Тесты для текущего контроля (представлены в разделе УМК)
Пример теста по разделу 1. Основные характеристики воспроизводства трудовых ресурсов
1. Трудовые ресурсы как экономическая категория выражают:
а) отношения по поводу определения численности населения, занятого в экономике, а также незанятого в ней трудоспособного населения рабочего возраста;
б) отношение по поводу населения, обладающего физической и интеллектуальной способностью к труду в соответствии с установленными государством условиями воспроизводства рабочей силы;
в) отношения по поводу населения, обладающего возможностью иметь определенные доходы на основе установленных государством условий воспроизводства рабочей силы.
2. Экономическим содержанием воспроизводства рабочей силы выступают отношения, складывающиеся по поводу:
а) ее использования и наделения определенным уровнем дохода;
б) ее формирования, распределения (перераспределения) и использования;
в) ее формирования и использования для получения определенного дохода государством, работодателем, работником.
3. Обеспечение занятости трудоспособного населения относится к следующей фазе воспроизводства рабочей силы:
а) к фазе использования;
б) к фазе распределения;
в) к фазе формирования.
4. К какой фазе воспроизводства рабочей силы относится приобретение способности к труду посредством общего и специального профессионального образования:
а) к фазе использования;
б) к фазе распределения;
в) к фазе формирования.
5. Воспроизводство трудовых ресурсов находится в постоянной взаимосвязи:
а) с получением дохода, прибыли;
б) с воспроизводством общественного продукта;
в) с воспроизводством фонда жизненных ресурсов.
6. Фонд жизненных средств – это:
а) совокупность материальных благи услуг, которые могут войти в личное потребление;
б) общественные фонды потребления, направленные на воспроизводство рабочей силы;
в) «а» и «б».
Вопросы для текущего контроля
Тема 1. Предмети задачи дисциплины «Управление трудовыми ресурсами»
- В чем состоит предмет дисциплины?
- Как «Управление трудовыми ресурсами» связано с наукой о народонаселении – демографии?
- Назовите основные задачи курса.
- Чем отличается управление трудовыми ресурсами от управления персоналом?
Тема 2. Основные понятия дисциплины
1. Раскройте понятие «человеческие ресурсы».
2. Дайте определение трудовых ресурсов как экономической категории и как планово-учетного показателя.
3. Из каких составных частей складываются трудовые ресурсы, экономически активное и неактивное население?
4. В чем сущность трудового потенциала и его отличие от трудовых ресурсов?
5. какие показатели характеризуют индекс развития человеческого потенциала. Назовите их минимальное и максимальное значения.
Тема 3. Система управления трудовыми ресурсами
- Каковы основные элементы механизма управления?
- Назовите органы управления трудовыми ресурсами общей, специальной и отраслевой компетенции и укажите их основные функции.
- Дайте понятие и характеристику принципов и методов управления.
- В чем значение экономических методов управления?
- Назовите и охарактеризуйте основные обеспечивающие подсистемы управления трудовыми ресурсами.
- Чем определяются региональные особенности управления трудообеспечением и трудоиспользованием? Назовите основные направления совершенствования управления ресурсами на региональном уровне.
Тема 4. Воспроизводство рабочей силы
- Назовите фазы воспроизводства трудовых ресурсов? Каково содержание каждой фазы?
- Что собой представляет фонд жизненных средств? Каковы источники его формирования?
- От чего зависит отраслевая и региональная структура совокупной рабочей силы?
- Как зависит воспроизводство рабочей силы от экономических отношений?
- Каково влияние на воспроизводство рабочей силы политических, правовых, моральных и этических отношений.
- каковы экономические и социальные последствия воспроизводства рабочей силы в современный период в России?
- Каковы затраты на рабочую силу в России по сравнению с другими государствами?
- Что такое квазипостоянные издержки на труд?
Тема 5. Население как основа формирования трудовых ресурсов
- В чем заключается сущность воспроизводства населения?
- какие изменения в возраст ной структуре населения происходят в России и в мире? Почему в России низкая продолжительность жизни?
- какие показатели применяются для характеристики количественных изменений трудовых ресурсов и как они рассчитываются?
- Дайте характеристику основных методов прогнозирования численности населения.
- В чем заключается сущность демографической политики?
- Дайте количественную характеристику трудового потенциала. Рассчитайте величину трудового потенциала предприятия.
Тема 6. Качественные характеристики трудовых ресурсов
- Оцените степень адекватности настоящего состояния трудового потенциала вызовам современного этапа экономического развития России.
- Раскройте взаимосвязь неизбежности перехода к инновационному пути развития и повышения качественных характеристик трудовых ресурсов.
