойные самых славных страниц прошлого" 552 0. Из напора и патетики этого текста, абсолютной убежденности докладчика в своей правоте невооруженным взглядом видна выно- шенная им идея " огосударствления" искусства. Конечно, проводить исторические параллели рисковано, но есть какая-то фатальная повторяемость идей в российской истории. Поэтому позволительно сравнить размышления А.Н.Бенуа с логикой коммунистических правителей России. По самой своей сути они или совпадают, или очень близки друг к другу. Действительно, если огосударствление искусства признается панацеей от всевозможных бед, если механизм административного управления " великолепно" отлажен и готов выполнять " заложенные в нем симфонии", но пока еще буксует, выход один - нужны новые исполнители, а как их назвать - люди ли, кадры ли - неважно. Логика огосударствленного мышления, с искренней верой в чиновный аппарат, эффективность казенных шестерен и приводных ремней, управляемых государственными " юношами с хорошим вкусом" одинакова как в Древнем Египте, так и в сталинской империи. В этом - и только в этом плане - идиллические мечтания А.Н.Бенуа перекликаются с железно-державной логикой И.Сталина, любые дальнейшие исторические параллели неуместны: лично А.Н.Бенуа, как, впрочем, и вся русская художественная интеллигенция до революции, не обладал сколько-нибудь представительным опытом совместной государственной работы в культурном строительстве. " Наше Петром Великим отученное от всякого дела общество", 553 0 - печалился Ф.М. Достоевский, и хотя вступление России на путь капиталистических отношений дало мощный импульс общественной инициативе и частному почину, факт, однако, остается фактом: к началу революционных событий в стране сохранялась как данность трагическая неготовность русской интеллигенции к практической государственной деятельности. Социалистическая утопия А.Н.Бенуа понятна и простительна, как и выраженная ему некоторыми делегатами съезда благодарность за доклад - " плод долгой работы на благо родного искусства". И все же, видимо, совсем не случайно, что этими делегатами были художники, составившие через шесть лет ядро " комиссии Горького". Что же касается личных амбиций, то они были не столь и завышены - в уже цитированном письме А.Н.Бенуа рассуждал: " мне следовало быть чем-то вроде товарища [заместителя - Г.Д.] Министра изящных искусств, ибо для самого министра у меня не хватит ни практического ума, ни административных способностей" 554 0. Как видно, притязания А.Н. Бенуа ограничивались всего лишь вто- рыми, служебными ролями, но... Но при более внимательном ана- лизе этого текста, в нем вычитывается один, на первый взгляд, не очень существенный нюанс, чреватый, однако, очень важными последствиями. Мы имеем в виду мысль об отчуждении власти от ответственности - это дезавуирует идею демократии. Трудно с уверенностью судить, какой частью художественной интеллигенции разделялась эта идея, однако можно предположить, что в этом вопросе у А.Н.Бенуа были единомышленники. " Комиссия Горького" развернула энергичную деятельность по своему статуированию. Уже на следующий день ее представители предложили свои услуги Временному правительству, " где встретили сочувствие". Правительственный комиссар Н.Н.Львов не только одобрил инициативу, но и включил в ее состав члена Госдумы П.А. Неклюдова. Казалось бы, идея, получила государственное одобре- ние и официальное оформление, можно приступать к практическим действиям. Но М.Горький хорошо понимал своеобразие российской политической ситуации - в стране фактически утвердилось двоевластие. Временное Правительство и либеральные политические партии - не без поддержки западных союзников - пытались интегрировать Советы в структуру новой государственной власти. Поэтому уже 7-го марта он выступил в Петроградском Совете рабочих и солдатских депутатов. Исполком Совета узаконил его инициативу как " Комиссию по вопросам искусства", а 8-го марта обратился к населению с воззванием - " Берегите памятники истории и культуры! " Для части художественной интеллигенции идея министерства была самоочевидной: " Устроение особого (не бюрократического, не архаического) ведомства изящных искусств необходимо. Довольно им притыкаться во всех ведомствах: пора иметь если не своего министра, то хотя бы получить оседлое пребывание девяти свобод- ным музам. Пока они разбросаны повсюду, не имея никакого общего руководительства и кредитов" 555 0. Конечно, " устроение не бюрократического ведомства" - чистый воды идеалистические мечтания, свидетельствующие о полном непонимании интеллигенцией законов функционирования такого рода чиновных организаций. Однако такие " мелочи" в первые дни нежданной, оглушительной свободы ее не беспокоили, раздавались даже призывы " не медлить" с созданием министерства. Свой голос подали и москвичи, потянув одеяло на себя: " Кому, как не РТО, быть даже и министерством изящных искусств? Ведь за ним почтенное прошлое, а Москва - колыбель русского искусства! " 556 0 (В скобках отметим, что через два года эта идея будет реа- нимирована советской властью: ничтоже сумняшеся она переведет общественную организацию (РТО) в состав государственного органа - Наркомпроса, " ввиду того, что задачи и цели РТО совпадают с задачами Театрального отдела Наркомпроса..."). Тем временем, после первых дней радостного ошеломления, интеллигенция стала громко заявлять о своих правах и требованиях. 7 марта в Институте истории искусств графа В.П.Зубова " состоялось весьма многолюдное собрание деятелей искусства, для обсуждения вопроса о необходимости учреждения нового министерства изящных искусств" 557 0. Как полагалось, круг вопросов был очень широким - охрана памятников искусства, создание постоянных и передвижных музеев, образцовых театров, симфонических оркестров, художественное воспитание народа. После прений приняли резолюцию: " В видах создания, поддержания и развития художественной культуры страны и художественного просвещения народа настоятельно необходимым является учреждение самостоятельного ведомства искусства" 558 0. Компромиссное предложение Ф.Ф.Зелинского учредить специальный департамент искусств при Министерстве народного просвещения было отклонено.
|