Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рекомендации по изучению темы
Работу над этой темой следует начинать с определения понятия и классификации видов особо охраняемых природных территорий. В связи с особой экологической, эстетической, научной и иной ценностью таких территорий на них устанавливается только государственная собственность. Эти объекты составляют природно-заповедный фонд Российской Федерации, в рамках которого существует жесткий режим охраны. В зависимости от цели создания, степени и содержания ограничений на природопользование, от видов и размеров природных объектов различаются государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы. Кроме того, существуют такие особо охраняемые территории, как лечебные и оздоровительные зоны, зеленые зоны, которые не входят в природно-заповедный фонд. Студенту необходимо иметь полное представление о различиях в правовых режимах этих территорий и объектов, о порядке их создания и управления. Необходимо остановиться также на вопросе о правовой охране редких и находящихся под угрозой уничтожения растений и животных. В отношении таких объектов устанавливаются строгие меры охраны, включая ограничение или запрет на охоту, добычу и торговлю. При изучении данной темы также следует уяснить роль земли как основного средства производства и пространственного базиса жизнедеятельности общества и экологической роли земли. Для понимания сущности правовой охраны данного природного объекта студенты должны видеть различие между понятиями «земля» и «почва». Анализируя динамично развиваемое на современном этапе земельное законодательство, необходимо вначале рассмотреть категории земель, права и обязанности собственников, арендаторов и пользователей земли, касающиеся охраны окружающей среды. От студентов требуются подробные знания того, как решаются вопросы охраны окружающей среды при отводе земель под строительство экологически вредных объектов. Особое внимание следует уделить изучению вопросов правовой охраны земли. Сущность правовой охраны земель заключается в установлении и обеспечении соблюдения требований, направленных на осуществление мероприятий по сохранению плодородного слоя земли, предотвращению ее истощения, загрязнения, разрушения; рациональное использование земель, повышение их плодородия; обеспечение благоприятного состояния окружающей среды. Студенты должны обладать знанием предусмотренной законодательством системы мер по охране земель. Особое внимание следует обратить на требования, касающиеся нормирования предельно допустимого загрязнения земель. С учетом роли сельскохозяйственных земель и высоких уровней их деградации важно усвоить требования по консервации загрязненных сельскохозяйственных земель и положения Государственной комплексной программы повышения плодородия почв России. В связи с важностью учета земель и составления земельного кадастра, проведения мониторинга и контроля как постоянных функций государственного управления в сфере использования и охраны земель студенты изучают соответствующие требования земельного законодательства. Выполнение требований земельного законодательства обеспечивается, в частности, с помощью применения юридической ответственности. Студенты должны знать основы правового регулирования и практику применения дисциплинарной, административной, уголовной и имущественной ответственности в изучаемой области. К изучению вопроса об использовании и охране недр следует подходить с учетом роли недр не только как экологического фактора, но и как одного из основных источников богатства общества. Задача студентов — усвоить и оценить, как с помощью правовых мер обеспечивается решение задач рационального использования недр и их охраны с учетом интересов настоящего и будущих поколений. Начинать изучение темы нужно с юридического понятия недр как части земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов и простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. При этом важно осознавать, что понятие недр не сводится лишь к совокупности полезных ископаемых. Свойства и особенности недр учитываются в системе их правовой охраны. Важно также обратить внимание на то, что подземные воды имеют сложный правовой режим. Они одновременно являются объектом правовой охраны недр и правовой охраны вод. От студентов требуются знания основных видов пользования недрами — для геологического изучения; для добычи полезных ископаемых; для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; для сбора геологических коллекционных материалов и др. Необходимо обратить особое внимание на порядок предоставления недр в пользование для этих видов, на роль лицензий, их содержание, условия предоставления и изъятия. С точки зрения охраны недр и окружающей среды в процессе пользования недрами следует рассмотреть роль органов по охране окружающей среды в процессе лицензирования. Нужно знать основные требования по рациональному использованию и охране недр, права и обязанности пользователей недр. Принимая во внимание важность учета, ведения кадастра месторождений полезных ископаемых и баланса запасов