- Дайте характеристику компонентам трудового потенциала: здоровью, творческому потенциалу, организованности, ассертивности, образованности, нравственности.
- Раскройте понятия «профессионализм», «компетенция», «квалификация».
- Что такое человеческий капитал? Как он формируется? И как оценивается?
- Охарактеризуйте фонд рабочего времени и его использование как качественные характеристики трудового потенциала.
- Охарактеризуйте воспроизводство человеческого капитала в течение всего жизненного цикла.
Тема 7. Организация профориентационной работы и ее роль в формировании трудового потенциала общества
- Назовите основные формы профориентационной работы и направления их совершенствования на современном этапе развития экономики страны.
- Дайте характеристику основных составных элементов системы управления
профориентационной работы?
- Что такое профессиограмма? Какие разделы она содержит для специалиста-менеджера по управлению персоналом?
Тема 8. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров
- Назовите основные задачи, стоящие перед системой подготовки кадров на современном этапе развития страны.
- Назовите основные звенья общегосударственной системы подготовки квалифицированных рабочих.
- Дайте характеристику основных форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих.
- Дайте характеристику общегосударственной системы подготовки и повышения квалификации кадров специалистов.
- Назовите основные направления совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на современном этапе развития экономики страны.
Тема 9. Движение, мобильность трудовых ресурсов и трудообеспечение в условиях рыночной экономики
- Перечислите важнейшие особенности рынка труда. Какие существуют составные части рынка труда?
- Что такое система отношений на рынке труда?
- Что является сегментом рынка труда? Приведите их краткую характеристику.
- Перечислите основные особенности первичного и вторичного рынков труда.
- Какие вы знаете наиболее известные модели рынка труда?
- Какими факторами определяются спрос и предложение на рынке труда?
- Что понимается под безработицей?
- каковы особенности безработицы в России и ее формы?
- Назовите виды движения трудовых ресурсов и дайте их характеристику.
- Назовите факторы и функции мобильности рабочей силы.
- В чем заключается сущность миграции? Объясните разницу между внешней и внутренней миграцией?
- Какие применяются показатели и коэффициенты для анализа миграции рабочей силы?
- Как определяется сальдо миграции? Перед вами три показателя: среднрегодовая численность работников города, мигранты, прибывшие и выбывшие. Достаточно ли этих показателей для расчета?
- Что такой миграционный поток?
- Какие причины определяют миграцию?
- Каково содержание миграционной политики?
- Назовите основные методы изучения миграции.
- Назовите основные факторы, определяющие целесообразность маятниковой миграции.
- Назовите основные методы планирования и прогнозирования трудовых ресурсов.
- Какие балансы трудовых ресурсов вы знаете? Каково их содержание?
- Дайте характеристику основных организационно-правовых форм трудообеспечения. Укажите тенденции их развития.
- Назовите основные пути совершенствования трудообеспечения экономики в современных условиях.
- Как вы оцениваете нетрадиционные формы регулирования численности работников: аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг пероснала.
- Как вы оцениваете экономические и социальные последствия привлечения иностранной рабочей силы?
- Каковы основные источники трудообеспечения, их соотношение на различных этапах развития страны.
Тема 10. Социально-экономические условия достижения полной и эффективной занятости населения
- В чем заключается социально-экономическое содержание занятости?
- Дайте характеристику основных видов и форм занятости.
- Охарактеризуйте структуру занятости и назовите основные тенденции ее изменения. Назовите основные пропорции, характеризующие структуру занятости населения в общественном производстве.
- Каковы основные принципы занятости сформулированы в Законе РФ «О занятости населения в РФ».
- Какие категории относятся к занятому населению?
- Кто относится к незанятому населению?
- Можете ли вы определить уровень занятости?
- какие вы знаете нестандартные формы занятости? Дайте им характеристику.
- Как вы можете охарактеризовать полную занятость?
- Что такое эффективная занятость? Как ее достичь?
Тема 11. Формы и методы управления занятостью населения, государственная политика занятости
- Что вы знаете о зарубежном опыте регулирования занятости. Какая модель наиболее предпочтительна для использования в России?
- Что собой представляет активная политика занятости?
- Какие уровни программ содействия занятости населения вы знаете? Каково их содержание?
- Что собой представляет Концепция действий на рынке труда?
- Какие органы и организации участвуют в регулировании занятости? Опишите роль каждого в реализации государственной программы содействия занятости.
- Перечислите направления государственной политики занятости на рынке труда.
- Какие административные регламенты, содействующие занятости населения вы знаете? Каковы их цели и роль в решении поставленных задач?
Тема 12. Оценка эффективности использования трудовых ресурсов
- Как связано использование трудовых ресурсов с интенсификацией производства, развитием высоких и информационных технологий, инновационных способов производства?
