Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности ферментативного состава у детей разных возрастных периодов






Активность ферментов амилазы, липазы и каталазы в крови новорожденных детей первых дней жизни достаточно хорошо выражена и, по-видимому, находится в некоторой зависимости от активности ферментов матери. В период новорожденности активность указанных ферментов падает и лишь к концу этого периода, приблизительно с конца 2-й — начала 3-й недель жизни, снова начинает нарастать. У здоровых детей первых месяцев жизни, находящихся в нормальных для них условиях окружающей среды и получающих правильное питание, активность амилазы, липазы и каталазы в крови систематически нарастает с возрастом, усиление активности этих ферментов особенно отчетливо заметно в течение 1-го года жизни. Активность различных ферментов крови у отдельных детей может колебаться в довольно широких пределах.

Угольная ангидраза, определяемая в периферической крови, обнаруживает низкую активность у новорожденных и с возрастом ребенка нарастает.

Секреторный аппарат ж/ктракта у детей первого года жизни развит недостаточно. Состав желудочного сока у детей схож со взрослыми, но кислотная и ферментативная активность его значительно ниже. Основным действующим ферментом желудочного сока является сычужный фермент (лабфермент), который обеспечивает первую фазу пищеварения — створаживание молока. В желудке грудного ребенка выделяется крайне мало липазы. Этот недостаток восполняется наличием липазы в грудном молоке, а также панкреатическом соке ребенка. Если ребенок получает коровье молоко, жиры его в желудке не расщепляются.

 

 

Ситуационные задачи.

1. Карбоксипептидаза состоит из 307 остатков аминокислот. Три каталитически группы являются главными в активном центре фермента. Это аргинин 145, тирозин 248 и глутаминовая кислота 270 (номер-положение аминокислоты в полипептидной цепи). Каким образом три аминокислоты, расположенные так далеко друг от друга, могут катализировать реакцию? Если в процессе гидролиза участвуют только эти три каталитические группы, то зачем ферменту так много аминокислотных остатков?

2. Глутаматдекарбоксилаза катализирует реакцию:

В6

Глутаминовая кислота → ГАМК + СО2

а) по изменению концентрации каких веществ можно охарактеризовать активность фермента?

б) как можно увеличить скорость данной реакции?

3. Фермент трипсин способен расщеплять пептидные связи белков. Почему обработка трипсином приводит к инактивации многих ферментов?

(Для обоснования ответа вспомните: что такое ферменты? К какому классу ферментов относится трипсин?)

4. Оптимальными условиями действия амилазы – фермента, расщепляющего крахмал, являются рН=6, 8; температура 37º С. Как изменится активность фермента при изменении условий реакции? Укажите причину изменений.

а) рН инкубационной среды =5; б) температура инкубации 70º С;

5. Сравните специфичность действия двух групп пептидаз – пищеварительного тракта и свертывающей системы крови. В каком случае специфичность выше?

(Для обоснования ответа вспомните: что такое пептидазы, к какому классу они относятся, что такое специфичность фермента?)

6. Раствор, содержащий высокомолекулярные вещества различной природы (полисахариды, белки, нуклеиновые кислоты), проявляет каталитическую активность по отношению к какой-либо определенной реакции. Природа катализатора неизвестна. Установлено, что он обладает следующими свойствами: а) снижает энергию активации; б) ускоряет прямую и обратную реакции; в) обладает высокой специфичностью; г) ускоряет момент достижения равновесия, не сдвигая его; д) прекращает каталитическое действие после добавления в раствор вещества, разрушающего пептидные связи. Какие из свойств служат прямым доказательством белковой природы катализатора?

(Для обоснования ответа вспомните: что такое фермент? Чем отличаются действия органических и неорганических катализаторов)

7. Зерна в свежесобранных початках кукурузы сладкие из-за большого содержания в них глюкозы. Чем дальше от момента сбора, тем менее сладкими становится зерна в связи с превращением глюкозы в крахмал. Для сохранения сладкого вкуса початки сразу же после сбора помещают на несколько минут в кипящую воду и потом охлаждают. Как объяснить смысл такой обработки?

8. С какой целью в консервируемые продукты добавляют пищевые кислоты в концентрации 4-6%, чаще всего уксусную.

9. Известно, что в настоящее время для физического способа консервирования в промышленных условиях применяют токи УВЧ, которые в течение 30-50 сек. обеспечивают очень быструю стерилизацию. Объясните биохимический механизм такого метода.