полезных ископаемых, проведения контроля как постоянных функций государственного управления в сфере использования и охраны недр, студенты изучают соответствующие требования законодательства о недрах. Выполнение требований горного законодательства обеспечивается, в частности, с помощью применения юридической ответственности. Студенты должны усвоить основы правового регулирования и обладать знаниями практики применения дисциплинарной, административной, уголовной и имущественной ответственности в изучаемой области. Для лучшего усвоения вопросов понятия вод, отношений по их использованию, а также охраны водных объектов важно знать о роли вод в развитии человеческого общества, удовлетворении экономических, социальных, физиологических, экологических, рекреационных и иных потребностей. Необходимо также знание современных факторов отрицательного воздействия на состояние вод и основных источников такого воздействия. Важно иметь четкое представление о различиях между бытовым и юридическим понятием «воды». Изучая водное законодательство, следует обратить внимание на сложный правовой режим подземных вод как объекта одновременно и водного, и горного законодательства. Водный кодекс РФ — один из новейших актов природоохранительного законодательства. При изучении вопросов темы важно не только знать его положения, но и иметь в виду общие положения Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и иных актов, применяемых в целях охраны вод. Студенты должны усвоить виды водопользования, классифицированные в водном законодательстве по ряду признаков: в зависимости от хозяйственного целевого назначения использования водных объектов; по способу пользования водами; техническим условиям водопользования; условиям предоставления водных объектов в пользование; основаниям возникновения права водопользования. Они должны усвоить также порядок предоставления вод для специального водопользования. При изучении вопросов правовой охраны вод от загрязнения, засорения и истощения следует четко различать эти понятия и их содержание. Особое внимание нужно уделить таким мерам охраны вод, как нормирование допустимого загрязнения вод, а также требованиям по охране вод при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий и других объектов, оказывающих вредное воздействие на воды и иные виды деятельности. От студентов требуется знание роли разрешений на сброс сточных вод и их содержания, процедуры их выдачи и оснований аннулирования. Далее необходимо обратиться к вопросам государственного учета вод, ведения водного кадастра, водохозяйственных балансов, планирования охраны вод, проведения экспертизы, осуществления мониторинга и контроля как важнейших функций государственного управления в данной сфере. При этом особое внимание нужно уделить принципу бассейнового управления использованием и охраной вод, а также бассейновым соглашениям. Выполнение требований водного законодательства обеспечивается, в частности, с помощью применения юридической ответственности. Леса и внелесная растительность играют важную экологическую, экономическую, рекреационную роль, учитывая которую студенты подходят к изучению данной темы. Вначале следует разобраться с юридическим понятием «лес». Важно при этом обратить внимание на вопрос о лесном фонде и составе земель лесного фонда. В процессе изучения Лесного кодекса РФ и иных источников важно осмыслить природоохранительное значение деления лесов на три группы и знать правовой режим каждой из них. Существенную роль в обеспечении рационального использования и охраны лесов играют такие инструменты лесного законодательства, как расчетная лесосека и разрешительные документы, на основе которых участки лесного фонда предоставляются в пользование, — лицензия, лесорубочный билет (ордер), лесной билет. Необходимо также изучить требования закона о порядке предоставления лесного фонда в пользование, об основаниях прекращения права пользования лесным фондом, обязанностях лесовладельцев и лесопользователей по охране лесов и окружающей среды в процессе лесопользования. В законодательстве предусмотрена система мер и требований к повышению продуктивности и качества лесов, по порядку восстановления лесов и лесоразведения, охраны лесов от пожаров. Что касается охраны растительного мира вне лесов, то в отсутствие специального закона регулирование осуществляется фрагментарно в Федеральном Законе «Об охране окружающей среды», Земельном кодексе, Водном кодексе, Федеральном законе «О животном мире», в санитарном и ином законодательстве. Студенты должны приложить необходимые усилия к тому, чтобы найти и изучить соответствующие положения. В связи с важностью учета и составления кадастра лесного фонда, проведения лесного мониторинга и контроля как постоянных функций государственного управления в сфере использования и охраны лесов необходимо изучать соответствующие требования лесного законодательства. Выполнение требований законодательства в области охраны и использования растительного мира обеспечивается, в частности, с помощью применения юридической ответственности. Студенты должны усвоить основы