- Каково содержание интенсификации производства? Какова взаимосвязь процесса интенсификации производства и эффективности использования трудовых ресурсов.
- Назовите основные требования к использованию трудовых ресурсов в условиях инновационного развития.
- Дайте характеристику условий и факторов, определяющих повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Каковы особенности их действия на современном этапе развития экономики?
- Дайте характеристику резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов и укажите особенности их выявления и реализации на современном этапе развития.
- Назовите основные показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
- Охарактеризуйте взаимосвязь результативных показателей на каждой стадии воспроизводства трудовых ресурсов и факторов, влияющих на них.
Тема 13. Обеспечение кадрами и их использование на уровне организаций
- Дайте характеристику процессов трудообеспечения и трудоиспользования на уровне первичного производственного звена.
- Каковы состав и структура кадров предприятия?
- Дайте характеристику процесса движения кадров, назовите его основные
показатели.
- Назовите основные направления эффективности рационализации рабочих мест.
- Перечислите направления рационализации численности рабочих.
- Как подготовиться к своему трудоустройству?
- Что собой представляет резюме для трудоустройства? Попытайтесь его составить.
- Как вы будете себя вести, если вас пригласят для собеседования?
4.3. Вопросы к экзамену по дисциплине «Управление трудовыми ресурсами»
1. Основные понятия, характеризующие трудовые ресурсы.
2. Структура и воспроизводство населения.
3. Структура формирования трудовых ресурсов.
4. Трудовой потенциал: сущность, показатели и структура.
5. Влияние миграции на трудовые ресурсы.
6. Качество трудовых ресурсов и индекс человеческого развития.
7. Человеческий капитал как отражение качественных характеристик трудовых ресурсов.
8. Теория человеческого капитала о внутренних нормах отдачи.
9. Теория человеческого капитала об инвестициях в человеческий капитал.
10. Экономические интересы и управление трудовыми ресурсами.
11. Объект и субъект управления трудовыми ресурсами.
12. Цели и задачи управления трудовыми ресурсами.
13. Функции управления трудовыми ресурсами.
14. Основные подсистемы управления трудовыми ресурсами.
15. Управление демографическими процессами.
16. Задачи и цели профориентационной работы.
17. Методы профориентационной работы. Составление профессиограмм.
18. Управление профессиональной ориентацией: механизм и органы управления.
19. Социальное влияние регионального развития экономики и НТП на модернизацию системы подготовки и переподготовки кадров.
20. Развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в рыночных условиях.
21. Классификация профессий, специальностей, квалификаций.
22. Особенности предоставления образовательных услуг в России и за рубежом.
23. Основные формы обучения рабочих.
24. Подготовка специалистов.
25.Виды движения трудовых ресурсов.
26. Управление размещением производственных сил.
27. Организационно-правовые формы трудообеспечения экономики страны.
28. Занятость: сущность и формы.
29. Методы определения дополнительной потребности в кадрах.
30. Основные показатели, характеризующие занятость. Государственная политика в области занятости.
32. Факторы и функции мобильности рабочей силы.
33. Условия и факторы повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
34. Классификация и характеристика резервов повышения эффективности использования трудовых ресурсов.
35. Повышение качества трудовой жизни.
36. Основные задачи и методы планирования трудовых ресурсов.
37. Балансовые методы в прогнозировании численности и состава трудовых ресурсов.
38. Принципы и методы управления трудовыми ресурсами.
39. Деятельность органов управления трудовыми ресурсами.
40. Функционально-обеспечивающие подсистемы в механизме управления трудовыми ресурсами.
41. Региональные особенности управления трудовыми ресурсами.
42. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов.
43. Инновационное экономическое развитие и занятость.
44. Нестандартные формы занятости.
45. Государственное регулирование занятости. Дополнительные меры со стороны государства для снижения напряженности на рынке труда в Кризисных условиях.
46. Административные регламенты оказания государственных услуг в управлении трудовыми ресурсами.
47. Нетрадиционные методы регулирования численности работников организаций: аутстаффинг, аутсорсинг, лизинг персонала.
48. Взаимосвязь результативных показателей управления трудовыми ресурсами с показателями, характеризующими стадию формирования трудовых ресурсов.
49. Взаимосвязь результативных показателей управления трудовыми: ресурсами с показателями, характеризующими стадию распределения и перераспределения трудовых ресурсов.
50. Взаимосвязь результативных показателей управления трудовыми ресурсами с показателями, характеризующими стадию использования трудовых ресурсов.
51. Рационализация численности работающих на предприятиях в условиях кризисного развития экономики.
4.3. Дополнения и изменения в рабочей программе на учебный год ______/______
|