Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Противостояние союзов и РТО.
Противостояние союзов и РТО шло по восходящей линии. В ию- не Совет РТО пригласил все существующие в России профессиональ- ные союзы провести координационное совещание. А в июле Петрог- радский союз сценических деятелей объявил, что по согласованию с московским, киевским, одесским, николаевским, ростовским и еврейским союзами 19-24 августа в Петрограде будет проведена конференция профессиональных союзов художественных работников сцены 5129 0. Отметим, что в отличие от РТО, петроградцы толковали " профессиональные союзы" расширительно, включая в них и местные объединения. Такая поспешность в проведении представительной - хотя бы по названию - конференции не случайна. Думается, что на конкретную дату ее созыва повлияло решение РТО провести 25 ав- густа - 6 сентября свой очередной съезд " для совместного това- рищеского обсуждения вопросов, связанных с реорганизацией теат- рального дела" 5130 0. Ситуация для театральной общественности была, признаемся, неординарной: в театральной, как и в политической жизни страны, сложилось своеобразное двоевластие. И РТО, и союзы собирались практически одновременно, грудь в грудь, провести свои высшие форумы, и сделать выбор между ними - с кем идти, кого поддержи- вать - было не простой задачей. Трещина между союзами и РТО проходила по-живому, по людям. Жажда перемен и надежда на луч- шее будущее толкала артистов в союзы, чувство долга и гарантия привычного, стабильного удерживала их в составе РТО. Правда, РТО наконец-то решилось на компромисс. Это вырази- лось в персоналиях комиссии, которой предлагалось обсудить " на каких началах и принципах будет созван съезд" 5131 0. В комиссию вошли: от РТО - А.А.Бахрушин, А.С.Кошеверов и М.И.Комаров, от союза - В.Э.Мейерхольд, А.Я.Таиров, В.В.Тихонович и М.Ф.Ленин. На заседаниях комиссии были выработаны основные положения орга- низации съезда. В частности, договорились, что его делегатами могут быть представители общественных организаций, согласовали список этих делегаций - их набралось 30, выработали квоту представительства: от каждой организации - по одному делегату, если же организация объединяет деятелей театров разных видов, то делегируются представители от каждого вида театра. Согласи- лись пригласить те организации, которые успеют образоваться до съезда. Не забыли и центральные органы, объединяющие " местную работу в данной области" 5132 0. Выработанные принципы были простыми и совсем не простыми одновременно. Действительно, многочисленный союз, например, драматических актеров посылал на съезд одного делегата, а вдвое или втрое меньший по численности союз артистов и хористов - как минимум, двух. Формально вроде бы все верно - ведь предлагалось образовывать союз союзов, а на самом деле явно прослеживается тайный умысел договаривающихся сторон переиграть друг друга. Судя по букве договора, РТО имело хорошие шансы удержать в сво- их руках вожжи театрального управления. Думается, что во многом эти условия (разумеется, наряду с другими причинами) подвигли В.Э.Мейерхольда ускорить создание союза мастеров сценического искусства - режиссеров и художников -декораторов. В середине июля пресса сообщала: " В.Э.Мейерхольд сейчас в Москве, где организует союз мастеров театральных пос- тановок" 5133 0. А 10 августа состоялось первое заседание союза, в котором приняли участие Ю.П.Анненков, Н.Н.Евреинов, Ф.Ф.Комис- саржевский, А.В.Лентулов, В.Э.Мейерхольд, В.Г.Сахновский, А.Я. Таиров и другие. Необходимость объединения обосновывалась, в частности, тем, что в московском Малом театре в состав худо- жественной комиссии не выбрали ни режиссера, ни художника. На совещании пришли к соглашению, что новый союз автономен, но бу- дет тесно сотрудничать со Всероссийским союзом сценических дея- телей. Собрание признало доказанным, вопреки мировой практике, что авторское режиссерское право существует. В заключении сфор- мировали несколько комиссий, и в том числе - об авторском ре- жиссерском праве, которую возглавил В.Э.Мейерхольд 5134 0. Петроградцы условия компромисса РТО не приняли и выдвинули свои принципы проведения съезда. Они предлагали созвать его с 5 по 12 августа в Петрограде, чтобы подчеркнуть его отличие от предыдущих съездов РТО. Как и раньше, они считали невозможным " соединение актеров и антрепренеров", что было выражено уже в первом пункте их требований: " съезд профессиональный, и потому участвовать в нем могут деятели всех родов сценического искусс- тва, вносящие в дело искусства только труд, но не капитал, то есть не предприниматели" 5135 0. При этом особо оговаривалось, что " художественные деятели сцены, принимающие одновременно участие в антрепризе, могут быть допущены к участию в работе Съезда с особого в каждом отдельном случае разрешения Президиума Съез- да" 5136 0. На фоне дореволюционных безупречно-отточенных формулировок юридическая неряшливость этого пункта не может не вызвать удив- ления. Разве антрепренер привносит в " дело искусства" только капитал? Если сценическое искусство де-факто признается " де- лом", что прямо следует из текста, то кто-то должен это дело организовывать. Значит, этот кто-то неназванный вкладывает в дело кроме капитала еще и труд, умение, коммерческий расчет, организаторский талант. Разве, наконец, уважающий себя антреп- ренер не рискует своим добрым именем? Конечно, рискует, и это не хуже нас понимали петроградцы, но передернули в пылу полеми- ки и передернули сознательно, в пику РТО. Соперничество РТО и союзов приводило к тому, что каждая из противоборствующих сторон стремилась всеми возможными средства- ми, далеко не всегда корректными, обеспечить себе на съезде большинство. Компромисса не получилось, входящие в комиссию представители союзов - В.Э.Мейерхольд, А.Я.Таиров, М.Ф.Ленин и В.В. Тихонович - выступили против проведения съезда в августе, предложив перенести его до Поста 5137 0. Съезд не складывался, и тогда Совет РТО решил созвать в Москве Чрезвычайное общее собрание. Тем временем союзы вырвались вперед - 20 августа в Петрограде открылась конференция профессиональных союзов художественных работников сцены, включая артистов варьете и цирка. Принцип представительства на нем был более демократическим, чем в проекте РТО: каждый местный союз мог послать трех делегатов с правом решающего голоса, а от трупп, еще не объединившихся в союзы, – делегаты с совещательным голосом. Как бычно, был заявлен широкий круг вопросов: организация Всероссийского профессионального союза, утверждение устава и нормативного (нормального) договора, муниципализация и государственные театры и т.д. Народу, впрочем, собралось не много ― всего около 30 человек, но это не повлияло на накал страстей. Конференция началась с высокой ноты ― с выступления председателя еврейских артистов и хористов, артиста из Одессы И.Г.Веритэ. Журналист характеризовал его " явным большевиком, с хорошей коммерческой головой, с большой энергией и злобой, натасканной на антрепренера." 5138 0 И.Г.Веритэ не только объявил смерть антрепренерам: " Душите антрепренеров, как они душили нас! Это мерзавцы, подлецы! Они мильоны нажили! " 5139 0, но и подсказал актерам надежную методику их удушения: " усиливая свои требования, бастуя, срывая, буде надо, предприятия, чтобы антрепренер всегда чувствовал страх и был застигнут врасплох" 5140 0. Он закончил выступление под аплодисменты большинства делегатов.
|