правового регулирования и обладать знаниями практики применения дисциплинарной, административной, уголовной и имущественной ответственности в изучаемой области. Изучение вопроса понятия животного мира и его охраны следует начинать с вопроса о животном мире как основном компоненте природы, о роли животного мира в жизни человека и животном мире как объекте правовой охраны. Животный мир представляет собой совокупность диких животных, обитающих в природе в состоянии естественной свободы, постоянно или временно населяющих территорию страны или относящихся к естественным богатствам континентального шельфа России. При этом важно различать правовой статус животного мира как природного объекта и объекта правовой охраны, с одной стороны, и домашних животных, диких животных, находящихся в неволе, — с другой. Требования по регулированию использования и охране животного мира определяются в Федеральном законе «О животном мире» (1995г.), подзаконных актах, образующих обширный нормативный массив. Изучив Закон и другие акты, студенты получат необходимые знания относительно требований по регулированию охоты и рыболовства и охраны животного мира. Требования российского законодательства об охране животного мира следует изучать с учетом потребностей в решении глобальной проблемы сохранения видового многообразия. При этом основное внимание необходимо уделить изучению требований по охране и использованию животного мира, направленных на сохранение видового многообразия животного мира; на охрану среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; на сохранение целостности естественных сообществ; на научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира; на регулирование численности животных в целях предупреждения вреда окружающей среде и народному хозяйству. Особый объект охраны животного мира и соответственно внимания студентов — редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. Студенты должны знать правила охоты, рыболовства, осуществления других видов пользования животным миром, а также требования по охране животного мира при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, добыче полезных ископаемых и др. С учетом важности учета и мониторинга животного мира, экспертизы и контроля как постоянных функций государственного управления в сфере использования и охраны животного мира студенты изучают соответствующие требования фаунистического законодательства. К основным средствам обеспечения выполнения требований данного законодательства относится юридическая ответственность. Студенты должны усвоить основы правового регулирования и обладать знаниями практики применения дисциплинарной, административной, уголовной и имущественной ответственности в изучаемой области. При изучении вопроса атмосферного воздуха студенты вначале осознают роль атмосферного воздуха в жизни человека, в развитии растительного и животного мира, выясняют основные факторы воздействия на состояние атмосферы на современном этапе и пути сохранения и восстановления благоприятного состояния воздуха. Для понимания атмосферного воздуха как объекта правовой охраны важно видеть различие между атмосферным воздухом и, например, воздухом помещений. При изучении вопросов темы следует одновременно учитывать требования Федерального Закона «Об охране окружающей среды» относительно экологической экспертизы, экономических мер, юридической ответственности и др., используемые для охраны атмосферного воздуха. Нужно обратить внимание на то, что в отличие от других природных ресурсов в отношении атмосферного воздуха регулируется лишь его охрана. Регулирование использования данного ресурса осуществляется в минимальной степени. Основу правовой охраны атмосферного воздуха составляют меры по нормированию допустимого загрязнения атмосферы и вредного физического воздействия. Студенты изучают соответствующие требования, касающиеся критериев установления нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в воздухе и вредных физических воздействий на него, механизм установления нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) для предприятий и других стационарных источников и передвижных источников. Следует обратить внимание па роль и порядок предоставления разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Наряду с нормативами ПДК и ПДВ важная роль в регулировании охраны принадлежит требованиям по охране атмосферного воздуха при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных предприятий и иных объектов и осуществлении иной экологически значимой деятельности. При изучении этих требований важно рассматривать и оценивать их с точки зрения как охраны атмосферного воздуха внутри страны, так и выполнения международных обязательств России по решению глобальных задач, связанных с охраной озонового слоя и климатическими изменениями. Далее студенты изучают вопросы правового регулирования учета вредных воздействий на атмосферу, мониторинга и государственного контроля в сфере охраны атмосферного воздуха, а также юридической ответственности как одного из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства.
|