10. Мороженая картошка имеет сладковатый привкус. Почему? (температурный оптимум амилазы картофеля –4º).

11. Почему сырое мясо нужно держать в морозильнике, а вареное – на нижней полке холодильника?

12. Объясните, почему при скисании молока оно створаживается.

Практическая часть (для лабораторного практикума).

1.Специфичность действия ферментов на примере α -амилазы слюны.

2. Влияние температуры на активность фермента α -амилазы слюны.

3. Влияние рН на активность α -амилазы слюны.

 

Студенты делятся на 3 группы. Каждая группа выполняет одну работу. Записывает результат на доске в виде схемы и объясняет. После чего все студенты в своих тетрадях заполняют протоколы.

Амилаза расщепляет крахмал через стадию декстринов до редуцирующего дисахарида – мальтозы. О действии фермента можно судить по исчезновению субстрата или по образованию конечных продуктов.

Принцип метода: α -амилазы катализирует гидролиз 1, 4-гликозидных связей в крахмале и гликогене, что приводит к расщеплению субстрата и появлению продуктов гидролиза – декстринов и дисахарида мальтозы. Определяя убыль субстрата с помощью реакции с реактивом Люголя (раствор йода в KI), судят о наличии фермента. Крахмал определяется пробой Люголя – дает сосвободнымI2 синее окрашивание. Конечные продукты расщепления крахмала можно обнаружить с помощью редуцирующих проб, например, пробой Фелинга. Реакция основана на способности углеводов восстанавливать металлы. При нагревании голубой гидрат окиси меди восстанавливается углеводом сначала в гидрат закиси меди желтого цвета. А затем в закись меди кирпично-красного цвета.

Ход работы.

1. В одну пробирку – 2 мл 0, 5% раствора крахмала

Во вторую пробирку – 2 мл 2% раствора сахарозы.

В обе пробирки добавить по 1 мл разведенной в 10 раз слюны. Пробирки встряхнуть и поместить в термостат при 38º С на 10 минут. После этого содержимое каждой пробирки разделить на 2 части и провести в одной реакцию с реактивом Люголя, а в другой провести пробу Фелинга. Параллельно провести отдельно такие же пробы с крахмалом и сахарозой.

Проба Люголя. К содержимому пробирки добавить 1 каплю раствора Люголя. Появление синего окрашивания свидетельствует о наличии крахмала.

Проба Фелинга. К содержимому пробирки добавить примерно половину объема 10% раствора КОН и по каплям 1% раствора CuSO4 до образования неисчезающей мути на фоне голубой окраски раствора. Верхний слой жидкости нагреть на пламени спиртовки. Появление желтого окрашивания, переходящего в кирпично-красное, указывает на наличие редуцирующих углеводов.

Сделать таблицу

№ пробирки Источник фермента Субстрат Реакция с реактивом Люголя (цвет) Проба Фелинга (+ или -) Вывод
           
           

 

2. В 4 пробирки взять по 4 мл 0, 5% раствора крахмала и по 1 мл разведенной в 10 раз слюны. Одну пробирку поставить в лед, вторую в кипящую водяную баню, третью в термостат при 38º С, а четвертую оставить при комнатной температуре. Через 10 минут содержимое каждой пробирки разделить на 2 части и провести в одной реакцию с реактивом Люголя, а в другой провести пробу Фелинга.

Заполнить таблицу

№ пробирки Температура С º Реакция с реактивом Люголя (цвет) Проба Фелинга (+ или -) Вывод
         
         
         
         

 

3. В 3 пробирки вносят по 3 мл буферных растворов с рН 2, 0; 7, 0; 9, 0.

Во все пробирки прибавляют по 2 мл 0, 5% раствора крахмала и по 1 мл разведенной в 10 раз слюны. Пробирки встряхнуть и поместить в термостат при 38º С на 10 минут. После этого содержимое каждой пробирки разделить на 2 части и провести в одной реакцию с реактивом Люголя, а в другой провести пробу Фелинга. Только нужно помнить, что реакция Люголя протекает в кислой или нейтральной среде, а проба Фелинга только в щелочной среде.

Заполнить таблицу

№ пробирки рН среды Реакция с реактивом Люголя (цвет) Проба Фелинга (+ или -) Вывод
         
         
         

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал